В статье рассматривается применение облачных технологий в сфере образования, приведены примеры использования облачных технологий в образовании. Проанализирована значимость внедрения и использования облачных технологий в российском обществе и российском образовании. Выявлено, что облачных технологии в образовании позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, и являются одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса.
Ключевые слова: облачные технологии, система образования, новые образовательные технологии, облако.
XXI век — век высоких технологий и массовой коммуникации. Сейчас сложно представить нашу жизнь без электронных устройств. Компьютер, ноутбук, планшет или даже сотовый телефон. Эти устройства изменили жизнь большого количества людей.
На сегодняшний день «облачные» технологии активно используются во всех развитых странах. Они обеспечивают принципиально новые, экономически эффективные возможности для бизнеса, управления, образования и научных исследований.
В настоящее время, очень быстрый рост информации, знаний сами по себе перестают быть самоцелью, они являются условием для успешной реализации личности, ее профессиональной деятельности.
Таким образом, изучение облачных технологий в настоящее время имеет особенное значение:
– наличие у одного человека нескольких компьютеров: на работе, дома, ноутбук, планшет, между которыми приходится постоянно переносить файлы, открывать и редактировать документы, думать о совместимости программного обеспечения;
– ограниченный объем жесткого диска компьютера или флеш — карты;
– необходимость иметь лицензию на программное обеспечение;
Облачные технологии — это технологии обработки данных, при которых компьютерные ресурсы предоставляются Интернет- пользователю как онлайн-сервис. Слово «облако» здесь присутствует как метафора, олицетворяющая сложную инфраструктуру, скрывающую за собой все технические детали.
В настоящее время выделяют следующие категории «облаков»:
- Частные (приватные)
- Публичные (общественные)
- Гибридные
- Клановые
Частное облако
Частное облако, (англ. privatecloud) — инфраструктура, которой пользуется одна организация, включающая несколько потребителей. Частное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации как самой организации, так и третьей стороны (или какой-либо их комбинации), и оно может физически существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца.
Публичное облако
Публичное облако, (англ. publiccloud) — инфраструктура, которой пользуется широкая публика. Публичное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации коммерческих, научных и правительственных организаций (или какой-либо их комбинации).
Гибридное облако
Гибридное облако, (англ. hybridcloud) — это комбинация из двух или более различных облачных инфраструктур (частных, публичных или общественных), остающихся уникальными объектами, но связанных между собой стандартизованными или частными технологиями передачи данных и приложений (например, кратковременное использование ресурсов публичных облаков для балансировки нагрузки между облаками).
Клановое облако или облако сообщества
Облако сообщества — вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом (кланом) потребителей из организаций, имеющих общие задачи. Общественное облако может находиться в кооперативной (совместной) собственности, управлении и эксплуатации одной или более из организаций сообщества или третьей стороны (или какой-либо их комбинации), и оно может физически существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца.
Таким образом, Облачные технологии — это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются Интернет-пользователю как онлайн-сервис.
Сегодня образование в России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем.
Само собой, что здесь прекрасно вписываются облачные технологии, от простых online инструментов, где дети могут совместно рисовать и делать записи, до сложных технологий совместной работы над проектами. Преподаватели и студенты, здесь активные участники. Больше всего здесь подходят технологии SaaS (аренда ИТ-приложений и облачные веб-сервисы, ведь среди них есть много абсолютно бесплатных).
Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать:
– электронные дневники, журналы
– личные кабинеты для студентов и преподавателей
– интерактивная приемная
– тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией
– поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии преподавателя или под его руководством
– облачные хранилища данных.
К направлениям использования облачных технологий в образовательной деятельности можно отнести следующие:
- Совместная работа сотрудников над документами.
Например, образовательная программа или годовой план. Этот документ создается работниками администрации и преподавателей, ответственных за какие-либо направления, таких как педагог-психолог, социальный педагог или ответственный за здоровье сбережение. Каждый отвечает за свою часть документа и не может вносить изменения в другие блоки.
Для совместной работы в облачных технологиях нужно создать или поместить документ в облачное хранилище и предоставить доступ к нему тем, у кого есть ссылка или по адресам электронной почты.
- Совместная проектная работа учеников.
Учащиеся получают темы для проектов. Потом делятся на 2 группы. У каждой группы свои обязанности. Руководитель создает документ и предоставляет доступ. Это могут быть ссылки или адреса электронной почты. Учащиеся работают над проектом дома или в школе, наполняя документы содержанием. Когда работа закончена, предоставляется доступ учителю.
При необходимости учитель оставляет комментарии, чтобы учащиеся смогли выполнить исправления.
Например, использование Документы Google, главным достоинством которых является возможность совместного редактирования документов (текстов, рисунков, презентаций, таблиц).
- Дистанционное обучение.
Учитель предлагает задание учащимся с помощью электронного дневника. Например, письменные задания. Ученик либо создает документ, либо работает с документом. Учитель может посмотреть измененный документ, так как у него есть к нему доступ. Принятие на вооружение облачных технологий, это необратимый процесс, идущий своим чередом. В течение ближайших времени «облака» станут в России такой же распространенной технологией, как и на Западе.
Сегодня облачные технологии — это то, чем каждый пользуется почти ежедневно. Стремительное распространение облачных технологий ставит перед нами задачу интеграции облачных сервисов в систему образовательного учреждения. Облачные вычисления имеют широкие перспективы применения в сфере образования, научных исследованиях и прикладных разработках, а также для дистанционного обучения.
Использование облачных технологий в учебном процессе позволяет сделать образовательное пространство открытым.
Литература:
- Что такое облачные технологии — https://studwood.ru/1046027/informatika/ponyatie_oblachnye_tehnologii
- История возникновения облачных технологий — http://megapredmet.ru/1–75950.html
- Классификация облачных технологий — https://www.sworld.com.ua/index.php/uk/technical-sciences/innovative-technologies/3194-barankov-bb
- Зачем нужны облачные технологии-http://vpravde.com/oblachnye-texnologii-chto-takoe-i-zachem-oni-nuzhny
- Наиболее распространённые облачные технологии — http://smartsourcing.ru/blogs/poleznye_tehnologii_i_produkty/1756
- Наиболее известные облачные сервисы — http://compconfig.ru/internet/oblachnye-hranilischa-dannyh.html
- Плюсы и минусы облачных технологий- http://megapredmet.ru/1–75949.html