Медийный фактор протестных акций в России 2019 года | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 30.12.2019

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Золотова, О. В. Медийный фактор протестных акций в России 2019 года / О. В. Золотова, А. С. Маник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 213-216. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65893/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы при помощи сравнительного анализа рассматривают протесты в г. Москва 2019 года, их специфику относительно протестного движения 2011–2013 гг., а также оценивают роль медийной коммуникации между властью и протестующими. В ходе исследования были выяснены факторы, влияющие на особенности идентификации протестующих, степень их консолидации, а также выявлена тенденция повышения роли медийных личностей в качестве лидеров общественного мнения. Результаты показали, что власть не оставляет без внимания данные факторы и отвечает на них многими формами, включая изменения в федеральных законах и формирование альтернативных информационных площадок.

Ключевые слова: протестное движение, Сеть Интернет, сравнительный анализ, гражданская позиция, общественное мнение.

История протестного движения в России после 1990-х годов не включает в себя кровопролитных переворотов и миллионных акций протеста, но, несмотря на это, она долгое время остаётся в фокусе исследований в разных областях гуманитарного знания. Исследователи протестного движения отводят для России особое место, отмечая специфику характера её масс — «их готовность к возмущению как таковому, не столько уже имеющему свою цель, сколько ищущему ее» [9;177]. Хабермас в своей теории коммуникативного действия отмечает, что конфликты «выражаются в субинституциональных или, по крайней мере, внепарламентских формах протеста, вопрос заключается… в защите и восстановлении находящегося под угрозой исчезновения образа жизни». Это говорит о неинституционализированности российского протестов, их причины же носят традиционный характер, например, несоблюдение прав человека, коррумпированность, бюрократия и т. д. Абсорбирование российского протеста в политическую систему позволит преодолеть проблему неинституционализированности, но следствием этого будет являться смягчение программ протестов [25, c. 102]. Поэтому в условиях глобальной информатизации консолидация протестующих масс и транслирование хода акций и пикетов осуществляется через коммуникативные интернет-площадки, которые позволяют сохранять первичное состояние «программ» протестов. Это ресурс, который отличился более высоким уровнем активности пользователей, несёт в себе большой объём информации и претендует на роль мобилизационной площадки для участников протеста. Сеть Интернет остаётся недооценена в названном качестве и степени её влияния на активные фазы протеста, повышение и спад напряжённости в обществе и т. д.

Ещё одной характерной для России чертой является консолидация сил протестующих не по классам или социальным группам (студенты, рабочие, пенсионеры, представители малого бизнеса и т. д.), а по признаку субъективного мнения, т. е., личные убеждения становятся главным критерием оценки эффективности участника протеста. Немаловажно, «как эти убеждения и мнения поддерживаются связями знакомств и образом жизни, выступая в качестве инструментов культурной коммуникации (…) участник протеста исходит из своего социального статуса, он должен осознать необходимость протеста, в чем его ориентирует ближайшее социальное окружение» [5]. Следовательно, в условиях кризиса идентичности протест становится формой поиска идентификации на основе протестных настроений, что проявляется в самоорганизации групп и сообществ, для которых важен не социальный статус участника, а его убеждения и их доказательства в реальной жизни.

Целью данной работы является сравнение тенденций коммуникативного взаимодействия власти и протестующих в России в медийной пространстве на примере митингов лета 2019 г. Исследование проблемы с использованием сравнительного анализа позволит взглянуть по-новому на неосвещённые прежде её аспекты

Известно, что митинги на проспекте Сахарова 20 июля и 10 августа 2019 года стали крупнейшими политическими акциями в России после протестной волны 2011–2013 годов. Однако первая волна возмущений прокатилась по столице после «дела Ивана Голунова», в связи с которым появился слоган «Я\МЫ», являющийся сам по себе интересным примером консолидирующего лозунга и используемый впоследствии в комбинации с именами других осуждённых [20]. Подобный приём можно увидеть на многочисленных плакатах, используемых на митингах 17, 20 и 27 июля, которые были собраны в поддержку незарегистрированных кандидатов на выборы Мосгордуму. После задержания 39 человек, в числе которых были и некоторые оппозиционные кандидаты, за несанкционированную акцию на территории МГИКа [15], протестующие вышли на согласованные митинги, держа в руках плакаты с именами и фотографиями конкретных задержанных, тем самым персонифицируя их и придавая более глубокое содержание абстрактному лозунгу «Свободу политзаключённым». Данный символизм стал мощным средством консолидации протестующих, в условиях отсутствия лидера, единства идеи и согласованности действий. Примечательно, что некоторые другие лозунги семантически и морфологически перекликаются с лозунгами протестного движения 2011–2013: «За честную власть» (2011 г.) — «Власть — это МЫ» (2019 г.), «За Россию без Путина» (2011 г.) — «Нет потомкам садистов НКВД» (2019 г.), «За честные выборы» (2011 г.) — «Здесь выбираем мы» (2019 г.) [23], [24]. Приведённые явные аллюзии на требования и формулировки активистов 2011 г., а также тот факт, что волна протестов лета 2019 года, являющаяся следствием «несправедливого» избирательного процесса регионального уровня (Мосгордума), соотносится по масштабу с протестами 2011 -2013гг, которые имели федеральное значение, только подтверждают глубину кризиса легитимности власти и отсутствия с её стороны эффективных методов коммуникации с массами.

Что же касается коммуникации внутри группы самих активистов, то ещё недавно большинство исследователей сходились во мнении, согласно которому интернет и сетевые сообщества (включая социальные сети) обладают слабым потенциалом в качестве инструмента мобилизации протестующих [Ксенофонтова, 2012; Хасуев, 2015; Соловей, 2017].В работах же второй половины 2019 года отмечается высокая роль интернета в активизации протестных настроений и перевода их на уровень действий, а также возрастная структура участников протестов (15–25 лет) [Аюшеева, 2019; Чеботарёва И. В., Мрочко Л. В., Пирогова Л. И., 2019]. О возрастании роли медийной сферы в данном процессе свидетельствует форма проведения митингов — 10 августа 2019 года акции прошли при поддержке известных медийных личностей (Юрий Дудь, Леонид Парфёнов и рэпер Oxxxymiron) [10], а также с выступлениями нескольких современных исполнителей («IC3PEAK», «Кровосток», FACE). Проведение в этот же день традиционного фестиваля «Панки в городе» не только способствовало достижению числа участников акции до 55–60 тыс. по данным Белого счётчика [8], но также и могло послужить поводом для обхода предупреждения СК РФ от 09.08.2019 о правовых последствиях «мирных прогулок» [7]. Факт того, что публичная демонстрация гражданской позиции и мнения по злободневным вопросам общественности становится прерогативой не только панк-групп, для которых данная тематика являлась всегда традиционной, подтверждает тенденцию к росту авторитета медийных личностей в качестве лидеров общественного мнения, а на это очевидным образом влияют современные информационные средства коммуникации.

Ответом со стороны власти на приведённые действия протестующих является задействование аналогичного административного ресурса — параллельные названным мероприятиям фестивали и концерты («Шашлык Live» 3 августа, «Meat&Beat» 10 августа), причём оба из них были анонсированы лишь за три дня до даты проведения [2]. Возникшая впоследствии общественная реакция на данные о посещаемости [13], размещённые на официальном портале мэрии Москвы [17], способствовала всплеску активного обсуждения данного события в сети среди граждан, скептически отнёсшихся к названному числу участников фестиваля [1]. Подобную реакцию вызвали данные опроса государственной организации ВЦИОМ [4], согласно которому 61 % москвичей и 69 % россиян одобряют применение жестоких мер по отношению к участникам несанкционированной акции протеста 27 июля.

Применение силового ресурса при разгоне протестующих свидетельствует о том, что политические протесты в России опять выходят из легального поля — причем, в отличие от ситуации 2011–2012 годов, происходит это в ситуации затяжного падения доходов населения и экономического кризиса. Этим фактом также можно объяснить более высокий показатель применения насилия со стороны силовиков в отличии от периода «Болотной», но есть также мнения, которые подтверждают характер провокационности действий со стороны протестующих [10]. Риторика лидеров парламентских партий, некоторых членов Совета по правам человека и президента свидетельствует при этом скорее об акценте на правовой стороне вопроса [6, с. 12]. Данную позицию ведущих акторов политической системы страны транслировали федеральные СМИ, акцентируя внимание на высшей степени корректности действий силовых структур в отношении протестующих, также отмечая их высокую моральную выдержку и степень проявленного профессионализма в рабочем процессе. Высказывались мнения, согласно которым действия протестующих становились контентом для западных стран и социальных сетей, а также рассматривались законодательные нарушения со стороны протестующих. Стоит отметить, что риторика федеральных телеканалов в 2012 году носила подобный характер, акцентировалось внимание на неправомерности действий протестующих. Осуществлялось это с помощью подмены смысла лозунгов таким образом, что риторика приобретала противозаконный характер, например, «За честные выборы» — «Митинги против результатов выборов в Госдуму».

Также для того, чтобы снизить возможность дальнейшего резонанса на протестные события со стороны граждан, используется «классический» метод со стороны государства, который представляет собой предоставление официальных статистических данных о количестве участников протеста, отличных от статистики других источников, таких как: организаторы акции, митинга, пикета или «Белый счётчик». Применение данного способа было выявлено как в протестной волне 2011 -2013гг., так и летом 2019г. Какая информация является более или менее корректной — вопрос отдельный, но факт состоит в том, что официальные «цифры» всегда в несколько раз меньше, чем у других источников, которые давно занимаются практикой подсчёта и введения статистики.

Неоднократно говорилось в возросшем значении интернет-коммуникации, как о мобилизационном методе и плацдарме, носящем характер свободы пользования, а также открытости. Действительно, контролировать данный ресурс — задача затруднительная, однако попытки в Российской Федерации для развития собственного интернета совершаются и носят успешный характер. Например, в апреле 2019 г. был принят закон № 608767–7 — О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации), где не было указана от какого характера угроз необходимо защищать «российский» коммуникативный ресурс, до этого его тестировали в Екатеринбурге [21].Репрезентация данной платформы происходит с точки зрения возможного отключения сети Интернет Западом или натиска кибератак, однако вероятность подобных угроз вычислить затруднительно, и поэтому противниками данный законопроект рассматривается как вероятностный способ персонифицировать пользователя Рунета. Их также не устраивает возможный статус России как страны с «ограниченной мировой сетью» [22]. Попытки контроля сети как процесс носят дихотомический характер, это проявляется во вполне оправданных действиях государственных структур, стремящихся снизить уровень дисбаланса среди граждан. Однако эти попытки вызывают недовольства среди сетевых пользователей, в большей степени среди молодёжи, которая подобные действия может расценить как введение цензурирующих элементов в информационной среде общества.

Итак, ссылаясь на вышеприведённые данные, можно говорить о том, что протестам лета 2019 г. свойственны массовость, незначительное расширение географического охвата протеста(немногочисленные пикеты солидарности прошли во многих крупных городах России), по сравнению с акциями периода 2011–2013 гг, где в поддерживающих пикетах участвовало около двадцати городов, а минимальная численность протестующих достигала около 1000 человек и выше. Также наблюдается усиление тенденции присоединения к протесту представителей медийной сферы, творческой интеллигенции, интеллектуальных и аналитических сообществ. Если в 2012 году резонанс среди данных представителей был невысоким, то в силу повышении роли сетевых сообществ как акторов, влияющих на общественное мнение, в 2019 году данный показатель повысился. Из этого следует, что разнообразие участников в протестном движении обеспечивают внимание массмедиа к кампании. Также, учитывая факты расхождения позиции некоторых пользователей сети с федеральными СМИ, отличия количественных показателей официальных данных и «Белого счётчика», интерес, стремление к сравнению данных, только повышает роль и влияние медийного и сетевого фактора среди граждан. Успешная массовая мобилизация протестующих с помощью интернет — коммуникации, как в 2011–2013 гг, так и летом 2019 г., только усиливает понимание среди пользователей, что медиа и сеть является мощным ресурсом для транслирования гражданской позиции. Однако здесь стоит сделать оговорку о том, что потенциал данных площадок ограничен. После удовлетворения лишь некоторых требований акций протеста, а именно — допуска некоторых независимых кандидатов, соответственно, незначительного увеличения представительства оппозиции в Мосгордуме, изменения приговора Павлу Устинову — активная фаза протеста сменилась единичными немногочисленными акциями и шествиями. Это может свидетельствовать о более сильном влиянии факторов отсутствия лидера и согласованности действий среди протестующих в сравнении с медийным.

Литература:

  1. «Ты не поверишь, но это «Шашлык Live». Как и почему люди высмеивают московский фестиваль [Электронный ресурс] // Medieleaks URL: https://medialeaks.ru/0508lug-shashlyk-live/ (дата обращения: 16.11.2019)
  2. Meat&Beat: в Москве снова срочно устраивают фестиваль в день акций протеста [Электронный ресурс]// BBC news URL: https://www.bbc.com/russian/news-49265675 (дата обращения: 16.11.2019)
  3. Аюшеева Д. А. Участие молодежи в протестных акциях в современной России как способ самоидентичности // Управленческое консультирование. 2019. № 6 (126). С. 147–153
  4. Выборы в Мосгордуму и акции протеста: общественная оценка [Электронный ресурс]// ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9831 (дата обращения: 16.11.2019).
  5. Жаде З. А., Уджуху С. М. Феномен протестной идентичности в современном российском обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 4
  6. Заявление в связи протестными акциями [Электронный ресурс] // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека URL: http://president-sovet.ru/members/blogs/post/3890/ (дата обращения: 16.11.2019.)
  7. Заявление Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс] // Следственный комитет Российской Федерации URL: https://sledcom.ru/news/item/1381298/?tab=images (дата обращения: 16.11.2019.)
  8. Комментарии «Белого счетчика» по оценке количества участников митинга 10.08.2019 [Электронный ресурс] // Белый Счётчик URL: https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=2615073931837609&id=593117810699908 (дата обращения: 16.11.2019)
  9. Лашевская А. Д. Социальный протест и социальная критичность: новые времена // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 2 (14). С. 175–181
  10. Оксимирон, Парфенов и Дудь выйдут на митинг 10 августа [Электронный ресурс]// Афиша Daily URL: https://daily.afisha.ru/news/29470-oksimiron-prizval-na-miting-10-avgusta-i-potreboval-prekrascheniya-dela-o-massovyh-besporyadkah/ (дата обращения: 16.11.2019)
  11. Оппозиция добивается регистрации на выборах в Мосгордуму протестами // Ведомости URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/07/14/806532-oppozitsiya-dobivaetsya-registratsii-na-viborah-protestami (дата обращения: 16.11.2019.)
  12. Путин впервые высказался о летних протестах в России. Видео [Электронный ресурс]// Дождь URL: https://tvrain.ru/teleshow/videooftheday/putin_vyskazalsja-491864/ (дата обращения: 16.11.2019.)
  13. Рекорды посещаемости музыкальных фестивалей. «Шашлык Live» (за несколько дней подготовки!) стал одним из самых популярных в мире [Электронный ресурс] // Meduza URL: https://meduza.io/short/2019/08/05/rekordy-poseschaemosti-muzykalnyh-festivaley-shashlyk-live-za-neskolko-dney-podgotovki-stal-odnim-iz-samyh-populyarnyh-v-mire (дата обращения: 16.11.2019).
  14. Соловей В. Д. Социальные сети как инструмент политических перемен: возможности и ограничения // Коммуникология. 2017. № 5. С. 15–23.
  15. Список задержанных в связи с акцией у Мосгоризбиркома [Электронный ресурс] // ОВД-инфо URL: https://ovdinfo.org/news/2019/07/14/spisok-zaderzhannyh-v-svyazi-s-akciey-u-mosgorizbirkoma (дата обращения: 16.11.2019)
  16. Туровец М. В. Протест как рациональное действие // Политическая наука. 2014. № 4. С. 236–252
  17. Фестиваль «Шашлык Live» в субботу посетили 305 тысяч человек [Электронный ресурс] // mos.ru Официальный сайт Мэра Москвы URL: https://www.mos.ru/news/item/59821073/ (дата обращения: 16.11.2019)
  18. Хасуев А. Э. Интернет как инструмент молодёжных протестов: российский и мировой опыт // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 3 (7)
  19. Чеботарёва И. В., Мрочко Л. В., Пирогова Л. И. Причины и особенности протестных настроений в молодёжной среде // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. № 3 (23). С. 146–152.
  20. Я/Мы Павел Устинов [Электронный ресурс] // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/4095410 (дата обращения: 16.11.2019)
  21. В Екатеринбурге установили оборудование для изоляции Рунета, его будут тестировать в УрФО // E1RU. Екатеринбург онлайн URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-66249772.html (дата обращения: 17.11.2019).
  22. Чем грозит россиянам закон о «суверенном Интернете» и зачем он нужен // Яндекс Дзен URL: https://zen.yandex.ru/media/subsidii/chem-grozit-rossiianam-zakon-o-suverennom-internete-i-zachem-on-nujen-5d0f39bcb34feb00af5df5da (дата обращения: 17.11.2019).
  23. Плакаты и лозунги Болотной площади // Московские новости URL: http://www.mn.ru/multimedia/photoreports/163414 (дата обращения: 17.11.2019).
  24. Митинг в Москве 10 августа 2019 года. // Яндекс Дзен URL: https://zen.yandex.ru/media/ledosmotr/miting-v-moskve-10-avgusta-2019-goda-kak-eto-bylo-5d4ef80c06cc4600ac53c54e (дата обращения: 17.11.2019).
  25. Р. Э. Бараш, А. Ю. Антоновский. Системно-коммуникативное исследование радикальных движений, или возможна научная теория протеста // Философский журнал. — 2018. — №. — С. 91–105.
Основные термины (генерируются автоматически): протестное движение, Россия, общественное мнение, гражданская позиция, данные, сравнительный анализ, участник протеста, протестная волна, Российская Федерация, российский протест.


Похожие статьи

Роль медиа в борьбе с коррупцией в России

Данная научная статья исследует влияние средств массовой информации на противодействие коррупции в Российской Федерации. Автор проводит анализ доступной литературы и практики, описывает механизмы, которые медиа могут использовать для выявления и обна...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации

Статья представляет собой исследование развития интернет-журналистики и интернет-СМИ в России, проблем адаптации традиционных, в частности, печатных СМИ к потребностям современного человека в удобном и быстром получении информации, а также отношение ...

Плакаты времен русско-японской войны как средство информационно-психологического воздействия (1904-1905 гг.)

В данной работе на основе изучения событий русско-японской войны 1904-1905гг и анализа плакатов, лубков того времени, оценивается влияние визуальной пропаганды на зрителя. Исследование ведется через рассмотрение таких характеристик плакатов как колор...

Креативные индустрии в пространстве города

Креативные индустрии в России институционально не оформлены в самостоятельный сектор экономики, в связи с чем отсутствует система мониторинга деятельности креативных индустрий в российских городах. Цель данной статьи заключается в выявлении показател...

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

Данная статья посвящена анализу конфликта, возникшего между интересами немецкого общества (как следствие — правительством, представляющим его интересы) и бизнеса, на фоне увеличения миграционных потоков в Европейском Союзе. Рассматриваются миграционн...

Механизмы принуждения в финансовой сфере и их влияние на экономическую стабильность

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что в современных условиях финансовые рынки становятся все более скомпрометированными и требуют высокого уровня регулирования. Принуждение является одним из важнейших инструментов финанс...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Особенности оценки финансового потенциала фармацевтической компании

В ситуации геополитической нестабильности возникает необходимость импортозамещения, в частности в фармацевтической промышленности, чем объясняется актуальность предлагаемого исследования. Целью статьи является описание особенностей оценки финансового...

Похожие статьи

Роль медиа в борьбе с коррупцией в России

Данная научная статья исследует влияние средств массовой информации на противодействие коррупции в Российской Федерации. Автор проводит анализ доступной литературы и практики, описывает механизмы, которые медиа могут использовать для выявления и обна...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации

Статья представляет собой исследование развития интернет-журналистики и интернет-СМИ в России, проблем адаптации традиционных, в частности, печатных СМИ к потребностям современного человека в удобном и быстром получении информации, а также отношение ...

Плакаты времен русско-японской войны как средство информационно-психологического воздействия (1904-1905 гг.)

В данной работе на основе изучения событий русско-японской войны 1904-1905гг и анализа плакатов, лубков того времени, оценивается влияние визуальной пропаганды на зрителя. Исследование ведется через рассмотрение таких характеристик плакатов как колор...

Креативные индустрии в пространстве города

Креативные индустрии в России институционально не оформлены в самостоятельный сектор экономики, в связи с чем отсутствует система мониторинга деятельности креативных индустрий в российских городах. Цель данной статьи заключается в выявлении показател...

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

Данная статья посвящена анализу конфликта, возникшего между интересами немецкого общества (как следствие — правительством, представляющим его интересы) и бизнеса, на фоне увеличения миграционных потоков в Европейском Союзе. Рассматриваются миграционн...

Механизмы принуждения в финансовой сфере и их влияние на экономическую стабильность

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что в современных условиях финансовые рынки становятся все более скомпрометированными и требуют высокого уровня регулирования. Принуждение является одним из важнейших инструментов финанс...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Особенности оценки финансового потенциала фармацевтической компании

В ситуации геополитической нестабильности возникает необходимость импортозамещения, в частности в фармацевтической промышленности, чем объясняется актуальность предлагаемого исследования. Целью статьи является описание особенностей оценки финансового...

Задать вопрос