Конституция определяет государственное и общественное устройство страны, роль Конституции, вне всяких сомнений, не может быть переоценена. Конституция, как законодательный акт, является не только правовым, но и политическим, социальным, и даже мировоззренческим. Поскольку государство не может исключать глубокий национальный характер основного закона, если даже установлен запрет на государственную идеологию.
Философия конституции и его правопонимание непросты, изучение этих явлений требует особых усилий, юридических установок и научной эрудиции. Таким образом, в данной статье сделана попытка изучения системы многопартийности в Российской Федерации с точки зрения юридической науки, а именно теории права.
Конституция — это единый политико-правовой документ, каждая часть которого должны быть органически связана со всеми остальными, пронизана едиными концептуальными основами политического и экономического развития общества, государственно-правового строительства. Это — нормативная модель организации жизни общества, охватывающая все его сферы и наиболее важные проявления [2].
Современное становление российской конституции берет свое начало с эпохи СССР. Именно преобразования всех сфер жизни общества (возможно и человечества в целом) явились детерминантой возникновения и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Учеными-юристами считается, что для принятия новой конституции любого государства, в стране должны существенным образом подвергаться изменениям следующие составляющие: социальные, политические, экономические изменения. Именно наличие всех этих трех элементов жизни общества в совокупности влекут изменения устройства государства.
В 1990–1991 годы начался процесс распада СССР, продиктованный тяжелым положением советского государства. Республики, входящие в состав советского государства, в том числе РСФСР, приняли Декларации о государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года, в которой была поставлена задача разработки совершенно новой Конституции РСФСР на основе провозглашённых в ней принципов, включая принцип разделения власти и систему сдержек и противовесов.
15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» [3]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ [4].
Голосование на референдуме проведено 12 декабря 1993 года. За принятие новой конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Конституция Российской Федерации была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
Итак, новая Конституция Российской Федерации определила новый вектор развития российской государственности. В частности, мы затронем статью 13 основного закона, устанавливающей, что одним из элементов конституционного строя России являются принципы идеологического многообразия и многопартийности.
Целью многопартийность является наиболее оптимальное представление интересов всех слоев населения, обладающих своими специфическими и сугубо индивидуальными взглядами на мир. Именно представление интересов группы лиц является главной и основной целью статьи 13 Конституции Российской Федерации.
Между тем необходимо понимать, что данная статья также устанавливает пределы, эти пределы существуют в случае, если обнаружиться резкое противоречие с другими принципами основного закона. Таким образом, для юридической квалификации предела, необходимо дать определение категории «многопартийность».
Многопартийность — это один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия) [5]. Возможно, элемент многопартийности является наиболее важным элементом в системе основ конституционного строя, в связи с невозможностью существования демократического государства без парламентаризма (по крайней мере, на сегодняшний день).
Главная суть политической партии заключается в выражении воли своих членов, избирателей. Данная воля может быть различна, аксиологически зависимо от мировоззрения, в соответствии с которым у отдельно взятой политической партии необходимо наличие индивидуально-определенной идеологии относительно государственного устройства и обустройства.
При таких обстоятельствах нужно понимать, что не все граждане России имеют членство в политической партии, таковые являются беспартийными, однако, данный факт вовсе не означает, что такие граждане не нуждается в представителях (депутатах) в государственных органах государственной власти, в конечном счете, партии в виде фракций существуют лишь в одной ветви власти, так называемой представительной (законодательной). Данное обстоятельство приводит к проблеме парламентаризма, в игнорировании мнения беспартийных.
При этом, следует особо подчеркнуть, что федеральным законодательством установлены ограничения для образования политической партии, к примеру, ценз на численность членов. Представляется, что такой факт не согласуется с идеями ни демократического государства, с вытекающим оттуда избирательным правом, ни с идеей правового государства, ни с идеей федерализма.
Возможно, современное российской государство, в целях своего дальнейшего развития как государства демократического, правового, должно с необходимым вниманием относиться к категории многопартийности, вникать в суть государственного строительства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета». № 237. 25.12.1993
- Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.
- Указ Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».
- Закон РСФСР от 16.10.1990 N 241–1 «О референдуме РСФСР».
- Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С. 172; Большой юридический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2000. С. 336.