Информационные технологии в музейном деле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 30.12.2019

Статья просмотрена: 5061 раз

Библиографическое описание:

Макушева, О. Н. Информационные технологии в музейном деле / О. Н. Макушева, Г. А. Щербинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 439-440. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65908/ (дата обращения: 18.12.2024).



Общество не стоит на месте, оно развивается с каждым днем. Казалось, бы еще вчера пользовались кнопочными телефонами, читали книги в бумажном виде, общались на расстоянии при помощи ICQ, и могли только мечтать, что наступит эра пятого, цифрового поколения. Но уже сегодня современные технологии получили широкое распространение в медицине, в средних и высших учебных заведениях, в библиотеках. Также технологии не обошли стороной учреждение, которое призвано служить обществу, способствовать его развитию, исследовать и экспонировать материальные свидетельства о человеке и его среде обитания, — музей. Отталкиваясь от данного определения, можно без каких-либо проблем понять, для чего сегодняшнему поколению нужны информационные технологии. Конечно, в первую очередь люди ходят в музеи для получения, освоения знаний, а еще лучше, когда эти знания можно получить путем осязания, то есть не только увидеть предмет, но и потрогать, ощутить его, как-то с ним взаимодействовать. С такими функциями замечательно справляются VR- и AR-технологии.

Дополненная реальность — это созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие [1]. Виртуальная реальность — технологии, которые дополняют реальный мир, добавляя любые сенсорные данные. Как уже было отмечено ранее, общество не стоит на месте, соответственно, его уже не удивить, не передать насыщенных красок картиной в раме на стене, особенно тех, кто полностью погружен в информационный мир [1].

Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объяснила, зачем музею сегодня нужны вычислительные устройства: «Цель любого музея сегодня — открывать новые приемы, при помощи которых мы смогли бы разговаривать с публикой об искусстве», — то есть музей в любом случае должен прибегнуть к цифровым технологиям для максимального привлечения современной публики. Следует отметить, что музей, использующий информационные технологии, не теряет функции охраны культурного и природного наследия, наоборот, он становится совершеннее, создает «цифровых двойников», которые будут передавать иначе свойства музейного предмета, дополнять его, а также нести информацию о нем; мотивирует посетителей развиваться, получать новые знания и удовлетворять свои духовные потребности [1].

Современный испанский художник Жауме Пленса говорил, что культура, любое творение человека должно быть интерактивным: он должен не только увидеть, но и почувствовать, услышать его, чтобы понять сущность [2]. Следует затронуть категорию посетителей, которые заинтересуются современными технологиями. Безусловно, в первую очередь к этой категории относятся возрастная иерархия: дети, школьники, студенты, пенсионеры, взрослые и дети, семьи, — которые составляют основную аудиторию музеев.

Информационные технологии привлекут посетителей юного возраста, потому что дети привыкли познавать мир при помощи осязания, интерактивности: им обязательно нужно соприкоснуться с предметом, понюхать, попробовать на вкус и т. д.,- также это может привлечь и родителей ребенка, которые могут составить ему компанию в какой-нибудь виртуальной игре.

Если же говорить о подростках, студентах, взрослых и пенсионерах, то они захотят воспринять действительность, искусство, культуру иначе с целью развлечения и образования. Ко второй категории посетителей следует отнести профессиональное деление: специалисты в области образования и культуры, сотрудники музеев, преподаватели и учителя, реставраторы, представители предприятий досуга и туризма и т. д.

На сегодняшний день между музеями ведется конкурентная борьба с целью привлечения большого потока посетителей, поэтому научные сотрудники посещают музеи с информационными технологиями, чтобы дать оценку своему музею и начать разработку стратегии по улучшению привлекательности учреждения. Музею, как учреждению, который борется за досуг посетителей, важно знать мнение последних относительно применения информационных технологий. Исследования, проведенные ГМИИ им. Пушкина в 2019 году, позволили получить следующие результаты: наиболее интересны посетителям музея виртуальная и дополненная реальность — 19,3 % и виртуальные помощники — 14,4 %, наименее — роботы — 7,6 % и 3D-печать — 6 % (рис. 1) [4].

Рис. 1 Результаты исследования пожеланий посетителей музея в использовании информационных технологий

Есть ряд причин, по которым некоторые музеи не могут использовать новейшие технологии для привлечения широкой аудитории:

− нехватка опыта сотрудников в использовании информационных технологий;

− отсутствуют финансовые средства для их использования;

− отсутствуют большие площади для установки проекции, сенсорных и мультимедийных экранов;

− нежелание некоторых сотрудников к нововведениям [4].

Вследствие этих причин, к сожалению, на сегодняшний день в России оцифровано только примерно 14 % экспонатов, в то время как в Европе — уже 31 % [4]. Не первый год в Национальном музее Второй Мировой войны в Новом Орлеане применятся интерактивные и виртуальные технологии, которые можно интересны в плане реализации их в деятельности российских музеев. Так, при входе в Национальный музей Второй Мировой войны посетителям выдают специальные жетоны, благодаря которым он может отслеживать военный путь американского солдата: в каких битвах он участвовал, прошел ли войну, где погиб, какие награды получил,- и все это можно реализовать, только приложив жетон к специальному сенсорному экрану. Также в Национальном музее Второй Мировой войны имеется виртуальная игра, позволяющая почувствовать себя членом подводной лодки, который слышит все шумы механизмов и залпов, видит картинку из перископа, а в конце, согласно сценарию, лодка оказывается потопленной [5].

Уровень использования информационных технологий в Европе в три раза выше, чем в России, что связаны рядом проблем отечественных музеев.

Во-первых, музейные сотрудники боятся быть заменены современными технологиями, а также потерять основную функцию музея — экспонирование и сохранение культурного наследия. Во-вторых, недостаток финансовых средств не позволяет большинству музеям пользоваться информационными технологиями. При этом музеологи прошлого поколения забывают, что ни при каких обстоятельствах музейные сотрудники и специалисты не будут заменены машинами, ибо музеи существуют для служения обществу.Соответственно, развитие технологий приведет не только к высокой посещаемости некоммерческого учреждения, но также позволит лучше усвоить полученную информацию, лучше раскрыть суть музейного предмета и дополнить его. Любые информационные технологии должны раскрывать суть музейного предмета, а также привлечь аудиторию, как с точки зрения отдыха, так и образования.

Литература:

  1. Макушева О. Н., Туманова Е. А. Особенности маркетинга учреждений культуры // Молодой ученый. — 2018. — № 46. — С. 376–378.
  2. https://rb.ru/story/vsyo-o-vr-ar/
  3. https://moluch.ru/archive/17/1717/
  4. https://www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh
  5. http://www.edutainme.ru/post/otsifrovano-no-nedostupno-kak-idet-tsifrovizatsiya-muzeev-v-rossii/
  6. https://www.pushkinmuseum.art/
Основные термины (генерируются автоматически): музей, Мировая война, музейный предмет, Национальный музей, ICQ, дополненная реальность, Европа, категория посетителей, музей сегодня, Россия.


Задать вопрос