В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.
Ключевые слова: патриотизм, музей боевой славы, музейный актив, музейно-образовательная среда.
Проблема патриотического воспитания особенно актуальна в настоящее время и представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [3].
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, в нем гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Именно в школе, в детские годы, закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям, к традициям. И поэтому не случайно одной из эффективных работ по патриотическому воспитанию подрастающего поколения является школьный музей.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения [4]. Школьный музей — это не самоцель, он звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок, но он дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее, историко-краеведческим содержанием.
Основная функция школьного музея боевой славы МБОУ СОШ № 37г. Белгорода — образовательно-воспитательная. Наш школьный музей-это не просто собирание материалов о ветеранах Первой Гвардейской Армии, это не только создание экспозиций, это многогранная деятельность, направленная на повышение качества образования, формирование исторического сознания
В сферу деятельности музея включены все возрастные группы ребят, начиная с младших школьников, так как, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включается музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем.
Наш Музей Боевой Славы посвящен боевому пути Первой Гвардейской Армии в годы Великой Отечественной войны. В нем собран материал о командующих Первой Гвардейской, о дивизиях, входящих в состав Армии. Есть у нас и уникальные фотографии, и личные вещи участников и ветеранов ВОВ — бойцов Первой Гвардейской. Многие экспонаты были подарены музею родственниками ветеранов. Музейная экспозиция дополняется новыми разделами — один из них — это раздел, посвященный Герою России — Воробьёву Вячеславу Михайловичу, — это не случайный стенд, Наша школа тесно сотрудничает с отрядом бойцов — ОМОНа, в рядах которого служил В. М. Воробьёв.
Учащиеся встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда. В музее проводятся уроки мужества, конкурсы, викторины, уроки, посвященные изучению истории родного края, классные часы. Музей заставляет думать о том, ради чего погибли наши земляки, и что высокое слово «патриотизм»— это их любовь к своей матери, к своей Родине. Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.
В рамках внеурочной деятельности в школе работает актив музея (кружок «Наследники Победы»), занимающийся следующими видами деятельности:
− пополняет фонды музея путем организации встреч школьников с ветеранами;
− изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
− осуществляет создание экспозиций, выставок;
− проводит экскурсии для учащихся, родителей, работников школы;
− оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
Материалы музея не только формируют у учащихся знания об истории, но и способствуют развитию интереса к их учебной деятельности. Рассказ о том, как складывались судьбы и трудовая или боевая деятельность известных им людей, во многом решает задачу накопления учащимися социального опыта.
Кроме экскурсионной работы в нашем музее сложилась и другая форма работы — привлечение материалов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. На материалах музея ребята пишут рефераты, доклады, творческие работы, тем самым закладываются навыки исследовательской деятельности. Благодаря музейным урокам, обучающиеся нашей школы занимают призовые места в интеллектуальной игре «Музейное путешествие», конкурсе «Удивительный мир музеев», «Музей и дети», используют материалы для написания исследовательских работ для конкурса «Я — исследователь», участвуют в Краеведческих викторинах и конкурсах. На материалах музея можно стоить уроки по темам, связанным с основными событиями Великой Отечественной войны 1941–1945г.г.
Особое воспитательное значение имеют материалы стендов, относящихся к истории Великой Отечественной войны: «Они сражались за Родину», «Боевой путь Первой Гвардейской Армии». На них имеются фотографии военного времени: участников войны: Лунякина Н. Т., Колтаковой М. Д. и других. Материалы музея дают конкретную информацию о судьбах фронтовиков, ребята могут прикоснуться к личным вещам героев. Есть в нашем музее солдатский кисет с волгоградской землей, привезенный с мест боев Первой Гвардейской Армии. Уже традиционными стали встречи с ветеранами войны в музее, с родственниками погибших на войне. Особое место в экспозиции музея занимает стенд, посвященный выпускникам школы, воевавшим в горячих точках.
Музейно-образовательная среда обеспечивает у обучающихся деятельность образовательную, нравственные и духовные идеалы, гражданственную позицию [2]. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в мероприятиях, посвященных Дню неизвестного солдата, Дню защитников Отечества, 9 Мая. С огромной гордостью за своих дедушек и бабушек, обучающиеся участвуют в параде Бессмертного полка.
Таким образом, под влиянием музейной педагогики, у учеников меняется мировоззрение. Прививается любовь к родине, уважение к человечеству, уважение к явлениям общественной жизни, к событиям, которые происходят вокруг нас, к истории. Музей развивает кругозор учащихся, формирует положительные установки по отношению к другому времени. Музейно-образовательная среда обеспечивает у обучающихся деятельность образовательную, нравственные и духовные идеалы, гражданскую позицию, гражданский долг.
Литература:
- Гуральник, Ю. У. Музейная педагогика и музейная социология: сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель / Ю. У. Гуральник // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. — М., 2001. — С. 21–29.
- Садовски, М. В. Развитие музейно-образовательной компетентности подрастающего поколения на региональном уровне / М. В. Садовски // Вопросы культурологи. — 2009. — № 8. — С. 63–66
- Токмакова С. Ю. Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/shkola (дата обращения: 20.12.2019).
- Туманов В. Е. Школьный музей. Методическое пособие. — М.: Школьный музей. Методическое пособие., 2003. — 154 с.