Результаты исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 29.12.2019

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Андреева, Н. В. Результаты исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста / Н. В. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65936/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена анализу по результатам исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста. Нами было организовано эмпирическое исследование психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста за счет формирования выборки участников исследования, определения методов исследования, подбора методов математической статистики.

Ключевые слова: родительская позиция, ранний возраст, ребенок, принятие матерью, отношение, благополучие ребенка.

Работа основана на теоретических данных по проблеме материнства: философские и психологические данные о материнстве (В. И. Брутман, Д. В. Виникотт, Г. Г. Филиппова, Р. В. Овчарова.), теории детско-родительских отношений (А. С. Варга, В. И. Дружинин, А. С. Спиваконская), концепции психических состояний (Л. В. Куликов), идеи родительсва как возрастно-психологического феномена (Е. И. Захарова), исследования эмоционального выгорания матерей в отношениях с детьми (Л. А. Базалева).

Методы исследования:

– теоретический анализ литературы по проблеме исследования, включающий в себя анализ монографий, научных статей, результатов эмпирических исследований, анализ диссертационных исследований по проблеме материнства;

– эмпирические методы, основой которых явились методы психодиагностического сбора данных — стандартизированные психодиагностические методы (Опросник «Шкала ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю.Л Ханина», Опросник «Степень принятия родительской позиции» (Е. И. Захарова); Методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л. В. Куликов)).

Статистические методы (описательная статистика, методы сравнительного анализа — U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ — критерий Спирмена), данные были проанализированы при использовании пакета SPSS for Windows.

Выборку эмпирического исследования составили 20 матерей младенцев (возраст ребенка от 5 до 11 месяцев) и 20 матерей детей раннего возраста (возраст ребенка от 1,5 года до 3 лет).

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при планировании и организации работы с матерями младенцев и детей раннего возраста: медицинскими, социальными работниками, психологами.

Теоретическая значимость исследования. В ходе теоретического анализа была проведена обработка и систематизация теоретических данных, отражающих особенности материнства как социально-психологического феномена и структурирована информация по проблеме психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста.

Проанализировав теоретические походы поставленной проблемы, мы предположили, что одним из факторов, с которыми могут быть связаны особенности психических состояний матерей является степень принятия ими родительской позиции. Выявлено, что в обеих группах по всем показателям степень принятия родительской позиции средняя. Однако, степень принятия родительской позиции у матерей младенцев в целом выше, чем у матерей детей раннего возраста. Также в обеих группах выше оказалась степень принятия показателя «необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка»; а ниже степень принятия показателя «отношение к заботе о ребенке, удовлетворению его потребностей». Также у матерей младенцев ниже степень принятия показателя «отношение к зависимости положения родителя», и выше степень принятия показателей «Отношение к необходимости поддерживать ребенка» и «Эмоциональное отношение к ребенку», чем у матерей раннего возраста.

Далее был проведен корреляционный анализ особенностей связи психических состояний с принятием родительской позиции среди матерей, воспитывающих младенцев.

Проанализировав значимые связи, оказалось, что чем выше степень принятия матерями младенцев родительской позиции к показателю необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка, тем выше ситуативная и личностная тревожность.

Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателю эмоциональной близости к ребенку, тем выше спокойствие, которое проявляется в ощущениях собственной силы, и возможностей. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к заботе о ребенке и необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей, отношения к зависимости положения родителя, отношения к руководству ребенком, с учетом крайней степени его беспомощности, эмоциональной близости к ребенку, тем выше устойчивость эмоционального тона матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателю необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей, тем выше удовлетворенность жизнью матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к зависимости положения родителя, необходимости учитывать потребности и интересы ребенка; отношения к руководству ребенком, с учетом крайней степени его беспомощности; эмоциональной близости к ребенку, тем более позитивное принятие себя матерью.

Чем выше степень принятия матерями детей раннего возраста родительской позиции кпоказателям: отношения к заботе о ребенке и необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей; необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка; эмоциональной близости к ребенку, тем выше стеническая реакция на возникающие трудности, больше запаса сил и энергии у матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к заботе о ребенке и необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей; необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка; отношения к необходимости поддерживать ребенка;близости к ребенку, тем выше спокойствие, которое проявляется в ощущениях собственной силы, и возможностей. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка; отношения к необходимости поддерживать ребенка, тем выше устойчивость эмоционального тона матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к руководству ребенком, с учетом крайней степени его беспомощности; отношения к необходимости поддерживать ребенка, тем более позитивное принятие себя матерью.

На основании приведенного анализа мы сделали вывод о том, чтоимеются значимые различия среди матерей младенцев и детей раннего возраста имеются только в степени принятии родительской позиции по показателям: отношения к необходимости поддерживать ребенка; отношения к ответственности родителя за поведение и благополучие ребенка; отношения к эмоциональной близости матери с ребенком.

Литература:

  1. Базалева, Любовь Александровна. Личностные факторы эмоционального «выгорания” матерей в отношениях с детьми: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Базалева Любовь Александровна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. — Краснодар, 2010. — 26 с.
  2. Захарова Елена Игоревна. Родительство как возрастно-психологический феномен: диссертация... доктора Психологических наук: 19.00.13 / Захарова Елена Игоревна; [Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова], 2017.- 367 с.
  3. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния. Сост. и общ. ред. Л. В. Куликов. СПб: Питер, 2000.
  4. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал, 1998, № 5, с.84.
Основные термины (генерируются автоматически): родительская позиция, ранний возраст, ребенок, принятие матерью, отношение, благополучие ребенка, мать младенцев, необходимость, широкий спектр, эмоциональная близость.


Похожие статьи

Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста

В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.

Особенности взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка раннего и дошкольного возраста

В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка в двух группах матерей имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Результаты исследования по...

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Психологические факторы перинатального периода развития личности: теоретический анализ проблемы

В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих...

Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста

Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различ...

Взаимосвязи социально-психологических, социально-демографических и личностных характеристик беременных женщин

В данной статье рассматривается проблематика выбора вида подготовки к родам беременной женщиной и социально-психологических аспектов беременности. Автором выбраны методики: Тест отношений беременной Добрякова И. В., предназначен для определения типа ...

Результаты исследования показателей психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует показатели самоотношения у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Особенности установок и представлений о материнстве у женщин разных поколений

В статье автор исследует влияние различных факторов на установки и представления о материнстве у женщин разных поколений, описывает актуальность выбранной темы и методологию исследования.

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Похожие статьи

Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста

В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.

Особенности взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка раннего и дошкольного возраста

В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка в двух группах матерей имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Результаты исследования по...

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Психологические факторы перинатального периода развития личности: теоретический анализ проблемы

В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих...

Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста

Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различ...

Взаимосвязи социально-психологических, социально-демографических и личностных характеристик беременных женщин

В данной статье рассматривается проблематика выбора вида подготовки к родам беременной женщиной и социально-психологических аспектов беременности. Автором выбраны методики: Тест отношений беременной Добрякова И. В., предназначен для определения типа ...

Результаты исследования показателей психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует показатели самоотношения у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Особенности установок и представлений о материнстве у женщин разных поколений

В статье автор исследует влияние различных факторов на установки и представления о материнстве у женщин разных поколений, описывает актуальность выбранной темы и методологию исследования.

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Задать вопрос