В статье автор пытается выявить особенности технической подготовки самбистов 10–12 лет.
Ключевые слова: экспериментальная группа, контрольная группа, техническая подготовка, техническая подготовка самбистов, разработанный комплекс упражнений, контрольное тестирование.
В настоящее время у специалистов и тренеров по самбо не вызывает сомнений тот факт, что успешность подготовки спортсмена зависит непосредственно от эффективности осуществления индивидуального подхода в многолетнем тренировочном процессе подготовки самбиста. При этом техническая подготовка самбиста выделяется в качестве основного компонента профессиональной деятельности тренера, так как параметры владения техникой и тактикой являются определяющими по сравнению с другими видами подготовки спортсмена для достижения высокого спортивного результата.
Одним из важнейших путей совершенствования технической подготовки, направленным на повышение эффективности соревновательной деятельности борца, является целенаправленный выбор и формирование индивидуальных (коронных) технических действий (приемов), создающих необходимые предпосылки для стабильности уровня спортивных достижений спортсмена и являющихся той базой, на которой на этапе спортивного совершенствования строится вся техническая, тактическая и физическая подготовка.
Отличительной особенностью технической подготовки в борьбе самбо является возможность достижения чистой победы в схватке за счет изучения выполнения разрешенных болевых приемов. Принудительное разгибание, сгибание или скручивание одного из суставов конечностей спортсмена заставляет включаться защитной функции организма в виде возникновения различного уровня болевого ощущения, а повышение уровня боли заставляет защищающегося признать свое поражение. Техническая подготовка является основополагающим компонентом тренировочного процесса и направлена на предстоящую соревновательную деятельность. Это обусловлено тем, что техника является основой спортивного мастерства борца и оценивается исходя из правил соревнований, тогда как остальные стороны спортивной подготовки должны дополнять и расширять этот результирующий компонент соревновательной деятельности.
Целью исследования является выявления особенности технической подготовки самбистов 10–12 лет. Для проведения экспериментального исследования была сформирована выборка, включающая экспериментальную и контрольную группы. Всего в исследовании приняли участие 20 самбистов в возрасте 10–12 лет (мальчики): 10 самбистов в возрасте 10–12 лет составили экспериментальную группу, 10 самбистов в возрасте 10–12 лет составили контрольную группу.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа: На первом, теоретико-поисковом этапе определялось общее направление исследования, анализировалась общая и научно- методическая литература, выявлялась научная проблема. Формировались тема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования. Было представлено предварительное теоретическое обоснование проблемы, разработан план работы. Помимо этого, данный этап включал в себя изучение методики совершенствования процесса технической подготовки самбистов 10–12 лет. На втором, аналитико-экспериментальном этапе была подвергнута первичной проверке и уточнена гипотеза исследования, определен контингент испытуемых. Было проведено педагогическое тестирование. На данном этапе был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 10 самбистов в возрасте 10–12 лет экспериментальной группы, с целью проверки эффективности разработанных комплексов упражнений по улучшению технической подготовки юных спортсменов. Методика тренировок была индивидуализирована с учетом возраста самбистов. У детей возникали трудности с соблюдением правил. Тренироваться им нравилось, но не всегда хватало внимания, так как в этом возрасте оно недостаточно устойчивое.
Нами применялись метод строго регламентируемого упражнения, игровой и соревновательный методы. Мы не изучали продолжительное время (более 20 мин) какой-либо технический элемент и долго (более 5 мин) не выполняли одно упражнение. В структуру учебно-тренировочного процесса самбистов 10–12 лет экспериментальной группы также были включены специально разработанные комплексы упражнений, которые также выполнялись в домашних условиях. При составлении комплексов упражнений были учтены возрастные особенности занимающихся; физическое состояние испытуемых; развивающая направленность используемых средств и т. д. Учебно-тренировочный процесс с самбистов 10–12 лет контрольной группы проходил в стандартном режиме. В завершении на данном этапе проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы.
Третий этап — обобщающий. Здесь были проанализированы полученные результаты исследования, сформулированы теоретические выводы, проведена апробация основных методов технической подготовки самбистов. Также данный этап включал в себя и оформление исследования, анализ результатов, выводов по работе, подготовку наглядных пособий и доклада. На основе анализа и обобщения экспериментальных данных сформулированы результаты исследования, и предложены практические рекомендации по применению специально разработанных комплексов упражнений для технической подготовки самбистов. В завершении третьего этапа экспериментального исследования было проведено контрольное тестирование.
Сравнив результаты исходного и контрольного тестирования, был сформулирован вывод о том, что разработанные комплексы упражнений можно считать эффективным средством для улучшения технической подготовленности самбистов. С помощью метода математической статистики был проведен анализ показателей тестирований. После реализации программы формирующего эксперимента нами был проведен контрольный этап. На контрольном этапе мы повторно применили диагностические методики констатирующего этапа.
Таким образом, нами были получены следующие результаты: экспериментальная группа — средний балл составил 5,5 технических приемов, применяемых самбистами экспериментальной группы: у всех 10самбистов наблюдается положительная динамика, в контрольной группе — изменился незначительно — 0,1.
Литература:
- Баранов, П. Ф. Боевые искусства. Планирование учебно-тренировочного процесса и управление им. — Минск: Высшая школа, 1974. — 96 с.
- Букатин, А. Ю. Юный самбист. — М.: Фис, 1986. — 206 с.
- Волостных, В., В. Ишков, А. В. Универсальные единоборства. — М.: МЭИ, 2009. — 186 с.
- Ваисов, К. М., Кудрявцев Д. В. Борьба Самбо. Техника и методика обучении. — Омск: ОмГТУ, 2010. — 84 с.
- Виленская, Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 256 с.
- Греховодов, В. А. Теория и практика физической культуры. — М.:, 2006. — 51 с.
- Зимин, Е. Мастерство в твоих руках. — М.: Фис, 1989. — 96с.
- Климин, В. А. Управление подготовкой самбистов. — М.: Фис, 1982. — 52 с.
- Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки. — М.: Фис, 1970. — 478 с.
- Савин, В. Г. Боевые искусства: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Фис, 1990. — 320 с.