В статье рассмотрена проблема распространения персональных данных человека без его личного согласия. Рассмотрены средства и методы распространения личной информации, а также сформулированы рекомендации по сохранению информации в полной конфиденциальности.
Ключевые слова: социальные сети, смартфон, персональные данные, ИТ-технологии.
В наше время почти у каждого человека есть смартфон с доступом в Интернет. Даже пятилетний ребенок знает, как им пользоваться, как скачать ту или иную игру, включить видеоролик или позвонить родителям. Неоспоримо, что смартфон стал помощником для каждого человека в повседневной жизни, ведь это наш умный будильник, наши часы, целая энциклопедия, возможность безграничного общения и способ быстрой связи, но у каждого новшества, как правило, есть свои недостатки.
В мире, где каждая компания борется за потребителя, а государство старается контролировать граждан, смартфон успешно в этом помогает, а именно собирает информацию о своем владельце. Каждый день, пользуясь своим смартфоном, мы анализируем большой поток данных. Отслеживая и изучая наше поведение, технологии создают цифровые профили пользователей со множеством деталей нашей личной жизни, о чем мы даже не подозреваем.
Во время работы приложений или в фоновом режиме собирается информация, которую анализируют сложные алгоритмы, включая наше местонахождение, историю поиска, а также финансы и биометрические данные. Все эти сведения могут полностью рассказать о нас.
Каждый тип данных говорит о наших интересах, предпочтениях и хобби, благодаря которым можно сделать выводы об образовании человека, политических взглядах, вероисповедании, связях с другими людьми и состоянии здоровья. Также учитывается конфиденциальная информация о нашей этнической принадлежности, уровне дохода, семейном положении и составе семьи [1].
Было проведено исследование, которое показало, что 7 из 10 мобильных приложений отправляют собранную информацию третьим лицам. При этом данные из разных программ могут дополнять друг друга. Фактически смартфон превратился в устройство для «слежки». Наши персональные данные давно стали «валютой», в обмен на которую мы получаем определенные продукты и услуги, например, возможность пользоваться Facebook или Google.
Компании получают информацию, перепродают ее другим и чаще всего делают это без нашего ведома. Сейчас многие организации специализируется на этом. Для чего это нужно? В основном для создания таргетированной рекламы.
Учитываются все аспекты вашей жизни для более успешных продаж. Таргетированная реклама, которая основана на собранных данных, имеет непосредственное воздействие на жизнь человека и его благополучие. Находясь в затруднительном финансовом положении, Вы можете получить рекламу о микрозаймах, кредитах, что способно усугубить ситуацию, загнав человека в долговую яму. Люди, имеющие какое-либо заболевание, получат рекламу медицинского препарата, который имеет нулевую эффективность [1].
Обратив внимание на это, человек может ухудшить свое здоровье или попасть в больницу. Например, в 2011 году австрийский студент юридического факультета Макс Шремс решил запросить у Facebook все сохраненные данные о нем. Это было очень сложной задачей, но выполнимой. В результате он получил по почте CD, содержащий PDF-файл на 1 222 страницах, содержащих информацию о его трудоустройстве, об отношениях с окружающими людьми, деталях личной жизни и личную переписку, фотографии с четкими координатами мест, где они были сняты. Многие эти фотографии Макс уже давно удалил из своего профайла, но, как оказалось, они всё равно сохранились в базе данных.
Если написать в поисковую строку браузера «6 ссылок, чтобы проверить, что знает о нас Интернет», то появится результат с сайтами, которые расскажут о Вас многое, практически всё: укажут ваше местоположение, историю поисковых запросов, расскажут обо всех услугах и сервисах, которые вы используете. Покажет список всех приложений и расширений, которые имеют доступ к вашему аккаунту, и поможет экспортировать все ваши данные.
Если Вы используете мобильный Интернет со смартфона на базе Android или iOS, то Вы можете быть сильно удивлены тому, что изо дня в день Google отслеживает ваше местонахождение и каждый поисковой запрос, который Вы осуществляли, также считывает всю рекламу, которая Вас когда-либо заинтересовала. Это нужно для того, чтобы показывать каждому пользователю только ту рекламу, которые соответствуют его вкусам и увлечениям. Такое поведение можно объяснить тем, что данная информация служит для обеспечения релевантных результатов при работе с их сервисами, отследить, насколько результат соответствует запросу.
Например, в iOS чаще всего данные о местоположении используются для более грамотных погодных сводок, четко составленного маршрута в картах и геотегов на фотографиях, также и в Android, для оптимальных маршрутов и точных результатов поиска [2]. Но не стоит паниковать по этому поводу.
Утечка информации неизбежна, но можно попробовать контролировать ее потоки. Следить за посещаемыми сайтами, за фото и видеоматериалами, выкладываемыми в социальные сети или просто в личные диалоги друзьям. Многие пользователи ноутбуков заклеивают веб-камеру, кто-то вообще отказывается от социальных сетей, а кому-то вообще не интересен тот факт, что о нем знают всё.
Литература:
- Молодецкий В. С., Молодецкая С. Ф. Мобильные технологии как инструмент развития информационно-коммуникационного пространства // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей: материалы XVII Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета, 14–15 апреля 2014 года: доклады / редкол.: Л. А. Закс и др.: в 2 т. — Т. 2. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2014. — С. 384–387.
- Шитова Т. Ф. Возможности современных информационных технологий // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии: материалы XIX Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета, 12–13 апреля 2016 года: доклады / редкол.: Л. А. Закс и др.: в 2 т. — Т. 2. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. — С. 349–353.