В данной статье рассматривается классификация товарных знаков. Освещаются основные особенности классификации товарных знаков. Указаны основные способы защиты товарного знака.
Ключевые слова: товарный знак, классификация, защита, контроль.
This article discusses the classification of trademarks. Highlights the main features of the classification of trademarks. Identifies the main ways of protection of the trademark.
Key words: trademark, classification, protection, control.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации товарными знаками признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, индивидуализирующие товары, работу или услуги, оказываемые юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями [2].
В классификацию товарного знака, используемого предпринимателем, можно включить следующие категории: слова, цифры, изображения, цвета и цветовые сочетания, звуки, а также сочетание нескольких элементов. К словесным товарным знакам относятся как существующие слова, так и новообразованное слово либо сочетание.
Такие обозначения, в частности слова, включая имена лиц, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетание цветов, а также любое сочетание таких обозначений могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков [1].
Также товарные знаки классифицируются в зависимости от типа использования. В таком случае товарные знаки подразделяют на логотипы товара, используемые для маркировки продукта. Также к приравниваются знаки обслуживания, используемые организациями и гражданами — предпринимателями, деятельность которых заключается в оказании различных услуг [8].
Рис. 1
В действующей нормативно-правовой базе рассматривается несколько вариантов классификации логотипов. Их делят по элементам (словесная, изоб, звуковая, объемная, комбинированная), по объектам (ассортиментная, фирменная), а также по правообладателю (коллективная и индивидуальная).
Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации изготовителя товаров или услуг. Их подразделяют на фирменное имя, которое включает в себя слово, букву или их группу, фирменный знак, изображающийся символом, рисунком либо цветом и торговый знак заключающийся в фирменном имени, знаке, образе, либо в их сочетании.
Существуют обыкновенные и престижные фирменные знаки. К обыкновенным относят фирменные знаки, которые разрабатываются непосредственно их владельцем либо другими лицами по его поручению. Престижные фирменные знаки присваиваются за особые заслуги перед государством. К таким знакам относят изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученные на выставках различного уровня.
Ассортиментные товарные знаки используются для идентификации ассортиментной принадлежности (по виду товара, торговой марке или наименованию). Для данных товарных знаков используется словесная информация о названии товара или его графическое изображение. Могут также использоваться буквенные обозначения вида продукта.
Торговая марка — это имя либо знак, который отличает конкретный вид товара от других товаров такого же вида. Марочный знак может быть словесной, цифровой, буквенной, изобразительной или комбинированной формы. Цифровые марочные знаки распространены в России для ординарных вин и чая.
Защита товарного знака необходима для пресечения его незаконного использования, увеличения контрафактной продукции, а также для защиты прав производителя товара.
В соответствии с Международной классификацией товаров и услуг, товары и услуги классифицируются по 45 классам. Готовые товары классифицируются исходя из их назначения или функции. В том случае, если назначение или функция не указывается, то готовые изделия следует классифицировать по аналогии с подобными изделиями, указанными в перечне товаров и услуг. Услуги классифицируются исходя из направления деятельности.
Статья 1479 Гражданского кодекса регулирует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации [2].
Для регистрации товарного знака и/или знака обслуживания необходимо оформить заявку и подать ее в Роспатент. По заявке в установленном порядке проводится формальная экспертиза [2] и экспертиза заявленного обозначения на соответствие требованиям законодательства, по результатам которой принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации [2, ст. 1499].
Государственная регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и выдача свидетельства осуществляется на основании решения о государтсвенной регистрации товарного знака [2]. За совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака, уплачивается установленная пошлина.
Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент [2, п.1 ст. 1491], с возможностью продления на 10 лет неограниченное число раз по заявлению правообладателя [2, п.2 ст. 1491].
В случае незаконного использования товарного знака ответственность за нарушение прав на товарный знак регулирует ст. 1515 Гражданского кодекса [2], ст. 14.10 КоАП РФ [3], а также ст. 180 Уголовного кодекса РФ [4].
Значительный объем дел, связанных с защитой интеллектуальный прав, в настоящее время, рассматривается Судом по интеллектуальным правам. Через данный суд проходит сравнительно немного дел: всего в производстве суда находится 1 064 дел, самое старое из которых длится больше четырех тысяч дней. В 2017 году в СИП подали 1 660 исковых заявлений, а в 2018 их подали на 36 % меньше — 1055 [5].
Суд по интеллектуальным делам на практике сталкивается с необходимостью разрешения достаточно широкого круга вопросов, связанных с использованием товарных знаков. Суды обнаруживают факты злоупотребления правами на товарные знаки, анализируют товарные знаки и/или сходные с ними до степени смешения, проверяют на предмет контрафактности, устанавливают однородность товаров, основания для досрочного прекращения правовой охраны товарных знаков, а также проверяют правильность осуществления полномочий Роспатентом и другими органами по исполнению государственных функций.
Но, в настоящее время, возникает проблема, когда судьи не признают сходные обозначения таковыми, даже при наличии признаков сходства в исследовании. Одним из наиболее ярких примеров, характеризующих подобный подход судов, можно считать следующее дело.
Истец обратился к ответчикам с иском о запрете незаконного использования товарного знака и взыскании компенсации. По мнению истца, одно из словесных обозначений, приведенных на товаре ответчиков, полностью совпадает с принадлежащим ему товарным знаком.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28 февраля 2014 г. № 40–187101/2013 [6] в удовлетворении иска отказано. Последующие инстанции оставили указанное решение без изменения (постеновление Девятого арбитражного аппеляционного суда от 25 июня 2014 г. № 09АП-14142/14 [7], постановление Суда по интеллектуальным правам от 26 сентября 2014 г. № 01–931/2014 [7], Определение ВС РФ от 26 января 2015 г. № 305-14–6983 [7]).
Во время рассмотрении дела, суды, по мнению эксперта, недостаточно внимания уделили звуковым, графическим и смысловым критериям сходства товарных знаков.
При обосновании своей позиции судьи отметили, что внешний вид товара ответчика представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из двух различных словесных элементов, куда входил оспариваемый. Данный элемент содержал слово, совпадающее с товарным знаком исца. С их точки зрения, один из двух словесных элементов является основным, так как распологается в центральной части и выполнен шрифтом большего размера. Таким образом именно этот элемент можно считать основным для индивидуализации товара. Оспариваемый же словесный элемент был признан судом лишь описательной характеристикой товара, не обладающей различительной способностью [2].
При рассмотрении дела суды не назначали экспертизу несмотря на то, что проведенный судами анализ не позволяет с точностью сделать вывод о сходстве или различии товарных знаков.
Исходя из этого можно сказать, что даже не смотря на формирование системы защиты товарного знака в России все еще существует ряд проблем, связанных с тем, что в некоторых делах судьи руководствуются субъективным восприятием и не назначают необходимые экспертизы. Что в свою очередь может привести к увеличению контрафактной продукции и незаконному использованию товарного знака.
Литература:
- «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) (с изм. от 06.12.2005) // Доступ из справочной — правовой системы «Консультант Плюс»
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1, ч.1, ст.1
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1996. — N 25, ст. 2954
- https://pravo.ru/story/
- http://sudact.ru/arbitral/
- https://base.garant.ru/
- «Международное частное право: Учебник (4-е издание, переработанное и дополненное) (В. Н. Борисов, Н. В. Власова, Н. Г. Доронина и др.)(отв. ред. Н. И. Марышева)(«ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2018)
- Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б. М. Гонгало. Т. 2. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2017.