В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.
Ключевые слова: законодательство о здравоохранении, медицинские услуги и помощь, мероприятии по развитию медицинских услуг.
In the article, the author considers the legal aspects of the implementation of the provisions of the laws, the regional health program, the analysis of the state of medical services and assistance, the main directions of improving the quality of medical services.
Keywords: legislation on health care, medical services and assistance, measures for the development of medical services.
Для любого государства здоровье его граждан — один из самых ценных ресурсов экономики. Вследствие этого в сфере здравоохранения оказание медицинских услуг населению находится под повышенным вниманием государства.
Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г. № 323-ФЗ [3], под медицинскими услугами понимают «медицинское вмешательство либо комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию».
Необходимо различать понятия медицинская услуга и медицинская помощь. Согласно данному Федеральному закону под медицинской помощью понимают комплекс различных мероприятий, направленных на восстановление и (или) поддержание здоровья, а также включающее в себя оказание медицинских услуг.
Обеспечение гарантированной, доступной и бесплатной медицинской помощи всем гражданам России осуществляется и контролируется при выполнении «Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи». Для решения вопросов совершенствования медицинской помощи был разработан национальный проект «Здравоохранение» [2] с целью сохранения и укрепления здоровья населения страны.
В целях развития системы здравоохранения и повышения качества оказания медицинской помощи населению также была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации [2].
Основными целями развития здравоохранения Российской Федерации являются:
− предотвращение убыли населения;
− увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни населения до 75 лет;
− снижение общего коэффициента смертности на 10 %;
− снижение показателя младенческой смертности до 7,5 %;
− снижение показателя материнской смертности до 18,6 %;
− формирование здорового образа жизни населения, снижение употребления табака — на 25 %, потребления алкоголя — до 9 л в год на душу населения;
− повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.
Охрана здоровья граждан страны является важнейшей обязанностью государства в процессе управления системой здравоохранения. В последние годы в России проблемы здравоохранения все чаще выходят на первый план. Это связано, в том числе с демографической ситуацией в стране, высоким ростом заболеваемости населения сосудистыми и онкологическими заболеваниями. В стране наблюдается увеличение доли пожилых людей, при этом снижается численность населения. В 1989г. доля населения, старше трудоспособного возраста, составляла в среднем 18,5 %, а по итогам 2018г. данная величина выросла уже до 23,5 %. И как результат, перед государством встают задачи по увеличению продолжительности жизни населения, снижению смертности, повышению рождаемости.
В результате анализа развития системы местного самоуправления в городском округе город Уфа в сфере оказания медицинских услуг населению за период с 2016 по 2018гг. были рассмотрены следующие показатели:
− динамика численности населения;
− структура численности населения;
− показатель смертности населения;
− структура общей смертности населения;
− прирост населения.
Проведенный анализ динамики численности населения в ГО г. Уфа в данном периоде времени показал, что в целом население выросло на 26544 человека или на 1,7 %, при этом наибольший прирост численности населения наблюдался по статье старше трудоспособного населения (прирост составил 8,5 % или 30260 человек), по статье население от 0 до 14 лет (прирост составил 17,9 % или 46207 человек). Данные по численности по годам приведены в таблице 1 и рисунке 1.
Таблица 1
Динамика численности населения вГородском округе Город Уфа за период с 2016 по 2018гг., человек
Дата |
Население, человек |
Моложе трудоспособного возраста |
Трудоспособного возраста |
Старше трудоспособного возраста |
Из общего числа по возрастам |
||
0–14 лет |
15–17 лет |
18 лет иболее |
|||||
На 01.01.2016 |
1605318 |
300176 |
948509 |
356633 |
258661 |
45402 |
1274255 |
На 01.01.2017 |
1613504 |
310374 |
937527 |
365603 |
296172 |
44754 |
1272578 |
На 01.01.2018 |
1632892 |
317921 |
930563 |
375408 |
302541 |
45711 |
1275640 |
На 01.01.2019 |
1631862 |
316100 |
928869 |
386893 |
304868 |
46912 |
1280082 |
Темп роста (на 01.01.2019 к на 01.01.2016), % |
101,7 |
105,3 |
97,9 |
108,5 |
117,9 |
103,3 |
100,5 |
Рис. 1. Динамика численности населения в Городском округе Город Уфа за период с 2016 по 2018гг., человек
Проведенный анализ динамики структуры численности населения в ГО г. Уфа за тот же период (таблица 2) показал, что преобладающую долю в структуре численности населения занимало население трудоспособного возраста, удельный вес данной категории населения с течением времени имел устойчивую тенденцию к снижению и составил по итогам 2018 г. 56,9 %, в структуре населения по возрастам наибольший удельный вес занимало население в возрасте от 18 лет и старше, удельный вес данной категории с течением времени имел переменчивую тенденцию и составил по итогам 2018г. 78,4 %.
Таблица 2
Динамика структуры численности населения вгородском округе город Уфа за период с 2016 по 2018гг.,%
По годам |
Население, чел. |
Моложе трудоспособного возраста |
Трудоспособного возраста |
Старше трудоспособного возраста |
Из общего числа по возрастам |
||
0–14 лет |
15–17 лет |
18 лет истарше |
|||||
На 01.01.2016 |
100 |
18,7 |
59,1 |
22,2 |
16,1 |
2,8 |
79,4 |
На 01.01.2017 |
100 |
19,2 |
58,1 |
22,7 |
18,4 |
2,8 |
78,9 |
На 01.01.2018 |
100 |
19,5 |
57 |
23 |
18,5 |
2,8 |
78,1 |
На 01.01.2019 |
100 |
19,4 |
56,9 |
23,7 |
18,7 |
2,9 |
78,4 |
Показатель смертности населения в рассматриваемый период практически не изменился и составил по итогам 2018г. 12,4 промилле (по итогам 2017г. он составил 12,6 промилле, по итогам 2016г. — 12,5 промилле) (таблица 3). Необходимо отметить, что по итогам 2018г. показатель смертности населения в ГО г. Уфа был равен общероссийскому значению.
Таблица 3
Динамика смертности населения вгородском округе город Уфа за период с 2016 по 2018гг., промилле
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
2018 |
Показатель смертности, промилле |
12,5 |
12,6 |
12,4 |
В рамках реализации Плана дополнительных мероприятий по повышению рождаемости до 2020г. [6], в ГО г. Уфа принимаются меры по снижению числа абортов, по проведению процедур ЭКО, по оздоровлению женского населения города.
Согласно данным Министерства здравоохранения Республики Башкортостан ключевую долю в структуре общей смертности населения в ГО г. Уфа занимала смертность от болезней системы кровообращения (по итогам 2016г. данный показатель составил 66 %, по итогам 2017г. — 67,2 %, по итогам 2018г. — 67,8 %).
Для снижения показателей смертности от болезней системы кровообращения в рамках Национального проекта «Здравоохранение» [2] запланировано до 2024г.переоснащение городского сосудистого центра, переоснащение 8 и дооснащение 3 первичных сосудистых отделений современными ангиографами, компьютерными и магнитно-резонансными томографами, оборудованием для ранней медицинской диагностики и реабилитации. Все это будет способствовать большей доступности проведения внутрисосудистых вмешательств в относительно сжатые сроки.
Согласно данным Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан, в период с 2016 по 2018гг., на втором месте в структуре общей смертности по ГО г. Уфа была смертность от онкологических заболеваний. По итогам 2018г. показатель смертности от онкологических заболеваний был ниже среднероссийского и составил 17,1 %, среднероссийский показатель за 2018 г. составил 19,2 %. По итогам 2017г. — 17,8 %, а 2016г. — 17,3 %.
Медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений ГО г. Уфа активно проводятся мероприятия по раннему выявлению онкологических заболеваний. При всех видах профилактических осмотров в 2018г. было выявлено 987 случаев злокачественного новообразования — (на 267 человек больше, чем в 2017г.)
С целью улучшения ранней выявляемости онкологических заболеваний в 2019г. открыты 4 центра амбулаторной онкологической помощи на базе многопрофильных больниц. До 2022 года планируется открыть до 13 ЦАОПов по территории всей Республики Башкортостан. Запланировано строительство Республиканского центра детской онкологии и гематологии на базе Республиканской детской клинической больницы.
Немаловажную долю в структуре общей смертности в период с 2016 по 2018гг. занимали внешние причины (по итогам 2016г. — 14 %, по итогам 2017г. — 14,6 %, по итогам 2018г. — 13,8 %).
Большая работа проведена по профилактике смертности от суицидов — показатель снижен на 7 % за последние 5 лет.
Одним из немаловажных показателей является смертность трудоспособного населения, поскольку она занимает большую долю в общем числе умерших. В 2018г. всего в трудоспособном возрасте умерло свыше 3 тысяч человек, из них около 78 % мужчины. Более 13 % случаев смерти людей в трудоспособном возрасте приходится на внешние причины — отравления алкоголем, самоубийства и убийства, случайные утопления и др.
Показатель младенческой смертности в ГО г. Уфа по итогам 2018г. снизился на 25,7 % и составил 5,2 промилле (по итогам 2017г. он составил 7 промилле). В рамках регионального проекта «Развитие детского здравоохранения» [7] основной акцент направлен на укрепление материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений ГО г. Уфа, создание комфортных условий для оказания медицинской помощи несовершеннолетним. Согласно мероприятиям проекта запланирован капитальный ремонт помещений Республиканской детской клинической больницы, детских поликлиник и поликлинических отделений, родильных домов в Городском округе город Уфа.
Проанализировав данные динамики численности персонала медицинских учреждений в ГО г. Уфа за период с 2016 по 2018гг., можно сделать вывод, что в целом численность персонала медицинских учреждений имела устойчивую тенденцию к сокращению и сократилась на 1 тыс. человек или 2,6 % с 39,2 за 2016 год, до 38,2 тыс. человек в 2018г.
Численность врачей медицинских учреждений сократилась на 0,5 тыс. человек или 4,8 %, численность среднего медицинского персонала в анализируемом периоде времени также имела тенденцию к снижению. За рассматриваемый период она сократилась на 0,6 тыс. человек или 3,5 %. Сокращение в динамике численности врачей и среднего медицинского персонала в Городском округе Город Уфа связано с активно проводимой в стране в последние несколько лет политикой по оптимизации здравоохранения. Например, реорганизация медицинских учреждений посредством слияния нескольких медицинских учреждений в одно, сокращение штатных должностей санитаров, перевод санитаров в уборщики и т. д.
Проанализировав данные обеспеченности населения медицинским персоналом в ГО г. Уфа по состоянию на 01.01.2019г., можно сделать вывод, что на одного врача приходится в среднем 271 пациент в год, на одного человека среднего медицинского персонала — 178 пациентов в год.
Число коек в стационарах медицинских учреждений в ГО г. Уфа — 5699 ед., также ГО г. Уфа работают 34 фельдшерско-акушерских пункта.
Согласно данным Министерства здравоохранения Республики Башкортостан средняя занятость койки в лечебно-профилактических учреждениях в ГО г. Уфа в 2016г. составила 330 дней, в 2017г. — 326 дней, в 2018г. — 327 дней. Из этого можно сделать вывод, что в целом количества имеющихся коек в лечебно-профилактических учреждениях достаточно.
В целом наблюдается рост динамики охвата профилактическими осмотрами взрослого населения в медицинских учреждениях в период с 2016 по 2018гг., при этом все дети прошли профилактические осмотры.
Проведенный анализ данных основных показателей лечебно-профилактических организаций (ЛПУ), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях в ГО г. Уфа показал, что положительной стороной деятельности лечебно-профилактических организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях является снижение в динамике уровня больничной летальности в период с 2016 по 10.12.2019г. на 0,16 %, при этом среднее пребывание на койке больного за рассматриваемый период сократилось на 0,5 дня, уровень госпитализации на 100 человек населения — на 0,7.
По результатам опроса пациентов хирургического и терапевтического отделений Республиканской клинической больницы им. Г. Г. Куватова, проведенного руководством больницы методом анкетирования было выявлено, что из 100 опрошенных пациентов (не находящихся в тяжелом состоянии и не подключенных к аппарату искусственной вентиляции легких), 65 % (65 человек) на вопрос достаточна ли им существующая открытость и доступность информации о медицинской организации и оказываемых ею медицинской помощи, медицинских услугах ответили «нет»; на вопрос комфортным и доступным ли для Вас было оказание медицинских услуг в учреждении 54 % опрошенных (54 человека) ответили нет, 35 % (35 человек) и 11 % (11 человек) затруднились с ответом. Среди недостатков оказанных медицинских услуг 42 % опрошенных (42 человека) отметили длительное ожидание предоставления медицинской услуги, 14 % опрошенных (14 человек) — хамство и недостаточную вежливость медицинского персонала в отношении пациентов.
К отрицательным сторонам развития системы местного самоуправления ГО г. Уфа в сфере оказания медицинских услуг населению в 2016–2018гг. и развития сферы оказания медицинских услуг населению в целом относятся:
− увеличение доли смертности от болезней системы кровообращения в структуре общей смертности населения Городского округа город Уфа;
− недостаточная открытость и доступность информации о медицинских организациях и оказываемых ими медицинской помощи, медицинских услугах;
− недостаточная комфортность предоставления медицинских услуг, недостаточная доступность их получения;
− длительное время ожидания предоставления медицинской услуги;
− недостаточная доброжелательность, вежливость работников медицинской организации;
− недостаточный уровень удовлетворенности потребителей оказанными медицинскими услугами в медицинских учреждениях.
К положительным сторонам можно отнести:
− снижение долей смертности в общей смертности за период с 2016 по 2018гг. от онкологических заболеваний на 0,2 %, смертности от внешних причин — на 0,2 %;
− показатель смертности от суицидов за последние 5 лет снизился на 7 %;
− снижение в динамике показателя младенческой смертности.
Таким образом, подводя итог данного анализа, необходимо отметить, что существенных изменений в реализации национального проекта по оказанию медицинских услуг населению не происходит. Необходимо решительно изменить систему управления здравоохранением на местном уровне.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Национальный проект «Здравоохранение» Министерства Здравоохранения РФ //URL https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» //URL https://dnk-k.ru/federalnyj-zakon-323-ob-osnovah-ohrany-zdorovja-grazhdan-rossijskoj-federacii.htm
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> // URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/5c2f5b1d790a1f82d0ca1f2fa0d72e968e6349e7/.
- Данные Росстата Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат). 2016–2018 гг.
- Распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 480-р от 31.05.2017 г. «об утверждении плана дополнительных мероприятий по повышению рождаемости в Республике Башкортостан на 2017–2020 годы» //URL http://docs.cntd.ru/document/450254028
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 июня 2019 года N 356 «Об утверждении региональной программы Республики Башкортостан «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям (Республика Башкортостан)» (с изменениями на 16 сентября 2019 года). //URL http://docs.cntd.ru/document/561434189