В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира. Наши обучающиеся ежедневно находятся в огромном потоке информации, поэтому от преподавателя в столь сложных условиях требуется мастерство и творческое начало, чтобы на каждом уроке поддерживать у обучающихся устойчивый интерес к приобретению новых знаний и учёбе в целом. Мотивация обучения алгебре и геометрии является одной из актуальных проблем преподавания в средней школе, так как эти предметы для большинства обучающихся являются трудными. Нестандартные формы урока — это одно из средств разрешения этой проблемы, т. к. всё необычное всегда кажется более интересным и увлекательным.
Что же такое интегрированный урок? Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления, который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, законов, идей, теорий, отображенных в разных науках и соответствующим им учебных предметам. Под интегрированным уроком понимают одновременно и цель и средство обучения. Как цель интегрированный урок способствует целостному восприятию окружающей нас действительности во всём её многообразии и великолепии; как средство обучения он способствует приобретению новых знаний. Интегрированные уроки являются эффективным средством обучения и позволяют добиться качественных результатов обучения с применением более совершенных методов, приёмов, форм и новых современных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
− способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся к изучаемым предметам и целостной научной картины мира, рассмотрению явления с нескольких сторон;
− в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, утомляемость;
− не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
− вовлекают каждого обучающегося в активную, творческую работу, формируя в большей степени общеучебные умения и навыки;
− позволяют обобщить и систематизировать приобретённые знания;
− обеспечивают новый психологический климат для обучающихся и преподавателей в процессе обучения.
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.
Перечислим основные причины возникновения и использования интегрированных уроков.
Во-первых, мир, окружающий обучающихся, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у обучающихся воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый из этих уроков обычно ведут двое преподавателей — предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет обучающимся видеть взаимозависимость различных наук. Среди школьных предметов трудно назвать такие, которые обладали бы таким широким диапазоном межпредметных связей, как география и математика. География — наука комплексная, она основывается как на естественных науках, так и на общественных, которые изучают законы развития общества. География невозможна и без такого сложного предмета, как математика, когда надо произвести расчёты на определение расстояния между объектами, построить графики изменения температуры, установить продолжительность дня и ночи в зависимости от широты места, вычислить коэффициент увлажнения и т. п.
Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для самостоятельной работы обучающихся. Интегрированный урок требует от преподавателей тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения с обучающимися. Педагоги больше дадут обучающимся, если откроются им как личности многогранные и увлечённые. Таким образом, интегрированные уроки являются средством получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний, направлены на развитие эрудиции, на соединение получаемых знаний в единую систему. Интегрированные уроки должны способствовать созданию целостности мировосприятия — единства мира и человека, живущего в нём и познающего его, единство земли и космоса, природы и человека. Подготовка и проведение интегрированных уроков для преподавателей — предметников — дело непростое, необходимо преподнести учебный материал так, чтобы обучающимся было всё понятно и интересно.
В рамках интегрированного урока можно не только показать межпредметные связи и их применение, но и организовать работу с такими мыслительными операциями как синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация и т. д.
Например, предлагается задание обучающимся: Выведите самостоятельно уравнение сферы радиуса R с центром C (, используя формулу для вычисления расстояния между двумя точками с заданными координатами. Найдите расстояние от произвольной точки M(x,y,z) до C ( (MC = . Если точка M лежит на сфере, то MC = R. R = так, как любая точка сферы, то уравнение сферы = . Если же точка M не лежит на данной сфере, то MCR, т. е. координаты точки M не удовлетворяют уравнению = . Следовательно, в прямоугольной системе координат уравнение сферы радиуса R с центром C ( имеет вид .
Проверка работ обучающихся, записать уравнение сферы на доске.
На этапе закрепления умений и навыков в качестве самостоятельной деятельности обучающимся предлагается выполнить задания комбинированного теста.
Вычеркните ненужные слова текста в скобках.
1. а) Сфера — это (фигура, плоскость, поверхность), состоящая из (множества, всех) точек пространства, расположенных на (одинаковом, заданном, на данном) расстоянии от (некоторой, центральной, данной) точки.
б) Радиусом сферы называется (линия, прямая, отрезок), соединяющая центр сферы с (заданной, какой-либо) ее точкой.
2. Диаметр сферы — это (два радиуса, лежащие на одной прямой; хорда, проходящая через центр окружности; отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через ее центр).
3. Центр сферы — это (точка, куда ставится ножка циркуля при начертании сферы; середина сферы; точка, равноудаленная от всех точек поверхности, состоящей из всех точек пространства).
4. а) Шар — это (абстрактная фигура, геометрическая фигура, тело), ограниченное (замкнутой линией, множеством точек, сферой).
б) Шар может быть получен вращением (полуокружности, полукруга, треугольника) вокруг его (оси, гипотенузы, диаметра).
в) Сфера образуется в результате вращения (полукольца, полуокружности, круга).
5. Лежит ли А (-2; 1; 4) на сфере, заданной уравнением .
6. Точки А и В принадлежат шару. Принадлежит ли этому шару любая точка отрезка АВ?
7. Практическая работа: Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах
Длина 1° меридиана =111 км
- Определяем координаты Мехико с. ш., з.д.
- Определяем расстояние до экватора. (Для этого широту умножаем на 111, т. к. в 1° меридиана =111 км. 19° * 111=(до экватора)
Для этого мы из 90° - 19°= 71°. Далее измеряем расстояние до полюса в км, для этого: 71° * 111= (до северного полюса, т. к. Мехико находится в северном полушарии)
3. Определяем расстояние до 0° меридиана. (Теперь мы берем долготу и умножаем на длину дуги одного градуса параллели, которую мы берем в атласе, отмечена белым кружочком с красными цифрами. Брать нужно ближайшую длину дуги, находящуюся к городу. К Мехико ближайшая длина дуги 104,6; 99° * 104,6= (до 0° меридиана)
Проверка заданий самостоятельной работы (Обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг у друга по предложенному образцу, оценивают работы)
№ задания |
Ответ |
1 |
а) Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки. б) Радиусом сферы называется отрезок, соединяющий центр сферы с её точкой. |
2 |
Диаметр сферы — это отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через ее центр. |
3 |
Центр сферы — это точка, равноудаленная от всех точек поверхности. |
4 |
а) Шар — это тело, ограниченное сферой. б) Шар может быть получен вращением полукруга вокруг его диаметра. |
5 |
Да. |
6 |
Да. |
7.1 |
19° с.ш., 99°з.д. |
7.2 |
До экватора 2109 км,до С.полюса 7881 км |
7.3 |
10355,4 км |
Подводя итоги, хочется отметить, что интегрированные уроки позволяют лучше систематизировать знания по математике и географии, так как обладают большей информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных заданий, позволяют вовлечь каждого обучающегося в активную работу на каждом этапе урока. С другой стороны, интегрированные уроки стимулируют преподавателей — предметников к профессиональному росту, к повышению уровня мастерства в проведении данных уроков.