В данной статье рассмотрен вопрос как с помощью государственного регулирования можно реализовать проект, позволяющие улучшить жилищные вопросы, а также решить вопрос со старым жилым фондом, не имеющем исторической ценности в центре города.
Ключевые слова: Государственное управление, Санкт-Петербург, регулирование, проекты, Законодательное собрание.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На данном этапе развития нашей страны очень остро стоит проблема с регулированием рынка жилищной недвижимости в условиях рыночной экономики (ФЦП: Программа «Жилище» на 2015–2020 годы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 426 от 21 мая 2013 года. [2]). Поэтому, без участия государственных органов в регулировании данного процесса и правильного отслеживания и ведения как регистрационного, так и документарного процесса не обойтись.
Возьмём, к примеру, город Санкт-Петербург. Красивый исторический город со своей великой историей и, как правило, огромной проблемой в плане ветхого жилья и строительства новых жилых районов. Исторический центр города требует не только капитального ремонта, но и сноса старых зданий, не представляющих исторической ценность. Город и городские власти, сократят затраты постоянных косметических ремонтов этих зданий и за счет инвесторов проведут капитальное обновление старого жилого фонда, приведя его к положенному уровню. А расселение жильцов ветхого жилья в благоустроенные отдельные квартиры, избавит город Санкт-Петербург от ярлыка коммунального города. Ещё большей проблемой являются бывшие предприятия, склады, старые и неработающие технические сооружения и котельные, заброшенные заводы и заболоченные территории. В черте города, как в центре, так и в спальных районах данных территорий полно, и их ликвидация просто необходима.
Законодательное Собрание города Санкт-Петербурга предложило программу расселения ветхого жилья и переноса и (или) ликвидации старых (закрытых) предприятий, складов и прочее.
Если программа переноса и (или) ликвидации старых (закрытых) предприятий, складов уже полным ходом идет в городе, то программа расселения ветхого жилья ещё не получила широкого развития из-за высокой себестоимости реконструкции. В Законодательном Собрании нового созыва (Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, избранная 18 сентября 2016 года.) будут подниматься вопросы о снижении себестоимости данной программы за счёт увеличения этажности зданий с учётом требования градостроительного надзора. Так же предлагается расселение жильцов ветхого жилья. Не исключено, что в следующем году данную программу будут предлагать с привлечением бюджетного финансирования на этапе расселения и реконструкции.
Что принесёт реконструкция ветхого жилья и перенос (ликвидация) старых (закрытых) предприятий, складов и прочее городу?
– расселение коммунальных квартир и переселение жителей в новое комфортабельное жильё;
– снижение расходов городского бюджета на ремонт ветхого жилья и возможность использования данных средств на иные нужды города;
– решение вопроса о ликвидации аварийных и опасных объектов и сооружений;
– возможность привлечения инвесторов к решению данного вопроса;
– улучшение благоустройства города и улучшение его экологии;
– создание новых парковых зон.
А также многое другое, включая ликвидацию опасных предприятий и освобождение городских территорий от ненужной инфраструктуры.
Теперь рассмотрим данное решение в цифрах (на основе данных Федеральной целевой программы по “Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры” [4]):
– содержание старого здания 5000 м2 в рабочем состоянии стоит городу до 750 000 руб. в месяц;
– передача здания на расселение инвестору — 15 % жильцов расселяет город, что составляет около 20 % от старой площади реконструируемого здания;
– цена 1 метра квадратного в новостройке города составляет от 60 тыс. рублей;
– инвестор передаёт городу от 15 до 25 % реконструируемой жилой площади, которая заведомо больше старой на 10–15 %;
– цена 1 метра квадратного в центре города составляет от 95 тыс. рублей;
– разница составляет минимум 35–40 тыс.рублей за 1 метр квадратный;
– итого доход в казну города составит минимум 600 000 рублей, и содержание дома переходит в ведение новых собственников.
Таким образом, видно, что, применяя государственное регулирование рынка жилищной недвижимости в условиях рыночной экономики, городские власти решают не только жилищную проблему города, но и получают прибыль от данного проекта, что позволяет сэкономить городской бюджет и высвободить дополнительные средства для выполнения других программ.
Как яркий пример решения данных задач застройка у станции метро «Парнас», возведение нового жилого комплекса на Кондратьевском проспекте, возведение жилого массива на проспекте Маршала Блюхера, возведение жилого комплекса на Ленинском проспекте, возведение жилого массива на Дунайском проспекте и много другое. По реконструкции ветхого жилья прошли реконструкцию здания на улице Ленсовета и Московском проспекте. В перспективе рассматриваются здания на 4-й, 5 и 8 Советских улицах, на улице Восстания и Некрасова. Данные процессы показывают нам как государственное регулирование рынка жилищной недвижимости претворяется в жизнь.
Литература:
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). ЖК РФ, Статья 1. Основные начала жилищного законодательства.
- Федеральная целевая программа: Программа «Жилище» на 2015–2020 годы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 426 от 21 мая 2013 года.
- Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября 2007г.)
- Федеральная целевая программа РФ по «Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры», данные за 2018 год.