В статье рассматриваются сущность и особенности учета целевых средств в деятельности бюджетного учреждения, понятия бюджетных и денежных обязательств.
Ключевые слова: целевое финансирование, учет субсидии на иные цели, бюджетный учет, обязательства, санкционирование расходов.
Механизм целевого финансирования составляет основу, обеспечивающую финансово-хозяйственную деятельность бюджетных учреждений, а также возложенных на них функций и задач в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения.
Чем эффективнее выстроен учет целевого финансирования в деятельности государственных и муниципальных учреждений, тем меньше вероятность возникновения санкций со стороны контролирующих органов и судебных разбирательств с ними. Поэтому учет и контроль целевого финансирования требует тщательного внимания и систематической проработки путей оптимизации и совершенствования.
Вопросы, связанные с организацией и ведением учета целевого финансирования в деятельности бюджетного учреждения, нашли отражение в работах О. В. Болтиновой, И. В. Петрова, М. Е. Василенко, Т. А. Полещук, Л. Ф. Еськовой, С. И. Коренкова, Т. С. Масловой и многих других.
Под государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями понимаются некоммерческие организации, целью деятельности которых является не извлечение прибыли, а оказание услуг социальной направленности.
Значительную долю финансовых ресурсов бюджетных учреждений составляют целевые средства — финансовые ресурсы, предоставленные получателю, для достижения конкретной цели и выполнения определенных задач. Целевое финансирование, в деятельности бюджетных учреждений, может быть получено в виде:
– получения средств субсидий на выполнение государственного задания;
– получения субсидий на иные цели;
– получения субсидий на капитальные вложения;
– получения грантов, взносов и пожертвований безвозвратного характера.
Процесс целевого финансирования бюджетного учреждения должен реализовываться в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. При этом условия целевого финансирования учреждений, направленного на выполнение государственного (муниципального) задания, обозначены в содержании абзаца 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. А аспекты предоставления целевого финансирования в виде субсидий на иные цели регулируется нормами абзаца 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Таким образом, если целью предоставления финансирования в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) заказа является фактическое выполнение поставленного задания, то целью предоставления финансирования в виде субсидий на иные цели является обеспечение деятельности бюджетного учреждения.
Целевое финансирование в виде субсидий на капитальные вложения предоставляется бюджетным учреждениям в рамках положений, закрепленных в ст. 78.2 БК РФ. Данный вид финансирования осуществляется в целях приобретения объектов недвижимости, а также для вложений в текущие капитальные объекты.
Порядок предоставления субсидий устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации. Предоставление целевых субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между бюджетными учреждениями и их учредителями.
К числу вариаций целевого финансирования деятельности бюджетных учреждений причисляют и пожертвования, которые согласно нормам ст. 582 ГК РФ могут быть направлены лицом его осуществляющим, для определенного назначения, то есть иметь целевое назначение.
Нецелевое финансирование может быть признано таковым при наличии факта кассовых расходов, не предусмотренных целевым характером изначально полученных учреждением денежных средств. В рамках БК РФ сущность нецелевого финансирования раскрывается в содержании ст. 306.4.
В рамках учета целевого финансирования субсидии подразделяют на:
– субсидии текущего характера;
– субсидии капитального характера.
К категории субсидий капитального характера причисляют поступления, которые направлены на формирование:
– основных средств;
– нематериальных активов.
Соответственно, все иные виды субсидий, которые бюджетные учреждения получают в ходе целевого финансирования, имеют характер текущих.
В таблице 1 приведем бухгалтерские записи по отражению в учете операций, связанных с получением бюджетным учреждением целевого финансирования в виде субсидий на иные цели на расходы текущего характера — капитальный ремонт и расходы капитального характера — особо ценного движимого имущества автомобиля.
Таблица 1
Бухгалтерские записи по отражению вучете операций, связанных сполучением учреждением субсидий на иные цели
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
Начисление доходов будущих периодов, предоставляемых в соответствии с соглашением о выделении субсидии на иные цели (текущего характера) |
5 205 52 561 |
5 401 40 152 |
Начисление доходов будущих периодов, предоставляемых в соответствии с соглашением о выделении субсидии на иные цели (капитального характера) |
5 205 62 561 |
5 401 40 162 |
Получение учреждением целевого финансирования в виде субсидий на иные цели (текущего характера) |
5 201 11 510 |
5 205 52 661 |
Получение учреждением целевого финансирования в виде субсидий на иные цели (капитального характера) |
5 201 11 510 |
5 205 62 661 |
Начислены расходы по проведенному капитальному ремонту |
5 401 20 225 |
5 302 25 734 |
Получен автомобиль от поставщика |
5 106 21 310 |
5 302 31 734 |
Перечислены исполнителю работ денежные средства за счет средств целевой субсидии (текущего характера) |
5 302 25 834 |
5 201 11 610 |
Перечислены поставщику денежные средства за счет средств целевой субсидии (капитального характера) |
5 302 31 834 |
5 201 11 610 |
Начисление доходов текущего финансового года по предоставленной субсидии на иные цели (текущего характера) в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей |
5 401 40 152 |
5 401 10 152 |
Начисление доходов текущего финансового года по предоставленной субсидии на иные цели (капитального характера) в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей |
5 401 40 162 |
5 401 40 162 |
Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей, на основании отчета о достижении целевых показателей (текущего характера) |
5 401 40 152 |
5 303 05 731 |
Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей, на основании отчета о достижении целевых показателей (капитального характера) |
5 401 40 162 |
5 205 62 661 |
Возврат учреждением остатка по целевому финансированию в виде субсидий на иные цели (текущего характера) |
5 303 05 831 |
5 201 11 610 |
Возврат учреждением остатка по целевому финансированию в виде субсидий на иные цели (капитального характера) |
5 205 62 561 |
5 201 11 610 |
Аналитический учет целевого финансирования в бюджетных учреждениях должен осуществляться по видам полученного дохода и по группам плательщиков. Также данные о целевом финансировании учреждений должны регистрироваться в «Карточке учета средств и расчетов» по форме 0504051. Расходование целевых средств бюджетным учреждением подразумевает принятие бюджетных обязательств.
Обязательства учреждения — это признанная учредителем обязанность бюджетного учреждения предоставить в определенный срок денежные средства учреждения физическому или юридическому лицу в соответствии с действующим законодательством и договором.
Также необходимо рассмотреть понятие денежного обязательства, представляющего собой обязанность учреждения предоставить денежные средства в соответствии с выполненными условиями договора или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного соглашения [1]. Разницу между ними можно объяснить на следующем примере: бюджетное обязательство возникает в момент заключения договора на поставку товаров, а денежное — при принятии товаров на учет.
В разрезе по видам финансового обеспечения и классификации операций сектора государственного управления учет принятых обязательств (денежных обязательств) бюджетного учреждения ведется на счетах раздела 5 «Санкционирование расходов» Плана счетов бюджетного учреждения:
– 0 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»;
– 0 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» [3].
При использовании средств субсидий на иные цели санкционирование расходов осуществляется на основании направленных в территориальный орган Федерального казначейства «Сведений об операциях с целевыми субсидиями» по форме 0501016 [4]. Обязательства, принятые и (или) исполненные (не исполненные) в отчетном периоде, отражаются в форме 0503738 «Отчет об обязательствах учреждения».
Таким образом, организация учета целевых средств и санкционирования расходов в бюджетных учреждениях должна реализовываться в рамках действующего законодательства в целях обеспечения полноты и достоверности формируемой отчетности, и соответственно, для обеспечения финансовой устойчивости России.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
- Василенко М. Е., Полещук Т. А. Бухгалтерский учет в государственных учреждениях (казенных, бюджетных, автономных). — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018.
- Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
- Об утверждении Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации: Приказ Минфина России от 13.12.2017 N 226н.
- Федорцова В. А. Учет финансирования от учредителя в автономных и в бюджетных учреждениях/ В. А. Федорцова // Вектор экономики. — 2019. — N 5. — С. 27.