В условиях рыночной экономики основным источником формирования доходов населения является заработная плата, которая значительно дифференцирована по регионам, секторам экономики, предприятиям внутри отрасли. К числу серьезных причин этого явления необходимо отнести отсутствие государственного регулирования уровня оплаты труда. Государство на сегодня занимается лишь пересмотром минимальной заработной платы, которая установлена на очень низком уровне. В сложившейся ситуации возникает необходимость внешнего регулирования уровня заработной платы на основе грамотной экономической политики. Мы считаем, что указанный механизм должен включать в себя систему минимальных государственных гарантий; налоговое регулирование; развитие системы социального партнерства.
В нашей стране размер минимальной заработной платы ориентирован на величину прожиточного минимума. В свою очередь, прожиточный минимум учитывает минимально допустимые размеры потребления наиболее важных для человека материальных благ и услуг, не включает нужного набора материальных ценностей и услуг для удовлетворения даже первичных потребностей работника, не обеспечивает нормального воспроизводства трудовых ресурсов. Поэтому прожиточный минимум может рассматриваться только как нижняя граница минимальной заработной платы [1].
Политика заработной платы представляет собой центральный блок социально-экономической политики государства. Роль государства в сфере заработной платы существенно возрастает в условиях экономической нестабильности, кризисов, реформ.
Заработная плата — это вознаграждение за труд, которое должен выплачивать работодатель в соответствии с качеством и количеством труда по установленным договорам и в соответствии с законодательством [1, с. 96].
В настоящее время из множества социально-экономических проблем необходимо выделить именно проблему заработной платы работников. Уровень и динамика заработной платы во многом определяют уровень жизни населения, дифференциацию доходов в обществе. Чтобы снизить негативные проявления низкого уровня жизни, бедности, дифференциации доходов государство использует множество финансовых инструментов. Главной целью государства выступает обеспечение работника таким уровнем заработной платы, чтобы у него была возможность приобрести минимальный набор товаров и услуг, который ему необходим.
Основным рычагом воздействия для решения этой проблемы предусмотрено государственное регулирование заработной платы. Под государственным регулированием заработной платы (ГРЗП) подразумевается принятие мер, которые направлены на то, чтобы соответствовали мера труда и мера его оплаты для обеспечения равной оплаты труда.
Непосредственно регулирование заработной платы осуществляется соответствующими органами, которые могут принимать законы, нормативно-правовые акты о заработной плате.
В Российской Федерации в качестве инструментов воздействия ГРЗП выделяют прямые и индикативные (косвенные) методы.
Прямые методы делятся на:
– минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
– индексацию;
– надбавки;
– установление порядка заработной платы.
К индикативным методам относят:
– налоговые ставки;
– тарифно-квалификационные справочники;
– макроэкономические меры.
Прямые методы направлены на непосредственное воздействие государства на реальный размер заработной платы. Индикативные методы оказывают влияние через принятие каких-либо экономических мер, которые вынуждают работодателей выплачивать реальную заработную плату работникам, то есть то количество товаров, которое можно реально приобрести за номинальную заработную плату с учетом изменения потребительских цен. Под номинальной заработной платой понимается та сумма, которая начислена работнику как плата за труд.
Ключевым методом воздействия выступает МРОТ. Под минимальным размером оплаты труда понимают законодательно установленный минимум, который применяется для регулирования оплаты труда работников [2, с. 236]. Таким образом, работодатель не имеет право платить месячную заработную плату ниже минимального размера оплаты труда. Субъекты РФ могут устанавливать свой размер заработной платы, который, в свою очередь, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Вторым методом выступает индексация. Индексация — это повышение номинальной заработной платы (ставок и окладов) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги за определенный период, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности получаемых трудовых доходов. Необходимо выделить несколько отрицательных моментов данного метода:
– компенсирует только инфляционный рост;
– затрагивает только основные доходы работника: заработную плату и социальные выплаты.
Третий метод — надбавки. Государство может применять субсидии и льготы для более рационального и справедливого распределения доходов. Установление процентов надбавок служит материальным стимулированием для работников, либо носит компенсационный характер.
Четвертым методом выступает установление порядка оплаты труда. Государство может самостоятельно устанавливать и изменять заработную плату, при этом, не прибегая к применению сторонних методов воздействия (применительно к муниципальным организациям).
Индикативные (косвенные) методы воздействия государственного регулирования заработной платы представлены на рисунке 1. К ним относят налоговые ставки, тарифно-квалификационные справочники и макроэкономические меры.
Рис. 1. Индикативные (косвенные) методы ГРЗП
В Российской Федерации установлены налоговые ставки для физических и юридических лиц, тем самым налоги платят не только работники, но и работодатели.
Также государство осуществляет контроль за инфляцией с помощью эмиссии денег и регулирует валютный курс, то есть целенаправленное воздействие Центрального Банка на валютный курс, покупая или продавая большое количество иностранной валюты.
Тарифно-квалификационные справочники также косвенно помогают регулировать государству заработную плату работников. Работник нс должен выполнять работу, которая не соответствует его квалификации; или же за выполнение несвойственной работы работнику должны выплачиваться доплаты.
Перечисленные методы государственного регулирования заработной платы — это меры необходимые для того, чтобы избежать множества социально-экономических проблем и повысить уровень и качество жизни работников и населения в целом. России необходимо преодолевать чрезмерную дифференциацию заработной платы, поскольку значительная разница в уровне доходов повышает социальную напряженность в обществе.
Приоритетным направлением государственного регулирования заработной платы в России является зарплата бюджетникам. Ее результат зависит от новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы (НСОТ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ). Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум являются важными социальными показателями, связанными между собой. На них опирается экономика страны и планируются бюджеты на федеральном и региональном уровне [6]. Новая система оплаты труда работников бюджетной сферы введена в действие с 1 декабря 2008 г., ее главное назначение — повысить заработную плату бюджетникам, а также является действенным механизмом, стимулирующим эффективность труда. Новая система оплаты труда разделяет заработную плату на две части: гарантированную — ее получает работник за исполнение должностных обязанностей, и стимулирующую часть — ее размер зависит от того, насколько качественно и эффективно работал сотрудник.
Литература:
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» [Электронный ресурс] // http://mintrudrb.ru/relations/ informatsiya о minimalnom razmere oplaty truda v rf i minimalnaya zarabotnaya plata v rb/3073/
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28165/cl00f38376d82fcc23ff72192989c382d6e3a646/
- Рофе, А. И., Экономика труда: учебник/ А. И. Рофе. — М: КНОРУС, 2010. -400 с.
- Генкин, Б. М. Экономика и социология труда: учебник для ВУЗов / Б. М. Генкин. — Издательство: «НОРМА», 2012. — 448 с.
- Голоктионова, Ю. Г. Значение организации оплаты труда в современных условиях / Ю. Г. Голоктионова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. -2017. -№ 5. -С. 132–134.
- Коковихин, А. Ю. Социальное партнерство как механизм реализации государственной кадровой политики / А. Ю. Коковихин // Вестник Южно-Уральскою государственною университета. Серия: Экономика и менеджмент. — 2016. — Т. 10. — № 3. — С. 94–102.