На
обложке изображен Фердинанд Порше (1875–1951), немецкий конструктор автомобилей и бронетанковой техники, основатель
компании Porsche.
Фердинанд
Порше родился в маленьком городке Мафферсдорфе (ныне Вратиславице, Чехия)
в семье судетских немцев. Отец Фердинанда, Антон Порше, владел ремонтной
мастерской. Умелый жестянщик, он пользовался уважением местных жителей и даже
избирался на должность мэра. У Фердинанда были старший брат и старшая
сестра. Антон Порше собирался сделать своим наследником старшего сына, но тот
погиб в результате несчастного случая, когда работал подмастерьем в мастерской.
После этого наследником отца стал Фердинанд.
Получив
образование инженера, он целиком окунулся в проектирование автомобилей
и моторов к ним, особую страсть испытывая к гоночным авто.
И в 1910 году его «австро-даймлеры» завоевали в гонке все три первых
места, причем за рулем одного из них сидел сам маэстро, а механиком
в экипаже числился восемнадцатилетний хорват... Иосиф Броз Тито — будущий
президент Югославии. Чуть позже машина «Саша», названная в честь спонсора,
киномагната Александра Коловрата, стала одним из лидеров в гонках «Тарга-Флорио».
Сам же Порше переходил из фирмы в фирму, ибо бестактность и нетерпимость
конструктора к недальновидным и скаредным владельцам автокомпаний
равнялись его одаренности.
Уже
в то время его волновала идея создания недорогой «массовой» машины, он
работал над мотором и прочими узлами будущего народного автомобиля. Но
этим планам нескоро суждено было сбыться: началась Первая мировая, и Порше
пришлось заниматься исключительно военной техникой. После нее — снова
работа над гоночными моделями: богатые спонсоры жаждали острых ощущений
и быстрой езды.
Как-то
конструктор по личному приглашению Сталина посетил СССР. Ему предложили
осмотреть любой завод, включая Сталинградский тракторный (разумеется, с прицелом
на танковые разработки), и якобы даже посулили пост министра
автомобилестроения. От столь лестного предложения Порше отказался, поскольку
в Стране Советов автотранспорт никак не развивался, а он готов был
проектировать танки только параллельно с автомобилями. Такую возможность
ему предоставила другая одиозная личность.
Появлением
«жука» мир обязан... Адольфу Гитлеру. Фюрер был большим любителем авто, хотя
так и не научился вождению. Он восторгался работами Порше и, заботясь
о своей популярности в массах, с удовольствием поддержал идею
народного автомобиля, которая работала на имидж вождя и «отца нации».
Перед немецкими промышленниками поставили жесткую задачу: создать машину ценой
до тысячи рейхсмарок, способную перевозить минимум четырех человек, расходуя на
сто километров не более пяти литров топлива и двигаясь со скоростью не
менее 80 км/час. Так Порше заполучил высокого спонсора и «зеленый свет» для
реализации своей мечты. После удачного дебюта автомобиля фюрер отдал приказ
начать массовое производство, а герр Порше окончательно стал его
фаворитом.
Однако
военная техника этому гению хронически не удавалась. Так, над прототипами
знаменитого «Тигра» работали два конкурирующих завода — Хеншель и Порше.
Когда пришло время выбирать, Гитлер отдал пальму первенства и госзаказ
первому. Легкий разведывательный танк «Леопард», самоходное орудие «Фердинанд»
и сверхтяжелый танк Maus не пошли в массовое производство.
Когда
война закончилась, Порше был арестован французскими солдатами и приговорен
к тюремному заключению, которое он отбывал в течение 22 месяцев.
А в это время его сын Фердинанд, который пошел по стопам отца, работал над
созданием нового гоночного автомобиля Cisitalia — продукта компании
«Порше». Есть мнение, что, вернувшись из тюрьмы, отец сказал сыну: «Я создал бы
все в точности так же, вплоть до последнего винтика». Семейная команда отца
и сына вошла в историю, когда в 1950 году они представили миру спортивный
автомобиль «Порше». Ну а «жуки» быстро завоевали Европу, а затем и весь
мир. За сорок лет выпущено более 20 миллионов малолитражек — абсолютный
рекорд для одной модели, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса.
Существует также легенда, что Джон Леннон назвал свою группу Beatles в честь
любимого американцами автомобиля.
За
свои достижения Порше получил почетную степень доктора наук в Имперском
техническом университете, а также Немецкую национальную награду за вклад
в искусство и науку. Музеи имени Порше были основаны в Австрии,
Чехии и Германии.