СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В ШКОЛАХ ИСКУССТВ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 14.01.2020

Статья просмотрена: 2442 раза

Библиографическое описание:

Ермохина, В. Ю. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В ШКОЛАХ ИСКУССТВ / В. Ю. Ермохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 386-389. — URL: https://moluch.ru/archive/292/65044/ (дата обращения: 19.12.2024).



Рассматривая психофизиологические особенности подростков, необходимо отметить, то, что формирование основных двигательных качеств и навыков может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физического развития, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем.

Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Именно поэтому при построении занятий необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма, на отдельных возрастных этапах, о степени, функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.

Л. Е. Любомирский отмечал, что в подростковом возрасте индивидуальность окончательно не установилась, процесс ее развития еще не завершен. Подростковый возраст — это переходный возраст от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Насколько этот период будет наполнен творчеством, поиском и самовыражением, во многом определит будущее ребенка, его здоровье и способность радоваться окружающему миру [7, с. 13].

Процесс формирования начальных хореографических навыков на занятиях современного танца, строится на основе различных методик преподавания, которые разработали ведущие педагоги и специалисты в данной сфере, такие как: Н. А. Александрова, В. А. Голубева, В. Д. Никитин, И. К. Шварц, В. А. Шубарин и др.

На первом году обучения современному танцу педагог формирует у подростка красивую осанку; развивает выворотность паховых мышц, коленных суставов, стоп, гибкость и эластичность спины и рук; разрабатывает «балетный шаг», улучшают высоту прыжка и координацию движений.

По мнению Лейтес Н. С., одно из условий возможности достижения организмом состояния адаптированности к физическим нагрузкам — относительная неизменность тренинга [6, с. 123]. При работе с детьми и подростками следует помнить, что морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно в различных возрастных группах. Периоды ускоренного роста (сенситивные) чередуются с замедлением, стабилизацией. Наиболее благоприятным для развития тех или иных физических качеств является период, совпадающий с естественным ускорением развития соответствующих способностей.

Главной особенностью обучения современной хореографии подростков в школах искусств, пришедших в коллектив без танцевальной подготовки, но с большим желанием овладеть техникой современного танца, является то, что педагогу необходимо не только сформировать танцевальные навыки у подростка, за короткий период времени, но и исправить недочеты в уже сформировавшемся теле подростка. Важно обучить их терминологии современного танца, манере и технике его исполнения, развить физические данные, силу и выносливость.

Авторский подход в методике преподавания современных направлений в хореографии показала известный отечественный теоретик и хореограф нашего поколения О. Н. Вернигора. Автор сосредоточил свое внимание, прежде всего, на определенном видении движенческих принципов и опирается в своей работе на некоторые положения, отражающие наиболее эффективные и продуктивные методы и приемы обучения современному танцу; организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие программным требованиям, предъявляемым государственным стандартом к данной дисциплине [9].

Последовательная систематизация накопленных знаний является важной, но не единственной в процессе внедрения авторской методики. В соответствии с первым принципом педагогики природосообразности, важным звеном в становлении являются физические данные, двигательные предпочтения, характерные для автора как для творческой индивидуальности в пластическом и хореографическом выражении своего телесного «Я». Данный принцип является генератором зарождения и становления пяти технических принципов методики преподавания современного танца.

Урок является базой для практической реализации авторской методики педагога, предоставляя ему возможность непрерывно модернизировать и совершенствовать её. Урок, в соответствии с авторской методикой, начинается с партера, где выполняются упражнения на дыхание, упражнения для разогрева позвоночника, различные перевороты, перекаты и свинги. Далее изучаются более сложные кувырки, стойки на руках и трюковые элементы, характерные для данной возрастной категории. Такая динамика в начале урока заставляет подростков быстро сконцентрироваться на техническом материале, а также подготовить свое тело для дальнейших нагрузок.

Для лучшего усвоения материала, вторая часть урока строится на контрасте с первой и посвящена изучению мелких движений в положении стоя, в основном делается акцент на мелкую моторику и координацию. За это время двигательный аппарат подростка успевает отдохнуть от тяжелой физической нагрузки и переключиться на мелкую технику с меньшим физическим напряжением.

Третья часть урока — танцевальные комбинации, где используются элементы из первой и второй частей урока, а также прыжки и вращения. Авторская методика заимствует основные принципы техник современного танца — во время урока исполняются не только самые разнообразные движения тела, передвижения, акробатические трюки, но также большое внимание уделяется качеству исполнения: чередованию напряжения и расслабления, резким остановкам, падениям, подъемам, текучести и плавности движений. Танец полностью зависит от фантазии исполнителя и единения внутреннего мира танцора с окружающим его пространством. Это должен быть непрерывный поиск и эксперимент.

Одним из основных теоретиков и исследователей в области современного танца является В. Ю. Никитин, который разработал собственную методику преподавания и изучения современного танца. Формы движений в современном танце, по его мнению, тесно связаны с понятием техники. Значение исполнительской техники движений заключается в практических результатах. Почти все практикуемые в жизни движения являются комбинациями простых движений отдельных частей тела, которые характеризуются рядом существенно важных элементов [8, c. 94].

К наиболее эффективному развитию силы движений, мышц у танцора с помощью современного танца относится такое упражнение как «диалог частей тела». В этом упражнении танцоры учатся осознавать силовые характеристики движений (тяжелые-воздушные), а также понимать их эмоциональную окраску. При постоянной практике данного упражнения, у танцоров укрепляется осознание взаимосвязи характера движения и силовой характеристики. Упражнение для индивидуальной работы. Следует мысленно поделить тело на 2 части. Как вариант — правая часть тела выполняет гармоничные и плавные движения, а левая часть жесткие и акцентированные. Исполнитель должен выстроить диалог между правой плавной частью и левой жесткой. Также делить тело можно и по горизонтали — верхняя часть, нижняя. Либо создавать диалог между рукой и ногой, и использовать различные части тела.

На занятиях с подростками, только начавшими свой танцевальный путь, важно уделить большое количество времени основам современного танца, терминологии и технике его исполнения.

На первых этапах обучения основными формами занятий являются информационные и практические занятия. Информационное занятие предполагает беседы и лекции, знакомство с терминологией (специальные наименования, предназначенные для обозначения упражнений или понятий) современного танца. Некоторые движения современного танца заимствованы из движений классического танца, так как он является основой хореографического искусства. Поэтому и терминология современного танца состоит из терминов классического танца, на половину английских.

Практическое занятие строится на изучении определенных элементов и соединений. В ходе изучения новых элементов, подросток развивается физически, также происходит воспитание музыкальности, выразительности исполнения. Именно в ходе практического занятия, педагог уделяет особое внимание формированию двигательных качеств.

Художественными средствами современного танца выступает синтез различных техник и танцевальных стилей. К основным техникам современного танца относят:

а) технику релиз (основанную на освобождении различных групп мышц с целью использования только тех, которые необходимы в процессе танца);

б) контактную импровизацию (основой является физический контакт как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела);

в) направление Соматик (совокупность дисциплин, изучающих взаимосвязи в человеческом теле, влияние сознания на функции и строение телесных тканей и применяющих концепцию целостности тела, ума и духа).

Так, техника релиза в практике работы с подростками способствует осознанию собственного тела, что не только дает возможность обогащения хореографической лексики танцующего, но и прежде всего бережет его физическое и психологическое здоровье, учит снимать мышечные зажимы, расслабляться, раскрепощаться.

Не менее важной является техника контактной импровизации, которая была разработана Стивом Пэкстоном в результате исследования танцевальной импровизации. Для любой импровизации характерно, что создание чего-либо нового и его воспроизведение (показ создаваемого) совпадают по времени. Импровизация всегда публична — предполагает свидетелей и воспринимается ими как экспромт. Присутствие импровизации — показатель творчества в любой деятельности. Для детей импровизация — это первотворчество в их стихийном или организованном самовыражении, самопроявлении, самоутверждении, уже поэтому импровизация педагогически самоценна [8].

Контактная импровизация предполагает взаимодействие с партнером, поэтому танец становится способом невербального и телесного общения.

В направление Соматик входят множество разных техник: техника Александера, техника Фельденкрайс, метод Пилатес, йога и другие, обучающие правильному движению и расслаблению, позволяющие улучшить координацию, осанку и гибкость, укрепляющие мышцы, тренирующие чувство равновесия и в целом дающие возможность научиться владеть своим телом, эмоциями, достигать физического и психологического равновесия, постоянно изучать в процессе обучения самого себя и происходящие изменения.

Использование вышеобозначенных техник в различных сочетаниях позволяет индивидуализировать обучение, научить подростка следовать за своим телом, быть выразительным, эмоциональным, импровизировать, — все это способствует развитию творческой индивидуальности.

Из вышесказанного стоит сделать вывод о том, что, занимаясь хореографией, подросток получает не только хорошую физическую подготовку и пластичное тело, но и воспитывает в себе сильную личность, что в дальнейшем будет помогать справляться с жизненными трудностями. Это позволяет сделать вывод, что спецификой формирования начальных хореографических навыков при освоении подростками современного танца является то, что занятие хореографией включает в себя не только разучивание и проработку техники движений современного танца, но и содержит различные комплексы упражнений с физической нагрузкой, для укрепления мышечного аппарата, силы мышц и выносливости подростка.

Литература:

  1. Ашмарин Б. А. Двигательные и навыки. Теория и методика воспитания: Учеб. пос., .IV / Б. А. Ашмарин. — М., 2005. — с. 65 — .
  2. Гайворонский И. В. Анатомия мышечной системы / И. В. Гайворонский. — СПб.: Элби-СПб., 2006. -129 с.
  3. Хавилер Д. С. Медицинский взгляд на танцы и тренировки / Д. С. Халивер. — М.: Новое слово, 2004. — 143 с.
  4. Дружинин В. Н. Психология общих / В. Н. Дружинин. — СПб.: Изд. «Питер», 2010. — 362 с.
  5. Ивлева Л. Д. История преподавания танца / Л. Д. Ивлева. — Челябинск, . — 67 с.
  6. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников / Н. С. Лейтес. — М.: Изд. «Академия», 2000. — 320 с.
  7. Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у и подростков / Л. Е. Любомирский. — М.: Педагогика, 1979. — с.
  8. Никитин В. Ю. Композиция и методика преподавания джаз танца / В. Ю. Никитин. — М., . — С. 94–248.
  9. Чурко Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность / Ю. М. Чурко. — Минск, . — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): современный танец, техник, авторская методика, контактная импровизация, подросток, часть урока, движение, подростковый возраст, практическое занятие, творческая индивидуальность.


Задать вопрос