В статье представлены и проанализированы возможности повышения кондиционной и координационной подготовленности слабослышащих школьников 9–11 лет средствами спортивных единоборств.
Ключевые слова: спортивные единоборства, кондиционная подготовленность, координационная подготовленность.
Актуальность. В современных условиях проблемы повышения кондиционной и координационной подготовленности слабослышащих школьников в нашей стране приобретают особую важность. Поэтому поиск эффективных средств повышения кондиционной и координационной подготовленности слабослышащих школьников лет является особенно актуальным.
Введение: По данным различных учёных, слабослышащим школьникам присущи различные нарушения в двигательной сфере (недостаточно точная координация, неуверенность в движениях; относительная замедленность овладения двигательными навыками; трудность сохранения статистического и динамического равновесия; низкий уровень развития ориентировки в пространстве; замедленная скорость выполнения отдельных движений и всего темпа деятельности в целом.
Известно, что даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики и патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестетического анализатора.
Изучив научную литературу по коррекционной педагогике, физиологии и адаптивной физической культуре мы определили, что повышение уровня координационной подготовленности слабослышащих школьников 9–11 лет можно добиться посредством дополнительных занятий единоборствами.
Обобщив вышеперечисленные точки зрения, мы определили, что борьба является одним из наиболее сложных и популярных видов единоборств. Она требует от слабослышащих школьников 9–11 лет высокой и разносторонней физической и технической подготовки, тактического мышления. Однако, как показывает анализ общеобразовательной практики, систематические тренировки по данному виду спорта способствуют повышению кондиционной и координационной подготовленности слабослышащих школьников 9–11 лет, а также всестороннему гармоничному физическому развитию, значительно увеличивают силу, совершенствуют моторику движений и пространственное мышление. Все это делает борьбу (а наряду с ней и другие разновидности спортивных единоборств) полезным средством физического воспитания и физического совершенствования слабослышащих школьников 9–11 лет [3]. Применение дополнительных занятий борьбой показало свою эффективность в повышении уровня координационной подготовленности слабослышащих школьников 9–11 лет.
В первую очередь необходимо отметить, что для повышения уровня координационной подготовленности слабослышащих школьников 9–11 лет необходимы дополнительные занятия борьбой, вследствие этого необходимо знать виды координационных способностей. Следует обозначить, что к основным видам координационных способностей относят: способность к произвольному и рациональному снижению напряжения мышц; способность к равновесию; способность нервной, мышечной и костной систем обеспечивать выполнение мелких и точных движений кистями, пальцами рук; способность к усвоению двигательного ритма; ориентирование в пространстве; способность к согласованию движений в составе двигательного действия; быстрота реакции; способность к дифференцированию усилий, времени и пространства) [1].
Следует сказать, что координационные качества (coordinatio в переводе с латинского языка означает «согласование», «соподчинение», «приведение в соответствие»), понимаются как способности к согласованию определенных действий в процессе управления движениями. Данные «способности к согласованию» проявляются при осуществлении: равновесия; реагирования; ориентирования в пространстве; дифференцирования параметров движения; перестроения с одного двигательного действия на другое; ритмизации двигательных действий; произвольного расслабления; согласования движений [2].
В таблице 1 представлены виды координационных способностей, по которым мы определяли эффективность применения данного средства.
Таблица 1
Наименование вида координационных способностей
№ |
Наименование вида координационных способностей |
Единицы измерения |
Формы работы |
Примечания |
1 |
Способность к расслаблению |
Балл |
Самоконтроль, Самоанализ |
|
2 |
Способность к равновесию |
Секунды (с) |
Самоконтроль, Самоанализ |
|
3 |
Темпо-ритмовая способность |
Секунды (с) |
Самоконтроль, Самоанализ |
|
4 |
Способность к ориентированию в пространстве |
Сантиметры (см) |
Самоконтроль, Самоанализ |
|
5 |
Способность к согласованию движений в составе двигательного действия |
Секунды (с) |
Самоконтроль, Самоанализ |
|
6 |
Способность к дифференцированию усилий, времени и пространства |
Сантиметры (см) |
Самоконтроль, Самоанализ |
|
7 |
Способность к быстроте реакции |
Секунды (с) |
Самоконтроль, Самоанализ |
|
8 |
Способность к проявлению тонкой моторики |
Балл |
Самоконтроль, Самоанализ |
Для повышения кондиционной (энергетической) подготовленности слабослышащих школьников 9–11 лет, необходимо учитывать, что она обусловливаются морфофункциональными возможностями организма человека, благодаря которым возможна его двигательная активность.
Необходимо обозначить, что для повышения кондиционной (энергетической) подготовленности слабослышащих школьников, необходимо знать основные качества: (сила, выносливость, быстрота, гибкость) и производные (силовая выносливость, скоростная выносливость, скоростно-силовые способности). Таким образом, очевидно, что не все физические качества, а лишь кондиционные, являются показателями физического развития человека. [2].
В таблице 2 представлена характеристика состояния кондиционной физической подготовленности, по которым мы определяли эффективность применения данного средства.
Таблица 2
Характеристика состояния кондиционной физической подготовленности
№ |
Характеристика состояния кондиционной физической подготовленности |
Оценка |
Примечания |
1 |
Бег 30 м со старта |
Оценка быстроты |
|
2 |
Прыжок в длину с места |
Оценка скоростной силы |
|
3 |
Подтягивание на высокой перекладине |
Оценка силы у мальчиков |
|
4 |
Поднимание-опускание туловища из положения лежа на спине в течение 30 с |
Оценка силы у девочек |
|
5 |
Наклон вперед в положении сидя |
Оценка гибкости |
Выводы. Необходимо обозначить, что между кондиционными и координационными качествами существует определенная связь. Заметим, что, успешность овладения двигательными действиями, совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков зависят, прежде всего, от координационных способностей слабослышащих школьников. Тем не менее, возможности повышения кондиционной подготовленности слабослышащих школьников тем выше, чем больше и разнообразнее двигательные действия.
В литературных источниках физическую подготовку трактуют, как процесс развития физических качеств и формирование двигательных навыков, и подразделяют на кондиционную и координационную. Если кондиционная и координационная подготовка слабослышащих школьников 9–11 лет — это процесс, то результат этого процесса — подготовленность. Таким образом, результатом кондиционной подготовки слабослышащих школьников и будет кондиционная физическая подготовленность, которая характеризуется степенью развития кондиционных физических качеств. К таким основным качествам, как уже указывалось, относятся сила, выносливость, быстрота и гибкость. Именно кондиционная физическая подготовленность по своей сути определяет состояние физического здоровья человека [2].
Литература:
- Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев. — М.: Спорт, 2016–616 с.
- Коррекция кондиционной физической подготовленности школьников на основе проведения мониторинга: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Семенова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006–97 с.
- Практикум по дисциплине «Спортивные единоборства»: учеб. — метод. пособие / сост.: С. В. Черкас,В. А. Конопацкий, М. Э. Эскандеров. — Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2012–133с.