Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников на минутках чистописания в ходе уроков русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 10.01.2020

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Ушакова, Ю. А. Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников на минутках чистописания в ходе уроков русского языка / Ю. А. Ушакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66075/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор описывает один из способов формирования коммуникативных учебных действий обучающихся на уроках русского языка в начальной школе.

Ключевые слова: коммуникативные учебные действия, устная связная речь, иллюстративно-речевые упражнения

Важнейшей задачей современного начального образования является формирование универсальных учебных действий, т. е. способности учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Это предполагает развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, находить средства и способы их достижения.

Выделяются четыре основных блока универсальных учебных действий: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

В наши дни большую значимость приобретает способность осуществлять коммуникативную деятельность. Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества учащихся с учителем и между собой. Школьники учатся слушать, слышать и понимать собеседника, соблюдать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях.

К коммуникативным универсальным учебным действиям (УУД) относятся:

− владение монологической и диалогической формами речи;

− стремление к более точному выражению собственного мнения, умение ориентироваться в средствах общения;

− осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД — навыки, которые можно закладывать в начальной школе на всех уроках, и в том числе на уроках русского языка.

Одной из методик, направленных на развитие у учащихся коммуникативных УУД, является субъективизация процесса обучения русскому языку в начальных классах Г. А. Бакулиной. Теория субъективизации предполагает прямое и непосредственное участие школьников в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока (Г. А. Бакулина), направлена на усиление речемыслительной деятельности учащихся и развитие у них важнейших интеллектуальных качеств.

Работа над формированием коммуникативных УУД может осуществляться на разных структурных этапах урока русского языка, в том числе на минутке чистописания.

При традиционном подходе к минутке чистописания от учащихся не требуется активной речевой деятельности. Школьники прописывают буквы и буквосочетания, следя за правильностью формы, наклона, высоты букв, их соединения между собой в составе буквосочетания.

При проведении минутки чистописания средствами субъективизации широко задействуется устная связная речь учащихся, поскольку они определяют предназначенную для письма букву и устанавливают содержание первой части данного структурного этапа урока [1]. Однако речевое высказывание будет шире, объемнее и разнообразнее, если школьникам представится возможность определять содержание второй части минутки чистописания, то есть установить, какое буквосочетание (или буквосочетания) будет прописываться на уроке.

Для решения этой задачи предлагается использовать новый вид упражнений. Их можно назвать иллюстративно-речевыми.

Упражнение имеет два этапа выполнения. На первом этапе школьники учатся строить ответ в виде текста, состоящего из 4 предложений. На втором учащиеся строят ответ в виде текста большего по объему (более 7 предложений).

На первом этапе работы упражнение может иметь следующий вид. На доске (слайде) изображение карты России и четырех достопримечательностей нашей страны: Собора Василия Блаженного, Спасской башни, Исаакиевского собора и Петродворца. На каждом изображении находится по одной букве (рис. 1).

Рис. 1.

Учитель сообщает учащимся характеристику двух букв. Задача учащихся — определить по найденным буквам, какое буквосочетание им предстоит написать и оформить свой ответ в виде текста. Поиск букв осуществляется на фонетической или орфографической основе.

Например:

Учитель. Сегодня на минутке чистописания мы будем работать над буквосочетанием. Оно состоит из двух букв. Первая буква находится на изображении карты России. Вторая буква находится на изображении достопримечательности нашей страны. Эта буква обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный звук в слове шпиль.

Какое буквосочетание мы запишем? Обоснуйте свой ответ.

Примерный ответ учащихся.

Ученик. Мы запишем буквосочетание гл. Буква г находится на изображении карты России. Буква л находится на изображении достопримечательности нашей страны, Спасской башни. Эта буква обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный звук [л’] в слове шпиль.

По мере овладения детьми заданной степенью сложности, осуществляется переход ко второму этапу. На картинке (слайде), предназначенном для второго (более сложного) этапа изображаются карты двух стран. К изображению карты России и её достопримечательностей присоединяется изображение карты Великобритании и достопримечательностей этой страны: Биг-Бена, Тауэрского моста, Стоунхенджа. На каждом изображении находится по одной букве. Поиск букв осуществляется на двух основах: фонетической и орфографической. Количество определяемых буквосочетаний увеличивается. За счет этого объём монологического высказывания учащихся существенно возрастает. Ответ учащегося составляется в виде речевого высказывания, состоящего из 7–8 предложений (рис. 2).

Рис. 2.

Учитель. Сегодня на минутке чистописания, мы напишем два буквосочетания. Первая букв обоих буквосочетаний находится на изображении карты Великобритании. Вторая буква первого буквосочетания находится на изображении достопримечательности этой страны. Эта буква обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный звук в слове мир. Вторая буква второго буквосочетания находится на изображении достопримечательности России. Эта буква является орфограммой в слове круг. Какие буквосочетания мы будем писать? Как вы их определили?

Ученик. Мы будем писать буквосочетания ир, иг. Первая буква обоих буквосочетаний одинаковая. Это буква и. Она находится на изображении карты Великобритании. Буква р находится на изображении достопримечательности этой страны, Стоунхенджа. Эта буква обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный звук [р] в слове мир. Буква г находится на изображении достопримечательности России, Петродворца. Эта буква является орфограммой, обозначает парный согласный на конце слова круг, проверочное слово круги.

В ходе выполнения подобного упражнения школьники учатся:

− строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

− составлять логическую цепь рассуждений;

− находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы);

− создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты.

Упражнение способствует развитию у учащихся концентрации внимания, логического мышления, объема памяти, речевых способностей. Речь учащихся становится логичной, содержательной и аргументированной.

Литература:

  1. Бакулина Г. А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа. — 2000. — № 11. — С.54–60.
Основные термины (генерируются автоматически): буква, изображение достопримечательности, изображение карты России, минутка чистописания, парный звук, русский язык, изображение карты Великобритании, какое буквосочетание, речевое высказывание, структурный этап урока.


Ключевые слова

коммуникативные учебные действия, устная связная речь, иллюстративно-речевые упражнения

Похожие статьи

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения

В статье описывается авторский опыт по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Приводятся примеры организации учебно-игровой деятельности обучающихся, направленно...

Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов

В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей младших школьников. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над текстом культуроведческой направленности.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»

В данной статье описаны организационно-педагогические условия по формированию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Организация работы в группах на уроках иностранного языка

Вопрос о необходимости широкого применения массовых форм работы предполагающих одновременное участие в устно-речевой тренировке всех учащихся на уроке иностранного языка, имеет непосредственное отношение к успешному решению практических задач обучени...

Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Рассматривается вопрос формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Определены условия их формирования.

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.

Похожие статьи

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения

В статье описывается авторский опыт по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Приводятся примеры организации учебно-игровой деятельности обучающихся, направленно...

Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов

В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей младших школьников. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над текстом культуроведческой направленности.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»

В данной статье описаны организационно-педагогические условия по формированию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Организация работы в группах на уроках иностранного языка

Вопрос о необходимости широкого применения массовых форм работы предполагающих одновременное участие в устно-речевой тренировке всех учащихся на уроке иностранного языка, имеет непосредственное отношение к успешному решению практических задач обучени...

Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Рассматривается вопрос формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Определены условия их формирования.

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы

В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.

Задать вопрос