Ключевые слова: успешный руководитель, менеджмент, самоанализ, критерии эффективного управления, деловое общение.
На сегодняшний день миссия школы заключается в воспитании и обучении учащихся, которым необходимо адаптироваться к жизни в современном обществе. По моему мнению, следует рассматривать основные направления развития образования, к которым относятся:
содержание образования;
кадры и уровень материально-технического обеспечения школы;
информатизация образования;
расширение спектра образовательных услуг.
Данные направления являются базовыми, так как какие бы новые идеи и принципы модернизации образования не внедрялись в школе, основным звеном в образовании является учитель, который реализует содержания образования.
Изменения, которые происходят в системе образования — новая система оплаты труда, расширение возможностей общественного участия в управлении школой успешно реализуются, если директор поддержит данные изменения. Для того, чтобы руководитель поддержал эти изменения, он должен понимать их суть и видеть конечный результат.
Без выстроенных управленческих решений на уровне каждой школы невозможно обеспечить системный характер изменений в образовании. Поэтому в каждом образовательном учреждении должна быть программа по работе с персоналом.
Успешный руководитель должен обладать искусством работы с людьми, регулировать отношения между сотрудниками и создать благоприятные условия для работы.
Взаимное уважение между руководителем и подчиненными является необходимым условием их служебных взаимоотношений. Для того, чтобы расположить человека, необходимо искренне уважать и ценить его.
На сегодняшний день директор занимает позицию формального и неформального лидера. Он должен понимать, что успех зависит от того насколько его поддержат учителя, поэтому необходимо уметь решать любой вопрос, проблему с каждым работником.
Директору как эффективному управляющему необходимо:
стимулировать каждого работника, который направлен на повышение квалификации и способен овладеть новыми знаниями;
индивидуализировать подход к каждому сотруднику, что раскроет потенциал работника;
поддерживать здоровый психологический микроклимат в коллективе.
Итак, успешный менеджер должен обладать искусством работы с людьми, регулировать отношения между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат.
Стратегия управления человеческими ресурсами на уровне учреждения определяется стилем управления, который должен быть направлен на побуждение работников к достижению целей учреждения.
Технология успешного управления организацией состоит из трех основных этапов: сбор информации о состоянии управляемого объекта, ее переработка; выдача информации. Успех управления зависит от наличия внутришкольной системы информации.
Успешное управление — это реализованная цель.
Цели — это желаемый результат, к которому стремится организация и инструменты, необходимые для достижения этого результата. Менеджмент ставит перед руководителями цели, которые используются для общего ориентира деятельности и общей оценки эффективности организации. А цель вызывает организацию и необходимость планирования и разработки конкретной программы достижения каждой цели.
Чтобы управление было эффективным, руководителю необходимо делегировать свои полномочия.
Одним из важнейших управленческих функции является контроль.
Контроль — это:
инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда сотрудника;
условие уверенной и безопасной работы;
стимулятор производственности и прогресса.
Ни одна функция не может быть реализована без делового общения. Человек, не способный к общению, никогда не станет хорошим руководителем.
Учитывая информационные потоки делового общения, можно расположить себя, завоевать внимание и доброжелательного собеседника.
Современный руководитель имеет следующие черты менеджера-лидера:
он доступен каждому работнику, тон обсуждения всегда доброжелателен;
терпимо относится к выражению открытого несогласия, строит отношения на доверии;
умело делегирует полномочиями;
с готовностью признает заслуги сотрудников.
В современном обществе успешный директор школы — это руководитель, который создает ситуацию успеха и эффективно управляет работниками учреждения. Руководитель несет ответственность за судьбу, здоровье и благополучие сотрудников.
Главная задача руководителя — это выработать в себе функции саморегуляции, самоорганизации, т. е. необходимо раскрыть свои природный потенциал.
Литература:
1. Кови С. Э. Семь навыков высокоэффективных людей — М.: Альпина Бизнес-букс, 2006.
2. Терентьев В. К. истины управления: взгляд на соновы менеджмента — М.: Сентябрь, 2002.
3. Шарма Р. Лидер без титула. Современная притча о настоящем успехе в жизни в и бизнесе. — М.: АСТ, 2017.