Презумпция доверия к полиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 07.01.2020

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Киреева, А. А. Презумпция доверия к полиции / А. А. Киреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66084/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор описывает предложения о внесении оправок в Федеральный закон «О Полиции» касающихся прав и обязанностей сотрудника полиции.

Ключевые слова: сотрудник полиции, Российская Федерация, общественное мнение, презумпция доверия, Государственная Дума.

Одним из гарантов соблюдения законности в Российской Федерации являются правоохранительные органы, и, в частности, органы внутренних дел. Но, несмотря на это, правовая защищенность сотрудника внутренних дел имеет свои несовершенства, ввиду пробелов в законодательстве.

На протяжении долгого времени поступали предложения в законодательный орган РФ о внесении дополнений и поправок в действующие нормативные правовые акты, например, в Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», которые могли бы дополнить имеющиеся положения, касающиеся прав и обязанностей сотрудника полиции. К примеру, рабочая группа по безопасности Государственной Думы в 2017 году разработала ряд поправок, значительно расширяющих полномочия сотрудника полиции. Интересным нововведением законодателя являлось закрепление следующей нормы: «Государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей».

При этом в указанном законопроекте не разъяснялось, что именно законодатель понимает под формулировкой «презумпция доверия». В нем указано, государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей. Презумпция же представляет собой предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное [6]. А под доверием понимается положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека. Так, при соединении вышеуказанных определений и положение из законопроекта, следует, что государство будет считать действия сотрудника полиции законными и обоснованными, до тех пор, пока не будет доказано обратное. Однако данное положение является коллизией ч. 2 ст. 49 Конституции РФ, закрепляющей так называемую «презумпцию невиновности» — обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность [1]. Как соотносить данные презумпции в законопроекте не указывалось.

На основании статистических данных, проанализированных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), следует, что общественность в ряде случаев поддерживает лиц, совершивших правонарушение, а не сотрудников полиции, которые выполняют свои служебные обязанности в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также считают возможным не подчиняться требованиям сотрудников полиции, а наоборот, оказывать им сопротивление. Все это свидетельствует о высоком уровне правового нигилизма и недоверия к правоохранительным органам. Это связано, в первую очередь, с превышением полномочий сотрудников полиции и несанкционированное ограничение прав и свобод граждан. С учетом вышеизложенного следует уделить внимание предложению об исключении из Федерального закона «О полиции» положения о том, что «полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан» [3]. В законопроекте предполагалось изложить п. 1 ст. 9 в таком виде: «полиция опирается на поддержку граждан и принимает меры по укреплению общественного доверия»; а из п. 6 ст. 9 — «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции» — исключить слово «основных».

Следовательно, если общественное мнение не является основным критерием оценки деятельности полиции, а в частности действия сотрудников полиции, то является ли необходимым реализация данного мониторинга?

В главе 5 Федерального закона «О полиции» сотрудникам полиции предоставляются широкие полномочия поддержки сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей и предоставление ему права для решения правоохранительных задач применять специальные средства, оружие и физическую силу [5]. Но не раз возникали проблемы при реализации данных положений при несении службы сотрудниками полиции.

В связи с этим, в рассматриваемом законопроекте было предложено узаконить положение о том, что сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, которые возложены на полицию. Но если обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 года № 19 в котором разъяснено о том, что сотрудники правоохранительных органов не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы [2,4]. В связи с этим, предложенное нововведение аналогично действующему законодательству Российской Федерации.

В законопроекте также предлагалось введение повышенных гарантий сотрудникам полиции от преследования, если при выполнении служебных обязанностей они действовали при соблюдении требований законодательства и ведомственных приказов. То есть, в законопроекте указано, что сотрудники полиции не должны нести ответственность за свои действия, если они следуют нормативно-правовому регулированию. Данное положение обуславливается защищенностью сотрудников полиции и повышением статуса службы.

Считаем правильным мнение И. Н. Зубова, высказанного им на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, согласно которого нужно ввести такой правовой механизм, который позволит оспаривать действия сотрудников правоохранительных органов только в судебном или ином порядках. Когда такой механизм заработает, то каждый гражданин должен будет исполнять требования сотрудника полиции. При этом, в случаях, когда действия полицейского будут признаны неправомерными, он будет привлечен к повышенной ответственности.

Но проанализировав действия сотрудников полиции, следует признать, что на практике сотрудники внутренних дел часто оказываются в такой ситуации, при которой они, так или иначе, нарушают предписания законодательства. Именно поэтому законодательное закрепление такого правового механизма могло бы обеспечить повышенные требования к законности и обоснованности действий самого сотрудника полиции.

Интересно отметить, что рассматриваемый законопроект вызвал огромный резонанс в обществе, петиция в Госдуму против презумпции доверия к полиции, набрала более 200 тысячи подписей и как результат: законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думы.

Безусловно, отечественное законодательство и наше современное общество к резкому расширению полномочий сотрудника полиции еще не готово по объективным и субъективным причинам, в том числе это чревато всплеском преступлений коррупционной направленности. Однако закрепление принципа презумпции доверия полиции на нормативном уровне в отечественном законодательстве представляется интересным и перспективным, так как это позволит повысить оперативность и эффективность действий сотрудников полиции при исполнении своих обязанностей по защите граждан и общества от преступных посягательств и укрепить законность в деятельности правоохранительных органов.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. URL: (дата обращения: 04.01.2020). Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) URL: http://consultant.ru.

2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 04.01.2020).

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 года № 19 // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135861/ (дата обращения: 04.01.2020).

4. Рыжаков А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». — «Московская финансово-промышленная академия», 2011. // Гарант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135861/ (дата обращения: 04.01.2020).

5. Цуканов Н. Н. О критериях правовой презумпции // Законотворческая техника в современной России: состояние, проблемы, совершенствование. — Н. Новгород: Научная книга, 2001. — С. 159–164.

6. Работа полиции: оценки россиян // Всероссийский центр изучения общественного_мнения._URL:_https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9418 (дата обращения: 04.01.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник полиции, общественное мнение, презумпция доверия, Российская Федерация, Государственная Дума, общественное доверие, обязанность сотрудника полиции, отечественное законодательство, правовой механизм, физическая сила.


Похожие статьи

Роль сети Интернет в ограничении свободы слова в ходе предвыборной агитации

В статье автор пытается определить существующие проблемы в ограничении свободы слова сети интернет в ходе предвыборной агитации.

Актуальные проблемы участия прокурора в судебных стадиях уголовного процесса

Автором статьи рассмотрены актуальные проблемы участия прокурора в уголовном процессе, проанализированы доктринальные положения полномочий прокурора. В статье определены противоречия в законодательстве, а также высказано предложение о внесении измене...

О требованиях, предъявляемых к уровню образования судебных приставов в Российской Федерации

Статья посвящена изменению требований, предъявляемых к образованию судебных приставов в Российской Федерации. Предлагаются поправки в соответствующий нормативный правовой акт ФССП России.

О проекте модельного закона ОДКБ «О государственной тайне»

Обсуждается разработка проекта модельного закона ОДКБ «О государственной тайне».

Дискуссионные вопросы реализации принципа разумного срока уголовного судопроизводства при проверке сообщений о преступлениях

В статье автор указывает на проблемные аспекты реализации принципа разумного срока уголовного срока при проверке сообщений о преступлениях, пробелы в действующих нормах и пути их устранения.

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Некоторые вопросы применения норм главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Статья посвящена вопросу совершенствования института досудебного соглашения о сотрудничестве в России. Предлагается внести изменения в действующие законодательство, с целью устранения коллизий при применения данного института.

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников органов внутренних дел в современной России

В работе автор анализирует современные правовые проблемы статуса сотрудников полиции. На первый план выдвигаются проблемы Закона о полиции, регулирующего деятельность сотрудников полиции. Цель работы заключается в анализе некоторых элементов правовог...

Избирательное право в пенитенциарной системе

В данной статье будет рассмотрен вопрос, касающийся активного избирательного права в местах лишения свободы. На основании изучения нормативной документации в данной сфере предположим допустимость предоставления избирательного права осужденным в Росси...

Похожие статьи

Роль сети Интернет в ограничении свободы слова в ходе предвыборной агитации

В статье автор пытается определить существующие проблемы в ограничении свободы слова сети интернет в ходе предвыборной агитации.

Актуальные проблемы участия прокурора в судебных стадиях уголовного процесса

Автором статьи рассмотрены актуальные проблемы участия прокурора в уголовном процессе, проанализированы доктринальные положения полномочий прокурора. В статье определены противоречия в законодательстве, а также высказано предложение о внесении измене...

О требованиях, предъявляемых к уровню образования судебных приставов в Российской Федерации

Статья посвящена изменению требований, предъявляемых к образованию судебных приставов в Российской Федерации. Предлагаются поправки в соответствующий нормативный правовой акт ФССП России.

О проекте модельного закона ОДКБ «О государственной тайне»

Обсуждается разработка проекта модельного закона ОДКБ «О государственной тайне».

Дискуссионные вопросы реализации принципа разумного срока уголовного судопроизводства при проверке сообщений о преступлениях

В статье автор указывает на проблемные аспекты реализации принципа разумного срока уголовного срока при проверке сообщений о преступлениях, пробелы в действующих нормах и пути их устранения.

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Некоторые вопросы применения норм главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Статья посвящена вопросу совершенствования института досудебного соглашения о сотрудничестве в России. Предлагается внести изменения в действующие законодательство, с целью устранения коллизий при применения данного института.

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников органов внутренних дел в современной России

В работе автор анализирует современные правовые проблемы статуса сотрудников полиции. На первый план выдвигаются проблемы Закона о полиции, регулирующего деятельность сотрудников полиции. Цель работы заключается в анализе некоторых элементов правовог...

Избирательное право в пенитенциарной системе

В данной статье будет рассмотрен вопрос, касающийся активного избирательного права в местах лишения свободы. На основании изучения нормативной документации в данной сфере предположим допустимость предоставления избирательного права осужденным в Росси...

Задать вопрос