В статье автор описывает предложения о внесении оправок в Федеральный закон «О Полиции» касающихся прав и обязанностей сотрудника полиции.
Ключевые слова: сотрудник полиции, Российская Федерация, общественное мнение, презумпция доверия, Государственная Дума.
Одним из гарантов соблюдения законности в Российской Федерации являются правоохранительные органы, и, в частности, органы внутренних дел. Но, несмотря на это, правовая защищенность сотрудника внутренних дел имеет свои несовершенства, ввиду пробелов в законодательстве.
На протяжении долгого времени поступали предложения в законодательный орган РФ о внесении дополнений и поправок в действующие нормативные правовые акты, например, в Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», которые могли бы дополнить имеющиеся положения, касающиеся прав и обязанностей сотрудника полиции. К примеру, рабочая группа по безопасности Государственной Думы в 2017 году разработала ряд поправок, значительно расширяющих полномочия сотрудника полиции. Интересным нововведением законодателя являлось закрепление следующей нормы: «Государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей».
При этом в указанном законопроекте не разъяснялось, что именно законодатель понимает под формулировкой «презумпция доверия». В нем указано, государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей. Презумпция же представляет собой предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное [6]. А под доверием понимается положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека. Так, при соединении вышеуказанных определений и положение из законопроекта, следует, что государство будет считать действия сотрудника полиции законными и обоснованными, до тех пор, пока не будет доказано обратное. Однако данное положение является коллизией ч. 2 ст. 49 Конституции РФ, закрепляющей так называемую «презумпцию невиновности» — обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность [1]. Как соотносить данные презумпции в законопроекте не указывалось.
На основании статистических данных, проанализированных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), следует, что общественность в ряде случаев поддерживает лиц, совершивших правонарушение, а не сотрудников полиции, которые выполняют свои служебные обязанности в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также считают возможным не подчиняться требованиям сотрудников полиции, а наоборот, оказывать им сопротивление. Все это свидетельствует о высоком уровне правового нигилизма и недоверия к правоохранительным органам. Это связано, в первую очередь, с превышением полномочий сотрудников полиции и несанкционированное ограничение прав и свобод граждан. С учетом вышеизложенного следует уделить внимание предложению об исключении из Федерального закона «О полиции» положения о том, что «полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан» [3]. В законопроекте предполагалось изложить п. 1 ст. 9 в таком виде: «полиция опирается на поддержку граждан и принимает меры по укреплению общественного доверия»; а из п. 6 ст. 9 — «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции» — исключить слово «основных».
Следовательно, если общественное мнение не является основным критерием оценки деятельности полиции, а в частности действия сотрудников полиции, то является ли необходимым реализация данного мониторинга?
В главе 5 Федерального закона «О полиции» сотрудникам полиции предоставляются широкие полномочия поддержки сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей и предоставление ему права для решения правоохранительных задач применять специальные средства, оружие и физическую силу [5]. Но не раз возникали проблемы при реализации данных положений при несении службы сотрудниками полиции.
В связи с этим, в рассматриваемом законопроекте было предложено узаконить положение о том, что сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, которые возложены на полицию. Но если обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 года № 19 в котором разъяснено о том, что сотрудники правоохранительных органов не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы [2,4]. В связи с этим, предложенное нововведение аналогично действующему законодательству Российской Федерации.
В законопроекте также предлагалось введение повышенных гарантий сотрудникам полиции от преследования, если при выполнении служебных обязанностей они действовали при соблюдении требований законодательства и ведомственных приказов. То есть, в законопроекте указано, что сотрудники полиции не должны нести ответственность за свои действия, если они следуют нормативно-правовому регулированию. Данное положение обуславливается защищенностью сотрудников полиции и повышением статуса службы.
Считаем правильным мнение И. Н. Зубова, высказанного им на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, согласно которого нужно ввести такой правовой механизм, который позволит оспаривать действия сотрудников правоохранительных органов только в судебном или ином порядках. Когда такой механизм заработает, то каждый гражданин должен будет исполнять требования сотрудника полиции. При этом, в случаях, когда действия полицейского будут признаны неправомерными, он будет привлечен к повышенной ответственности.
Но проанализировав действия сотрудников полиции, следует признать, что на практике сотрудники внутренних дел часто оказываются в такой ситуации, при которой они, так или иначе, нарушают предписания законодательства. Именно поэтому законодательное закрепление такого правового механизма могло бы обеспечить повышенные требования к законности и обоснованности действий самого сотрудника полиции.
Интересно отметить, что рассматриваемый законопроект вызвал огромный резонанс в обществе, петиция в Госдуму против презумпции доверия к полиции, набрала более 200 тысячи подписей и как результат: законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думы.
Безусловно, отечественное законодательство и наше современное общество к резкому расширению полномочий сотрудника полиции еще не готово по объективным и субъективным причинам, в том числе это чревато всплеском преступлений коррупционной направленности. Однако закрепление принципа презумпции доверия полиции на нормативном уровне в отечественном законодательстве представляется интересным и перспективным, так как это позволит повысить оперативность и эффективность действий сотрудников полиции при исполнении своих обязанностей по защите граждан и общества от преступных посягательств и укрепить законность в деятельности правоохранительных органов.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. URL: (дата обращения: 04.01.2020). Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) URL: http://consultant.ru.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 04.01.2020).
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 года № 19 // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135861/ (дата обращения: 04.01.2020).
4. Рыжаков А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». — «Московская финансово-промышленная академия», 2011. // Гарант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135861/ (дата обращения: 04.01.2020).
5. Цуканов Н. Н. О критериях правовой презумпции // Законотворческая техника в современной России: состояние, проблемы, совершенствование. — Н. Новгород: Научная книга, 2001. — С. 159–164.
6. Работа полиции: оценки россиян // Всероссийский центр изучения общественного_мнения._URL:_https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9418 (дата обращения: 04.01.2020).