Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через архитектурные образы и исторические объекты родного города: система работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Веселкова, Т. А. Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через архитектурные образы и исторические объекты родного города: система работы / Т. А. Веселкова, Г. Е. Веденеева, А. А. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 383-384. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66086/ (дата обращения: 15.11.2024).



Старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса в ДОУ является формирование именно патриотизма — любви к родному краю у воспитанников.

Для каждого человека Родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги. Любовь к Родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

На базе МБДОУ «Детский сад № 395» г. о. Самара была открыта проектная площадка «Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через архитектурные образы и исторические объекты родного города».

Этапы проекта:

  1. 15.01.2018–01.09.2018 г. «Организационный этап»
  2. 01.09.2018–01.09.2019 г. «Формирующий»
  3. 01.09.2019–01.01.2020 г. «Заключительный»

На первом Организационном этапе работы над проектом

1) был проведён сбор и анализ информации о проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о малой Родине через архитектурные образы и исторические объекты родного города.

2) Педагогом-психологом разработана анкета для родителей «Моя Самара» и проведён опрос родителей двух экспериментальных групп. Что наши родители знают об истории и культуре нашего города, какие культурные объекты и достопримечательности они посещают, есть ли любимое место в городе, что, по их мнению, является символом Самары, какой есть отличительный признак у города, который отличает его от всех других городов мира.

3) Разработана система для диагностики детей, в виде игровых карт, для измерения знаний на начало работы проектной площадки. Обработаны полученные результаты.

На втором — Формирующем этапе

1) Разработан план достижения поставленных целей.

2) Разрабатывались необходимые мероприятия, методические материалы для образовательной деятельности по проекту.

3) Организована деятельность в соответствии с планом проекта.

4) Начал работу «Родительский клуб».

Комплексная работа по патриотическому воспитанию в ДОУ велась в трех направлениях:

«Педагог — педагог», «Педагог — ребенок», «Педагог — родитель»

В работе с педагогическим коллективом использовались следующие формы работы:

– Интересно и плодотворно прошел Аукцион педагогических идей. Прошёл в виде «продажи» полезных советов по теме «Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста» в игровой форме. Педагоги поделились идеями и опытом работы;

– Викторина «Мой край родной» которая помогла проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах патриотического воспитания;

– Стимулировать креативность педагогов, повысить их профессионализм, в работе по воспитанию патриотических чувств, наладить сотрудничество помогли проведенные семинары-практикумы.

– На мастер-классах мы осваивали новые технологии. Познакомились с технологией «Интерактивного голосования», освоили кардмейкинг…

– Квест «В поисках сокровищ Самары» позволил на практике познакомить и внедрить эту форму работы с детьми. Лучший способ заинтересовать педагогов и на практике показать, что такое квест — сделать их активными участниками.

– Педагогический КВН, способствовал закреплению опыта работы по ознакомлению дошкольников с историей и современностью Самарской губернии. Педагоги смогли не только показать свои знания в данном направлении, но и проявить свои таланты.

Организовывались смотры-конкурсы, выставки, проведены консультации.

Формы работы с родителями:

– Составлены рекомендации для родителей в виде брошюр, буклетов, памяток — эта форма работы удобна тем, что родители, получив буклет, могут не только прочитать имеющийся в нём материал, но и поиграть со своими детьми в предложенные игры;

– Начал свою работу родительский клуб «Мы вместе». Заседания проходят один раз в сезон, согласно плану. Мастер-класс помогает вовлекать родителей в образовательный процесс, проведенмастер-класс «Изготовление газеты и сувенирных открыток ко дню города». Итогом одной из встреч сталоИзготовление газеты в технике коллаж«Зимние забавы в Самаре». Газеты в технике коллаж «Наши традиции»;

– «Маршруты выходного дня» — родителям предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником. Основу маршрута составляли исторические и архитектурные объекты города, выбранные для методического пособия. Итог — фоторепортажи с мест посещения.

– поведены акции «Сохраните облик нашего города», в ходе которой дети, педагоги и родители вручали горожанам письма-свитки, приготовленные заранее дома, с просьбами беречь город, сохранить его таким же красивым, как сегодня…Акция «Мы помни и гордимся», приурочена к празднованию Дня победы. Организовано посещение памятника жителям поселка Яблонька, погибшим во время Великой Отечественной войны.

Работа с детьми ведется по всем видам деятельности:

– Мы рисовали Самару;

– Делали макеты достопримечательностей;

– Мы читали о Самаре;

– ПрошелФестиваль «Самара театральная»;

– Мы посещали музей в МБОУ «Школа № 43» и библиотеку, где нам рассказывали о Самаре во время Великой отечественной войне.

– Участвовали в квест-игре «Путешествие по Самаре»;

– Играли в дидактические игры и с макетами.

На третьем — Заключительном этапе нашего проекта-

1) Подведены итоги работы

В ходе работы

– в группах созданы центры патриотического воспитания и мини-музеи;

– разработаны дидактические игры: «Путешествие по городу», «Забавное колесо», «Узнай по описанию», «Пропавшее здание», «Азбука юного патриота» из диагностических карт;

созданы лэпбуки;

– диафильмы о достопримечательностях и исторических метах Самары;

– макеты достопримечательностей Самары.

На сегодняшний день завершается сбор материала, готовится к выпуску пособие «Азбука маленького патриота» по формированию первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через архитектурные образы и исторические объекты родного города. «Азбука» включает в себя архитектурные образы, исторические и природные объекты родного города по буквам алфавита. Осваивая «Азбуку», ребёнок одновременно обучается грамоте и изучает родной город, его историю и культуру. Таким образом, у ребенка формируется интерес, чувство гордости, любви и привязанности к достопримечательностям и природным объектам города, он начинает ощущать себя непосредственным его жителем — патриотом родного края.

Основные термины (генерируются автоматически): Самар, родной город, старший дошкольный возраст, малая Родина, ребенок, форма работы, город, патриотическое воспитание, педагог, родитель.


Похожие статьи

Использование элементов ТРИЗ в приобщении старших дошкольников к историческому прошлому и настоящему родного города в условиях ФГОС ДО

Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Патриотическая детерминанта культурно-образовательной среды на примере городского округа Елец

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Похожие статьи

Использование элементов ТРИЗ в приобщении старших дошкольников к историческому прошлому и настоящему родного города в условиях ФГОС ДО

Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Патриотическая детерминанта культурно-образовательной среды на примере городского округа Елец

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Задать вопрос