Старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса в ДОУ является формирование именно патриотизма — любви к родному краю у воспитанников.
Для каждого человека Родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги. Любовь к Родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
На базе МБДОУ «Детский сад № 395» г. о. Самара была открыта проектная площадка «Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через архитектурные образы и исторические объекты родного города».
Этапы проекта:
- 15.01.2018–01.09.2018 г. «Организационный этап»
- 01.09.2018–01.09.2019 г. «Формирующий»
- 01.09.2019–01.01.2020 г. «Заключительный»
На первом Организационном этапе работы над проектом
1) был проведён сбор и анализ информации о проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о малой Родине через архитектурные образы и исторические объекты родного города.
2) Педагогом-психологом разработана анкета для родителей «Моя Самара» и проведён опрос родителей двух экспериментальных групп. Что наши родители знают об истории и культуре нашего города, какие культурные объекты и достопримечательности они посещают, есть ли любимое место в городе, что, по их мнению, является символом Самары, какой есть отличительный признак у города, который отличает его от всех других городов мира.
3) Разработана система для диагностики детей, в виде игровых карт, для измерения знаний на начало работы проектной площадки. Обработаны полученные результаты.
На втором — Формирующем этапе
1) Разработан план достижения поставленных целей.
2) Разрабатывались необходимые мероприятия, методические материалы для образовательной деятельности по проекту.
3) Организована деятельность в соответствии с планом проекта.
4) Начал работу «Родительский клуб».
Комплексная работа по патриотическому воспитанию в ДОУ велась в трех направлениях:
«Педагог — педагог», «Педагог — ребенок», «Педагог — родитель»
В работе с педагогическим коллективом использовались следующие формы работы:
– Интересно и плодотворно прошел Аукцион педагогических идей. Прошёл в виде «продажи» полезных советов по теме «Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста» в игровой форме. Педагоги поделились идеями и опытом работы;
– Викторина «Мой край родной» которая помогла проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах патриотического воспитания;
– Стимулировать креативность педагогов, повысить их профессионализм, в работе по воспитанию патриотических чувств, наладить сотрудничество помогли проведенные семинары-практикумы.
– На мастер-классах мы осваивали новые технологии. Познакомились с технологией «Интерактивного голосования», освоили кардмейкинг…
– Квест «В поисках сокровищ Самары» позволил на практике познакомить и внедрить эту форму работы с детьми. Лучший способ заинтересовать педагогов и на практике показать, что такое квест — сделать их активными участниками.
– Педагогический КВН, способствовал закреплению опыта работы по ознакомлению дошкольников с историей и современностью Самарской губернии. Педагоги смогли не только показать свои знания в данном направлении, но и проявить свои таланты.
Организовывались смотры-конкурсы, выставки, проведены консультации.
Формы работы с родителями:
– Составлены рекомендации для родителей в виде брошюр, буклетов, памяток — эта форма работы удобна тем, что родители, получив буклет, могут не только прочитать имеющийся в нём материал, но и поиграть со своими детьми в предложенные игры;
– Начал свою работу родительский клуб «Мы вместе». Заседания проходят один раз в сезон, согласно плану. Мастер-класс помогает вовлекать родителей в образовательный процесс, проведенмастер-класс «Изготовление газеты и сувенирных открыток ко дню города». Итогом одной из встреч сталоИзготовление газеты в технике коллаж«Зимние забавы в Самаре». Газеты в технике коллаж «Наши традиции»;
– «Маршруты выходного дня» — родителям предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником. Основу маршрута составляли исторические и архитектурные объекты города, выбранные для методического пособия. Итог — фоторепортажи с мест посещения.
– поведены акции «Сохраните облик нашего города», в ходе которой дети, педагоги и родители вручали горожанам письма-свитки, приготовленные заранее дома, с просьбами беречь город, сохранить его таким же красивым, как сегодня…Акция «Мы помни и гордимся», приурочена к празднованию Дня победы. Организовано посещение памятника жителям поселка Яблонька, погибшим во время Великой Отечественной войны.
Работа с детьми ведется по всем видам деятельности:
– Мы рисовали Самару;
– Делали макеты достопримечательностей;
– Мы читали о Самаре;
– ПрошелФестиваль «Самара театральная»;
– Мы посещали музей в МБОУ «Школа № 43» и библиотеку, где нам рассказывали о Самаре во время Великой отечественной войне.
– Участвовали в квест-игре «Путешествие по Самаре»;
– Играли в дидактические игры и с макетами.
На третьем — Заключительном этапе нашего проекта-
1) Подведены итоги работы
В ходе работы
– в группах созданы центры патриотического воспитания и мини-музеи;
– разработаны дидактические игры: «Путешествие по городу», «Забавное колесо», «Узнай по описанию», «Пропавшее здание», «Азбука юного патриота» из диагностических карт;
– созданы лэпбуки;
– диафильмы о достопримечательностях и исторических метах Самары;
– макеты достопримечательностей Самары.
На сегодняшний день завершается сбор материала, готовится к выпуску пособие «Азбука маленького патриота» по формированию первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через архитектурные образы и исторические объекты родного города. «Азбука» включает в себя архитектурные образы, исторические и природные объекты родного города по буквам алфавита. Осваивая «Азбуку», ребёнок одновременно обучается грамоте и изучает родной город, его историю и культуру. Таким образом, у ребенка формируется интерес, чувство гордости, любви и привязанности к достопримечательностям и природным объектам города, он начинает ощущать себя непосредственным его жителем — патриотом родного края.