Статья посвящена истории, структуре, разновидностям, а также анализу текстов, посвящённых храму.
Ключевые слова: буддизм, Будда, сангха, “Трипитака”, “Виная питака”, “Сутта питака”, реинкарнация
The article is hung on the history, structure, varieties, as well as the analysis of texts dedicated to the temple.
Key words: Buddhism, Buddha, sangha, “Tripitaka”, “VinayaPitaka”, “SuttaPitaka”, reincarnation.
В условиях глобализации произвол и усиление конфликтов в одном регионе несут угрозу для всего мира. В последние годы в мире было много смут и раздоров, связанных с религиозными факторами. Эти инциденты показывают, что формирование культуры религиозной толерантности является объективной исторической необходимостью. В то же время велика роль религиоведческих знаний в укреплении и сохранении мира и стабильности, гармонии между народами и религиями в многонациональном, поликонфессиональном Узбекистане.
Буддизм — религиозно-философская доктрина, основателем которой является Сиддхартха Гаутама. Отличие буддизма от индийских религий — отрицание системы каст. Учение Будды о равенстве людей привело к масштабному принятию буддизма со стороны класса шудры, а также стало причиной признания и поддержки представителей кшатриев и вайши. Таким образом, индийский народ смог избавиться от варны — классовой системы.
Император Ашока не только признал буддизм государственной религией, но и покровительствовал буддийским монахам-миссионерам, распространяющим буддизм на страны, граничащие с Индией [2, с. 115–116], а также на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии [3, с. 91–95]. В результате деятельности Сангхи в I веке буддизм проник в Китай [5, с. 151], в IV веке — в Корею [6, с. 66], в VI веке — в Японию [7, с. 38–39], в VII веке — в Тибет [9, с. 161–162], в XII–XVI веках — в Монголию, в XVI–XVII веках — в Бурятию и Туву, в XIX–XX веках — в Америку и в Европу.
Когда речь идет о священном источнике буддизма, в нашем представлении появляется не одна книга, как в исламе или в христианстве, а целая «библиотека» книг, которые написаны на различных языках: санскрите, пали, тибетском, китайском, японском, корейском, индонезийском и других. Причиной этого может быть следующее: буддизм — это прежде всего философское учение, а не религиозное, как христианство и ислам. Во-вторых, в отличие от других мировых религий в буддизме нет единой священной книги, признанной всеми школами и направлениями буддизма. В-третьих, вопрос общепризнанной, единой, священной книги не урегулирован не только в самом буддизме, но и внутри каждого направления. Например, представители тхеравады до сих пор так и не пришли к окончательному мнению о списке священных текстов, которые должны входить в канонический раздел. В-четвертых, каждая школа имеет отдельные, независимые друг от друга источники. Эти источники в некоторых случаях могут иметь общий текст или могут не иметь ничего общего с другими источниками. В-пятых, представители буддийских школ отрицают источники других школ и направлений. Это способствует тому, что буддисты испокон веков не могут собрать каноны буддизма в единое целое. В-шестых, учитывая слова и наставления просветлённого, представители «Махаяны» включали и включают любые тексты, не противоречащие учениям Будды.
«Трипитака» — это канонические собрания текстов школ буддизма, включающие «Винайя-питаку», «Сутра-питаку» и «Абхидхарма-питаку». Проповедь и наставление Будды писались на коре и пальмовых листьях и хранились в трех корзинах. Сначала учения Будды распространялись в устной форме, в результате чего через определённое время в буддизме произошёл раскол на махаяну и хинаяну. Отличия учений, а также неправильная интерпретация изречений Будды способствовали принятию решения о собрании в письменном виде слов и изречений просветлённого. Первый письменный вариант «Трипитаки» был урегулирован около 80 года до н. э. на Шри-Ланке в первом буддийском соборе близкими учениками Будды в I веке [11, с. 221–224]. Кроме этого, на сегодняшний день существует несколько разновидностей «Трипитаки»: китайская, тибетская, корейская и др. Китайский буддийский Канон начал складываться во II веке н. э. Его перевёл на китайский язык миссионер Локакшема («Аштасахасрика праджняпарамита сутру» — «Сутра о запредельной премудрости в 8000 шлок») [13]. Источником пользуются буддисты Японии, Китая, Кореи и Вьетнама. Тибетские варианты «Трипитаки» называются «Кангьюр» и «Тэнгьюр». Они авторитетны для народов Тибета, Монголии и российских буддистов Бурятии, Калмыкии и Тувы [14]. Корейская «Трипитака» — единственный полный свод буддийских канонов, сохранившийся до наших дней в Азии. Канон состоит из коллекции священных текстов, нанесенных на 81 258 деревянных табличек [20]. Его издание началось в 1011 году, и за 70 с лишним лет до 1087 года был издан первый свод буддийских канонов в 6 000 томах, напечатанный с печатных форм, выгравированных на деревянных досках [13].
Ознакомление со структурой и текстами из вышеперечисленных «Трипитак» невозможно. Поэтому в данной статье мы по мере возможности раскроем историю и структуру Палийского канона, а также ознакомимся со «стихами» о храме.
Палийский канон, как и другие «Трипитаки», состоит из трех частей. «Винайя-питака» состоит из 5 книг (никай). Ее можно назвать «Уставом монаха» [12, с. 13]. В ней описываются правила и порядок организации сангхи, роль и место духовенства, а также рассказывается о моральных качествах, которыми должен обладать священник [11, с. 221–224.]. «Сутра-питака», вторая часть «Трипитаки», содержит свыше 17 тысяч сутр, приписываемых Будде или его ближайшим ученикам [15]. Третий раздел, «Абхидхарма-питака», представляет собой сборник философских трактатов учений Будды.
Несмотря на то, что философская доктрина рассматривается как религиозная, изначально у неё не было системы поклонения, которая проявлялась бы в молитвах и религиозных церемониях. Учение Будды основывается на учении о страдании [4, с. 154]. Кроме этого, Будда учил, что Пратимокша (преодоление непристойностей) является основой управления кармой и способом достижения нирваны [10, c. 146]. Поскольку обожествление Будды было сформировано позже, можно видеть, что храм и система молитв и церемоний, которые практикуются на сегодняшний день в различных частях мира, формировались под влиянием других религий или религиозных верований. И это способствовало разнообразию системы поклонения и религиозной практики.
В священном писании буддизма «Трипитакa» не упоминаются стихи о храме. В писании идет речь о структуре и руководстве «Сангхи» — общества духовенства. Однако эти правила не считаются абсолютными, потому что сам Будда при жизни призывал людей размышлять над его философским учением. По мнению русских буддологов Т. В. Ермаковой и Е. П. Островской, в основе буддизма нет определенных религиозных правил и морали, которые должны соблюдаться каждым верующим. Каждый верующий должен руководствоваться принципами морали, должен иметь возможность контролировать и при необходимости, соблюдать их [4, c. 154–158.]. Исходя из этого, можно сказать, что основа буддийской доктрины заключается в достижении нирваны, но она может быть достигнута любым методом. И поэтому представители Махаяны и поныне включают в раздел священных источников информацию, не противоречащую учениям Будды.
Авторы книги «История религий мира» утверждают, что Будда во время муссонных ливней обучал своих учеников в храмах, а в остальные дни скитался по селам, городам, проповедуя свое учение [1, c. 115]. Однако хотелось бы отметить, что со стороны учёных термин «храм» был употреблён неуместно. Во-первых, «Трипитака» не имеет информации о строительстве, структуре, форме, а также о распорядке религиозных атрибутов храма. Во-вторых, в канонических текстах перечислены пять видов мест (панча ленани), пригодных для жизни монахов: вихара, аддайого, пасада, хаммия и гуха [16]. Хотя на сегодняшний день эти термины используются для обозначения храмов в буддизме, изначально они обозначали места обитания монахов во время муссонных дождей. В-третьих, «Винайя-питака» — это единственный раздел «Трипитаки», где употребляется термин «панча леннани» (ночлег странствовавших монахов во время ливней) [17]. Кроме этого «Винайя-питака» — это раздел «Трипитаки», состоящий из правил, регулирующих жизнь монахов и монахинь в Сангхе. В-четвертых, несмотря на то, что буддизм возник в V веке до н. э., письменная форма «Трипитаки» была сформирована только в I веке. В-пятых, культура строительства храма была освоена индийской культурой. Иными словами, культура строительства храмов, расположение атрибутов в храме, скульптурное изображение почитаемых сущностей — все это было освоено культурой древних арийцев. В-шестых, строительство храмов началось спустя несколько столетий после появления священного источника буддизма. По историческим данным, строительство вихары и чайтья восходит к временам правления императора Ашоки, то есть к III веку н. э. В-седьмых, общеизвестно, что термины «вихара» и «чайтья» используются по отношению к буддийским храмам. Это результат религиозной синкретизации. Но хотелось бы отметить, что эти храмы отличаются друг от друга. Например, в то время как термин «вихара» используется только для обозначения места жительства монахов во время муссонных дождей, а не для места поклонения с особыми предметами и атрибутами поклонения [8, c. 227], термин «чайтья» используется для обозначения наскального храма, имеющего алтарь и оснащённого религиозными атрибутами поклонения, построенного на основе древней индийской культуры [8, c. 236].
Хотя философское учение Будды было признано как религиозное, изначально у него не было системы поклонения, которая проявлялась бы в молитвах, жертвоприношениях, а также в праздновании священных дней. Напротив, учение Будды основывается на учение о страдании [4, с. 154.]; кроме этого, Будда учил, что Пратимокша (преодоление непристойностей) является основой управления кармой и способом достижения нирваны [4, c. 146]. Отсутствие бога в учении свидетельствует об отсутствии системы поклонения, а отсутствие системы поклонения указывает на то, что нет необходимости в строительстве храма. Процесс религиозной синкретизации привел к формированию системы поклонения в буддизме. Это, в свою очередь, привело к разнообразию систем поклонения в буддийских направлениях. Разнообразие систем поклонения привело к освоению культуры строительства храмов, и поэтому по сей день очень много разновидностей и стилей храмовых комплексов, которые принадлежат различным направлениям буддизма, среди которых могут быть названы хинаяна, махаяна, ваджраяна, китайский буддизм, японский буддизм, корейский буддизм, тибетский буддизм и др.
В заключение можно сказать, что «Трипитака» — это свод священных текстов буддизма, не имеющих единой формы и написанных на различных языках. Буддийский Канон не имеет информации о строительстве, структуре, форме, а также о распорядке религиозных атрибутов храма. Культура строительства храмов была освоена индийской культурой.
Литература:
- Агзамходжаев С. ва бош. Дунё динлари тарихи. — Т.: Тошкент Давлат Шарқшунослик институти, 2011.
- Васильев Л. С. История Религий Востока. — М.: “Книжный дом” “Университет”, 1998.
- Кеоун Дамьен. Буддизм. — М.: «Весь Мир», 2001.
- Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: “Азбука-классика”, “Петербургское востоковедение”, 2004.
- Анри Арвон. Буддизм. Пер. с фр. Е.Калантаровой. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005.
- Наглядно о религиях/ Сост. Р.Грей, Д.Хэнлон; Пер. с анг. П. А. Самсонов; Худ.обл.М. В. Драко. — Мн.: ООО “Попурри”, 2000.
- А. Н. Игнатович. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). — М.: “Наука”, 1988.
- Альбедиль М. Ф. Буддизм: религия без бога. — СПб.: Вектор, 2013.
- Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. — М.: “Амрита-Русь”, 2004.
- Низомиддинов Н.Ғ. Қадимги Ҳиндистон тарихи, диний эътиқоди ва маданияти. — Т.: Фан ва технологиялар марказининг босмахонаси, 2014.
- Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современные истолкование древних текстов. — М.: Восточная литература, 2001.
- Королев К., А. Лактионов. Буддизм. Энциклопедия.: Мидгард, Эксмо; СПб, Москва; 2008.
- http://abhidharma.ru/A/Vedalla/Kanon %20K.htm
- http://o-buddizme.ru/osnovy-buddizma/svyashhennye-knigi
- https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01e9028e453e136902d6f1e8
- https://lektsii.org/6–51612.html
- https://vbuddisme.ru/wiki/ %D0 %92 %D0 %B8 %D1 %85 %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0