История, структура буддийских священных текстов и анализ стихов, посвящённых храму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 05.01.2020

Статья просмотрена: 529 раз

Библиографическое описание:

Хайдаров, И. Б. История, структура буддийских священных текстов и анализ стихов, посвящённых храму / И. Б. Хайдаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66088/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена истории, структуре, разновидностям, а также анализу текстов, посвящённых храму.

Ключевые слова: буддизм, Будда, сангха, “Трипитака”, “Виная питака”, “Сутта питака”, реинкарнация

The article is hung on the history, structure, varieties, as well as the analysis of texts dedicated to the temple.

Key words: Buddhism, Buddha, sangha, “Tripitaka”, “VinayaPitaka”, “SuttaPitaka”, reincarnation.

В условиях глобализации произвол и усиление конфликтов в одном регионе несут угрозу для всего мира. В последние годы в мире было много смут и раздоров, связанных с религиозными факторами. Эти инциденты показывают, что формирование культуры религиозной толерантности является объективной исторической необходимостью. В то же время велика роль религиоведческих знаний в укреплении и сохранении мира и стабильности, гармонии между народами и религиями в многонациональном, поликонфессиональном Узбекистане.

Буддизм — религиозно-философская доктрина, основателем которой является Сиддхартха Гаутама. Отличие буддизма от индийских религий — отрицание системы каст. Учение Будды о равенстве людей привело к масштабному принятию буддизма со стороны класса шудры, а также стало причиной признания и поддержки представителей кшатриев и вайши. Таким образом, индийский народ смог избавиться от варны — классовой системы.

Император Ашока не только признал буддизм государственной религией, но и покровительствовал буддийским монахам-миссионерам, распространяющим буддизм на страны, граничащие с Индией [2, с. 115–116], а также на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии [3, с. 91–95]. В результате деятельности Сангхи в I веке буддизм проник в Китай [5, с. 151], в IV веке — в Корею [6, с. 66], в VI веке — в Японию [7, с. 38–39], в VII веке — в Тибет [9, с. 161–162], в XII–XVI веках — в Монголию, в XVI–XVII веках — в Бурятию и Туву, в XIX–XX веках — в Америку и в Европу.

Когда речь идет о священном источнике буддизма, в нашем представлении появляется не одна книга, как в исламе или в христианстве, а целая «библиотека» книг, которые написаны на различных языках: санскрите, пали, тибетском, китайском, японском, корейском, индонезийском и других. Причиной этого может быть следующее: буддизм — это прежде всего философское учение, а не религиозное, как христианство и ислам. Во-вторых, в отличие от других мировых религий в буддизме нет единой священной книги, признанной всеми школами и направлениями буддизма. В-третьих, вопрос общепризнанной, единой, священной книги не урегулирован не только в самом буддизме, но и внутри каждого направления. Например, представители тхеравады до сих пор так и не пришли к окончательному мнению о списке священных текстов, которые должны входить в канонический раздел. В-четвертых, каждая школа имеет отдельные, независимые друг от друга источники. Эти источники в некоторых случаях могут иметь общий текст или могут не иметь ничего общего с другими источниками. В-пятых, представители буддийских школ отрицают источники других школ и направлений. Это способствует тому, что буддисты испокон веков не могут собрать каноны буддизма в единое целое. В-шестых, учитывая слова и наставления просветлённого, представители «Махаяны» включали и включают любые тексты, не противоречащие учениям Будды.

«Трипитака» — это канонические собрания текстов школ буддизма, включающие «Винайя-питаку», «Сутра-питаку» и «Абхидхарма-питаку». Проповедь и наставление Будды писались на коре и пальмовых листьях и хранились в трех корзинах. Сначала учения Будды распространялись в устной форме, в результате чего через определённое время в буддизме произошёл раскол на махаяну и хинаяну. Отличия учений, а также неправильная интерпретация изречений Будды способствовали принятию решения о собрании в письменном виде слов и изречений просветлённого. Первый письменный вариант «Трипитаки» был урегулирован около 80 года до н. э. на Шри-Ланке в первом буддийском соборе близкими учениками Будды в I веке [11, с. 221–224]. Кроме этого, на сегодняшний день существует несколько разновидностей «Трипитаки»: китайская, тибетская, корейская и др. Китайский буддийский Канон начал складываться во II веке н. э. Его перевёл на китайский язык миссионер Локакшема («Аштасахасрика праджняпарамита сутру» — «Сутра о запредельной премудрости в 8000 шлок») [13]. Источником пользуются буддисты Японии, Китая, Кореи и Вьетнама. Тибетские варианты «Трипитаки» называются «Кангьюр» и «Тэнгьюр». Они авторитетны для народов Тибета, Монголии и российских буддистов Бурятии, Калмыкии и Тувы [14]. Корейская «Трипитака» — единственный полный свод буддийских канонов, сохранившийся до наших дней в Азии. Канон состоит из коллекции священных текстов, нанесенных на 81 258 деревянных табличек [20]. Его издание началось в 1011 году, и за 70 с лишним лет до 1087 года был издан первый свод буддийских канонов в 6 000 томах, напечатанный с печатных форм, выгравированных на деревянных досках [13].

Ознакомление со структурой и текстами из вышеперечисленных «Трипитак» невозможно. Поэтому в данной статье мы по мере возможности раскроем историю и структуру Палийского канона, а также ознакомимся со «стихами» о храме.

Палийский канон, как и другие «Трипитаки», состоит из трех частей. «Винайя-питака» состоит из 5 книг (никай). Ее можно назвать «Уставом монаха» [12, с. 13]. В ней описываются правила и порядок организации сангхи, роль и место духовенства, а также рассказывается о моральных качествах, которыми должен обладать священник [11, с. 221–224.]. «Сутра-питака», вторая часть «Трипитаки», содержит свыше 17 тысяч сутр, приписываемых Будде или его ближайшим ученикам [15]. Третий раздел, «Абхидхарма-питака», представляет собой сборник философских трактатов учений Будды.

Несмотря на то, что философская доктрина рассматривается как религиозная, изначально у неё не было системы поклонения, которая проявлялась бы в молитвах и религиозных церемониях. Учение Будды основывается на учении о страдании [4, с. 154]. Кроме этого, Будда учил, что Пратимокша (преодоление непристойностей) является основой управления кармой и способом достижения нирваны [10, c. 146]. Поскольку обожествление Будды было сформировано позже, можно видеть, что храм и система молитв и церемоний, которые практикуются на сегодняшний день в различных частях мира, формировались под влиянием других религий или религиозных верований. И это способствовало разнообразию системы поклонения и религиозной практики.

В священном писании буддизма «Трипитакa» не упоминаются стихи о храме. В писании идет речь о структуре и руководстве «Сангхи» — общества духовенства. Однако эти правила не считаются абсолютными, потому что сам Будда при жизни призывал людей размышлять над его философским учением. По мнению русских буддологов Т. В. Ермаковой и Е. П. Островской, в основе буддизма нет определенных религиозных правил и морали, которые должны соблюдаться каждым верующим. Каждый верующий должен руководствоваться принципами морали, должен иметь возможность контролировать и при необходимости, соблюдать их [4, c. 154–158.]. Исходя из этого, можно сказать, что основа буддийской доктрины заключается в достижении нирваны, но она может быть достигнута любым методом. И поэтому представители Махаяны и поныне включают в раздел священных источников информацию, не противоречащую учениям Будды.

Авторы книги «История религий мира» утверждают, что Будда во время муссонных ливней обучал своих учеников в храмах, а в остальные дни скитался по селам, городам, проповедуя свое учение [1, c. 115]. Однако хотелось бы отметить, что со стороны учёных термин «храм» был употреблён неуместно. Во-первых, «Трипитака» не имеет информации о строительстве, структуре, форме, а также о распорядке религиозных атрибутов храма. Во-вторых, в канонических текстах перечислены пять видов мест (панча ленани), пригодных для жизни монахов: вихара, аддайого, пасада, хаммия и гуха [16]. Хотя на сегодняшний день эти термины используются для обозначения храмов в буддизме, изначально они обозначали места обитания монахов во время муссонных дождей. В-третьих, «Винайя-питака» — это единственный раздел «Трипитаки», где употребляется термин «панча леннани» (ночлег странствовавших монахов во время ливней) [17]. Кроме этого «Винайя-питака» — это раздел «Трипитаки», состоящий из правил, регулирующих жизнь монахов и монахинь в Сангхе. В-четвертых, несмотря на то, что буддизм возник в V веке до н. э., письменная форма «Трипитаки» была сформирована только в I веке. В-пятых, культура строительства храма была освоена индийской культурой. Иными словами, культура строительства храмов, расположение атрибутов в храме, скульптурное изображение почитаемых сущностей — все это было освоено культурой древних арийцев. В-шестых, строительство храмов началось спустя несколько столетий после появления священного источника буддизма. По историческим данным, строительство вихары и чайтья восходит к временам правления императора Ашоки, то есть к III веку н. э. В-седьмых, общеизвестно, что термины «вихара» и «чайтья» используются по отношению к буддийским храмам. Это результат религиозной синкретизации. Но хотелось бы отметить, что эти храмы отличаются друг от друга. Например, в то время как термин «вихара» используется только для обозначения места жительства монахов во время муссонных дождей, а не для места поклонения с особыми предметами и атрибутами поклонения [8, c. 227], термин «чайтья» используется для обозначения наскального храма, имеющего алтарь и оснащённого религиозными атрибутами поклонения, построенного на основе древней индийской культуры [8, c. 236].

Хотя философское учение Будды было признано как религиозное, изначально у него не было системы поклонения, которая проявлялась бы в молитвах, жертвоприношениях, а также в праздновании священных дней. Напротив, учение Будды основывается на учение о страдании [4, с. 154.]; кроме этого, Будда учил, что Пратимокша (преодоление непристойностей) является основой управления кармой и способом достижения нирваны [4, c. 146]. Отсутствие бога в учении свидетельствует об отсутствии системы поклонения, а отсутствие системы поклонения указывает на то, что нет необходимости в строительстве храма. Процесс религиозной синкретизации привел к формированию системы поклонения в буддизме. Это, в свою очередь, привело к разнообразию систем поклонения в буддийских направлениях. Разнообразие систем поклонения привело к освоению культуры строительства храмов, и поэтому по сей день очень много разновидностей и стилей храмовых комплексов, которые принадлежат различным направлениям буддизма, среди которых могут быть названы хинаяна, махаяна, ваджраяна, китайский буддизм, японский буддизм, корейский буддизм, тибетский буддизм и др.

В заключение можно сказать, что «Трипитака» — это свод священных текстов буддизма, не имеющих единой формы и написанных на различных языках. Буддийский Канон не имеет информации о строительстве, структуре, форме, а также о распорядке религиозных атрибутов храма. Культура строительства храмов была освоена индийской культурой.

Литература:

  1. Агзамходжаев С. ва бош. Дунё динлари тарихи. — Т.: Тошкент Давлат Шарқшунослик институти, 2011.
  2. Васильев Л. С. История Религий Востока. — М.: “Книжный дом” “Университет”, 1998.
  3. Кеоун Дамьен. Буддизм. — М.: «Весь Мир», 2001.
  4. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: “Азбука-классика”, “Петербургское востоковедение”, 2004.
  5. Анри Арвон. Буддизм. Пер. с фр. Е.Калантаровой. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005.
  6. Наглядно о религиях/ Сост. Р.Грей, Д.Хэнлон; Пер. с анг. П. А. Самсонов; Худ.обл.М. В. Драко. — Мн.: ООО “Попурри”, 2000.
  7. А. Н. Игнатович. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). — М.: “Наука”, 1988.
  8. Альбедиль М. Ф. Буддизм: религия без бога. — СПб.: Вектор, 2013.
  9. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. — М.: “Амрита-Русь”, 2004.
  10. Низомиддинов Н.Ғ. Қадимги Ҳиндистон тарихи, диний эътиқоди ва маданияти. — Т.: Фан ва технологиялар марказининг босмахонаси, 2014.
  11. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современные истолкование древних текстов. — М.: Восточная литература, 2001.
  12. Королев К., А. Лактионов. Буддизм. Энциклопедия.: Мидгард, Эксмо; СПб, Москва; 2008.
  13. http://abhidharma.ru/A/Vedalla/Kanon %20K.htm
  14. http://o-buddizme.ru/osnovy-buddizma/svyashhennye-knigi
  15. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01e9028e453e136902d6f1e8
  16. https://lektsii.org/6–51612.html
  17. https://vbuddisme.ru/wiki/ %D0 %92 %D0 %B8 %D1 %85 %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0
Основные термины (генерируются автоматически): учение Будды, буддизм, век, храм, III, индийская культура, палийский канон, религиозный атрибут храма, священный источник буддизма, философское учение.


Ключевые слова

буддизм, Будда, сангха, “Трипитака”, “Виная питака”, “Сутта питака”, реинкарнация

Похожие статьи

Классические конфуцианские книги (каноны) как основа духовного воспитания в маньчжурском Китае

Статья посвящена одним из важных конфуцианских книг (канонов) по которым осуществлялся процесс обучения в школах феодального Китая. «Четырехкнижие» которое в свою очередь делилось на такие каноны как «Лунь-юй», «Да-сюэ», «Чжун-юн» и «Мен-цзы» и «Пяти...

Конфуцианство и двухтысячелетняя история традиционных аспектов нравственности в философии Китая

В статье вводятся и анализируются основные идеи традиционной китайской конфуцианской философии и моральные требования, выдвигаемые традиционной китайской философией. Авторы полагают, что по сравнению с верховенством закона моральный уровень индивида ...

Описание термина «йога» в Бхагавадгите и проблемы перевода

Философия войны, основанная на теории справедливой войны Гобинда Сингха

В последнее время теория справедливой войны стала очень популярной, хотя сочетание двух терминов — «справедливость» и «война» — сомнительно, потому что война для многих людей не может иметь ничего общего с моралью и справедливостью. Доктрина справедл...

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

В данной статье рассматриваются основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане и дается философский анализ. Также речь идет о влиянии ислама и доисламских верований, включающих как позитивные, так и негативные элементы воздействия на обще...

Политический смысл поиска первоначал в Античной философии

Статья посвящена рассмотрению политического смысла поиска первоначал в ранней греческой философии. Предлагается взгляд, который особое внимание обращает на политические причины, вызвавшие интерес к первоначалам в греческой философии, в противовес общ...

Традиционные верования вьетнамского народа

В своей работе, авторы дали характеристику, отметили особенности и проанализировали сходства и различия традиционных верований Вьетнама и соседних народов (Китая и Индии). А также объяснили необходимость понимания места, роли и значения традиционных ...

Трудности перевода западной поэзии на китайский язык

В статье автор рассматривает развитие китайского стихосложения с древности до настоящего времени, изучает историю и трудности перевода зарубежной поэзии на китайский язык.

Символика числа «семь» в русской и китайской культуре

В данной работе рассматривается символика числа “семь” в русской и китайской культурах. Предметом настоящего исследования является анализ и сопоставление пословиц, поговорок, фразеологизмов, устойчивых выражений, связанных с числом “семь” в двух куль...

Философско-религиозные обоснования болезней человека в медицине Древнего Китая

Древневосточная философия дает понять, что образование философских систем Древнего Китая оказало большое значение для возникновения врачевания. При рассмотрении философии и медицины в истории Древнего Китая следует обратить внимание на то, что эти дв...

Похожие статьи

Классические конфуцианские книги (каноны) как основа духовного воспитания в маньчжурском Китае

Статья посвящена одним из важных конфуцианских книг (канонов) по которым осуществлялся процесс обучения в школах феодального Китая. «Четырехкнижие» которое в свою очередь делилось на такие каноны как «Лунь-юй», «Да-сюэ», «Чжун-юн» и «Мен-цзы» и «Пяти...

Конфуцианство и двухтысячелетняя история традиционных аспектов нравственности в философии Китая

В статье вводятся и анализируются основные идеи традиционной китайской конфуцианской философии и моральные требования, выдвигаемые традиционной китайской философией. Авторы полагают, что по сравнению с верховенством закона моральный уровень индивида ...

Описание термина «йога» в Бхагавадгите и проблемы перевода

Философия войны, основанная на теории справедливой войны Гобинда Сингха

В последнее время теория справедливой войны стала очень популярной, хотя сочетание двух терминов — «справедливость» и «война» — сомнительно, потому что война для многих людей не может иметь ничего общего с моралью и справедливостью. Доктрина справедл...

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

В данной статье рассматриваются основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане и дается философский анализ. Также речь идет о влиянии ислама и доисламских верований, включающих как позитивные, так и негативные элементы воздействия на обще...

Политический смысл поиска первоначал в Античной философии

Статья посвящена рассмотрению политического смысла поиска первоначал в ранней греческой философии. Предлагается взгляд, который особое внимание обращает на политические причины, вызвавшие интерес к первоначалам в греческой философии, в противовес общ...

Традиционные верования вьетнамского народа

В своей работе, авторы дали характеристику, отметили особенности и проанализировали сходства и различия традиционных верований Вьетнама и соседних народов (Китая и Индии). А также объяснили необходимость понимания места, роли и значения традиционных ...

Трудности перевода западной поэзии на китайский язык

В статье автор рассматривает развитие китайского стихосложения с древности до настоящего времени, изучает историю и трудности перевода зарубежной поэзии на китайский язык.

Символика числа «семь» в русской и китайской культуре

В данной работе рассматривается символика числа “семь” в русской и китайской культурах. Предметом настоящего исследования является анализ и сопоставление пословиц, поговорок, фразеологизмов, устойчивых выражений, связанных с числом “семь” в двух куль...

Философско-религиозные обоснования болезней человека в медицине Древнего Китая

Древневосточная философия дает понять, что образование философских систем Древнего Китая оказало большое значение для возникновения врачевания. При рассмотрении философии и медицины в истории Древнего Китая следует обратить внимание на то, что эти дв...

Задать вопрос