Ключевые слова: ГК РФ, банкротство, несостоятельность, процедура банкротства, Объединенное кредитное бюро.
Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве). Иными словами, факт банкротства представляет собой наличие всех элементов юридического состава данного института, необходимых для наступления юридических последствий в виде признания лица несостоятельным арбитражным судом.
Данное определение применимо как к физическим, так и к юридическим лицам, поэтому в данной статье необходимо отразить специфику банкротства физического лица, что удобнее всего сделать в сравнении с юридическим лицом, как субъектом процедур банкротства.
Дело в том, что процедуры банкротства применительно к юридическим лицам первичной целью имеют соразмерное удовлетворение требований кредиторов, в то время как по отношению к гражданам и индивидуальным предпринимателям такие процедуры носят в первую очередь социально-реабилитационный характер. Это обусловлено тем, что физические лица отвечают по долгам собственным имуществом (ст. 24 ГК РФ), что не характерно для участников юридических лиц, которые если и отвечают по долгам юридического лица, то лишь солидарно (п. 1 ст. 87 ГК РФ) или субсидиарно (п. 1 ст. 75, п. 4 ст. 86.1, п. 2 ст. 106 ГК РФ, п. 6 ст. 113, п. 2 ст. 123.3, п. 3 ст. 128.8, п. 3 ст. 123.21, п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), в строго предусмотренных законом случаях. Это значит, что физические лица в процедуре банкротства больше нуждаются в защите со стороны закона, а потому и цели банкротства физических лиц ориентированы на поддержание добросовестного гражданина (лица, выступающего в гражданском обороте в собственном качестве) или ИП (лица, имеющего специальный статус профессионального участника рынка).
Интересным фактом является то, что в дореволюционном праве основным субъектом процедуры банкротства были именно физические лица. Впоследствии нормы о несостоятельности стали применяться и к юридическим лицам.
Возрождение института банкротства в российской правовой действительности связано с принятием Закона РСФСР «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 10 ноября 1992 года № 3929-I, который устанавливал возможность банкротства для юридических лиц, при этом совершенно не регламентируя банкротство граждан, будь то индивидуальные предприниматели или граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Даже в определении понятия «должник», которое давалось в преамбуле обозначенного Закона, понималось «предприятие, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами» [6].
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее также ГК РФ 1994 года, ГК 1994 года) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 30.11.1994) статьей 25 устанавливал банкротство индивидуального предпринимателя, без указания на возможность потребительского банкротства (банкротства лица, не являющегося предпринимателем). Самого порядка признания лица банкротом ни тогда, ни сейчас в ГК РФ не было и нет. Однако если сейчас это обусловлено наличием специального законодательства о банкротстве, то тогда институт банкротства нуждался в его детальной регламентации посредством дополнения ГК или принятия другого закона, устанавливающего соответствующие процедуры.
Федеральным законом от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон 1998 года) (глава IХ) было предусмотрено применение банкротства не только к юридическим лицам, но и ко всем категориям физических лиц: к индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также к гражданам, не являющимся таковыми. И Закон 1998 года вполне мог бы обеспечить правовое регулирование всех категорий физических лиц, которые могут рассматриваться в качестве субъектов процедуры банкротства, однако очень быстро обозначилась проблема. В заключительных положения пунктом 2 статьи 185 устанавливалось, что нормы о банкротстве граждан, не являющихся ИП, могут быть введены в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации. Как выяснилось ранее, ст. 25 ГК РФ 1994 года устанавливала возможность банкротства только индивидуальных предпринимателей (на данный момент внесены изменения в п. 1 ст. 25 ГК РФ, в которой в качестве субъектов несостоятельности (банкротов) теперь названы граждане (подразумевается, что субъектами банкротства может быть как лицо, имеющее статус ИП, так и лицо, не имеющее такой статус)).
Спустя четыре года указанная сфера законодательства вновь была обновлена Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который и действует сейчас с многочисленными поправками. На момент же принятия в него, по сути, были перенесены положения его предшественника 1998 года. При этом сохранялась прежняя проблема: положения о банкротстве гражданина вступали в силу после изменений соответствующих федеральных законов (ч. 2 ст. 231 Закона № 127). Но такие изменения не вносились.
Помимо данной проблемы, М. В. Телюкина так же считала значительным изъяном данного закона то, что к отношениям, связанным с несостоятельностью граждан, применялись правила, установленные гл. I — VIII Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (хотя в Законе 1998 года аналогичная норма также имелась). В своей работе автор рассуждает, что применение одних и тех же норм законодательства к субъектам с различным гражданско-правовым статусом невозможно, поскольку, во-первых, к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям как профессиональным участникам гражданского оборота «обычно предъявляются более строгие требования» [4, c. 118]. И, во-вторых, как справедливо замечает профессор Телюкина, ввиду отсутствия специальных процедур банкротства для физических лиц, «никто…не мог ответить на вопрос о порядке ликвидации должника-физического лица, признанного банкротом» [4, c. 119]. Поэтому применение норм о несостоятельности юридических лиц к физическим лицам не всегда представлялось технически осуществимым.
Между тем, необходимость в тщательной регламентации конкретно банкротства физических лиц оставалась.
Итак, институт несостоятельности (банкротства) физических лиц-непредпринимателей является новым для современного российского законодательства ввиду недавней его легализации в рамках внесения поправок Федеральным законом № 154-ФЗ от 29.06.2015 г. в Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Принципиальные новшества, направленные на детализацию и введение в действие норм, касающихся института банкротства должников-физических лиц, были внесены Федеральными законами от 29.12.2014 г. № 457-ФЗ и № 482-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.
Имеют место коренные изменения в правовой регламентации несостоятельности физических лиц. С 1 октября 2015 г. вступили в силу нормы § 1.1 гл. X «Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина» и ряд других новелл Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Положения § 1.1 содержат нормы, применимые лишь к физическим лицам, то есть они являются специальными. Но наряду с ними пунктом 1 статьи 213.1 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ устанавливается применение некоторых норм гл. I — III.1 (общие положения, положения о мерах по предупреждению банкротства, о порядке разбирательства дел о банкротстве в суде, об оспаривании сделок должника), VII (о конкурсном производстве), VIII (о мировом соглашении), § 7 гл. IX (об особенностях банкротства застройщиков) и § 2 гл. XI (об особенностях банкротства отсутствующего должника) ФЗ «О несостоятельности» в той части, которая не урегулирована § 1.1 ФЗ «О несостоятельности».
В отношении должников-индивидуальных предпринимателей положения, предусмотренные § 1.1 гл. X Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, применяются с учетом норм п. п. 4, 5 ст. 213.1 Закона о несостоятельности, а также § 2 названной главы, независимо от того, связаны ли обязательства, с неудовлетворением которых связано возбуждение дела о банкротстве, с осуществлением предпринимательской деятельности или нет.
Должно быть, целесообразно разобраться в социально-экономических причинах такого реформирования законодательства и предпосылках установления института несостоятельности для физических лиц. В первую очередь, рост количества потребительских кредитов увеличивает и численность граждан, неспособных к своевременному и полному удовлетворению требований кредиторов. Такая тенденция стимулирует к поиску оптимального выхода, а именно применению процедуры банкротства.
Если принять во внимание статистические данные и аналитику, предлагаемые Объединенным кредитным бюро [5], то, безусловно, приводимые цифры не оставят сомнений в необходимости подобного рода изменений в Законе о банкротстве.
Так, в первом квартале 2015 года отмечается «рекордное» повышение уровня просроченной задолженности. С начала этого года рост составил 1,96 % и к концу квартала достиг значения 17,62 %.
В другом исследовании (совместном для Объединенного Кредитного Бюро и проекта «Федресурс»), уже 2018 года, были проанализированы сведения о 56,7 млн. заемщиков с открытыми счетами, данные о которых имеются у Объединенного кредитного бюро, а также сообщения арбитражных управляющих о судебных решениях, предоставленные «Федресурсом».
На 1 января 2019 г. под действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» подпадали около 748,2 тыс. россиян или 1,3 % от общего числа заемщиков с открытыми счетами. По сравнению с прошлым годом количество потенциальных банкротов выросло на 6 %.
Количество граждан и ИП, в отношении которых проведена процедура реструктуризации долгов или реализация имущества в 2018 г. выросло на 47 % по сравнению с 2017 г.: с 29,8 до 44,0 тыс. человек, то есть почти в 1,5 раза.
Вероятно, можно сказать о том, что поправки к Закону о банкротстве в отношении физических лиц действуют и не были напрасными, поскольку позволяют должнику-физическому лицу освободиться от долгов (за исключением долгов личного характера, как, например, взыскание алиментов), а кредиторам — получить удовлетворение требований. Граждане пользуются новыми опциями, предоставляющими им легальную возможность выбраться из губительной «долговой ямы».
Между тем, в целях недопущения злоупотребления недобросовестными должниками процедурами банкротства для освобождения от долгов, Закон о несостоятельности предусматривает более серьезные последствия для повторного банкротства, о чем будет сказано в последней части данной работы.
Продолжая аргументацию тезиса о необходимости существования норм, устанавливающих и регламентирующих банкротство физических лиц, нельзя не обратить внимание и на то, что, во многих развитых странах, в частности, в Австралии, Канаде, США, Швеции, Германии, Франции, других странах, давно существуют нормы, устанавливающие правовое регулирование данного института [3]. Более того, процедуры банкротства часто используются указанными субъектами.
Из этого можно заключить, что в условиях современной экономики, учитывая рост потребительского кредитования, существование института банкротства физических лиц, в частности граждан, является необходимой «подушкой безопасности» как для должников, так и для кредиторов, способствующей не только разрешению «конфликта» между должником и кредитором, но и обеспечивающей стабильные рыночные отношения.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС КонсультантПлюс.
- Гуреев В. А. Банкротство физических лиц. Часть I. Основные изменения в законодательстве о несостоятельности (постатейный комментарий) под ред. Гуреева В. А. М.: «Российская газета», 2015. Выпуск 19 // СПС «КонсультантПлюс».
- Телюкина М. В. Основы конкурсного права. М.: Волтерс Клувер-2004. 560 с.
- Объединенное кредитное бюро // https://bki-okb.ru. URL: https://bki-okb.ru/corp/analitika (дата обращения: 05.04.2019).
- Закон РФ от 19.11.1992 N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 6.04.2019).