На нормальное функционирование деятельности различных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают влияние различные факторы, которые могут быть как внутренними, так и внешними. На режим и безопасность функционирования указанных органов может повлиять возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, обострение криминогенной и социальной обстановки в районе расположения того или иного органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, а также существенные недостатки в деятельности сами учреждений и органов. В настоящей статье предпринята попытка освятить основные проблемы обеспечения безопасности современной уголовно-исполнительной системы в России.
Ключевые слова: исправительное учреждение, безопасность, личная безопасность, обеспечение безопасности, внутренние и внешние угрозы безопасности, чрезвычайные обстоятельства, уголовно-исполнительная система.
The normal functioning of the activities of various bodies and institutions of the penal system is influenced by various factors, which can be either internal or external. The mode and safety of the functioning of these bodies can be affected by emergencies of a man-made and natural nature, aggravation of the criminal and social situation in the area of the location of a particular body or institution of the penal system, as well as significant shortcomings in the activities of the institutions and bodies themselves. This article attempts to illuminate the main problems of ensuring the security of the modern penal system in Russia.
Keywords: correctional institution, security, personal security, security, internal and external security threats, emergency, criminal justice system
Проблема безопасности появилась еще в глубокой древности и выражалась в особом общественном явлении, которое росло, укреплялось и расширялось по мере того, как для граждан возрастали опасности и угрозы со стороны внешних и внутренних врагов. Таким образом, обеспечение безопасности становится со временем одной из самых важных задач государства, общества и личности.
Как отмечает Демидов А. В., безопасность представляет собой одну их базовых потребностей и главную цель не только каждого человека в отдельности, но также и всего общества в целом. [3, с. 134]
Правоотношения, связанные с обеспечением безопасности возникают при наличии какой-либо опасности либо угрозы ее появления. При этом речь идет о таких угрозах, которые могут причинить вред объектам, находящимся под охраной. Угрозы безопасности действующей уголовно-исполнительной системы можно классифицировать на внешние угрозы и внутренние в зависимости от характера и места возникновения.
Под обеспечением безопасности действующей уголовно-исполнительной системы от различных внешних угроз принято понимать реализацию правовых норм, которые регулируют вопросы, связанные с защитой от разнообразных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всевозможных диверсий, эпидемий, нападений на органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, воздействий преступных сообществ, которые соей целью имеют дезорганизовать процесс исполнения уголовных наказаний и другие. В подобном случае безопасность уголовно-исполнительной системы осуществляется при помощи реализации норм различных отраслей отечественного права.
Как верно подчёркивает А. Г. Упоров, порядок возмещения вреда, причиненного при защите от различных внешних угроз, регулируется нормами гражданского права. Нормы административного права, в свою очередь, регулируют деятельность администрации органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в России. Что касается норм уголовного права, то они направлены, главным образом, на обеспечение безопасности действующей уголовно-исполнительной системы при помощи установления уголовной ответственности за совершение преступлений против подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, против личности самих работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, а также за отдельные действия, которые на какое-то время могут дезорганизовать деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. [6, с. 17]
При решении вопросов обеспечения внешней безопасности уголовно-исполнительной системы необходимо принимать во внимание, что данная система собой представляет специфический государственный механизм, в котором отражаются все происходящие в обществе процессы.
Итак, мы рассмотрении внешнюю безопасность уголовно- исполнительной системы. Что касается внутренней безопасности данной системы, то необходимо помнить, что она состоит в обеспечении защиты от угроз и опасностей, которые возникают в сами органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Правовое регулирование процесса обеспечения внутренней безопасности уголовно-исполнительной системы России осуществляется, главным образом, нормами уголовно-исполнительного и уголовного законодательства Российской Федерации.
Правовое регулирование процесса обеспечения внутренней безопасности уголовно-исполнительной системы России направлено на:
– предупреждение и устранение опасностей, которые были вызваны чрезвычайными обстоятельствами, возникшими на территории исправительных учреждений (например, произошедшим захватом заложников, групповыми неповиновениями или массовыми беспорядками и т. п.);
– нарушений работниками уголовно-исполнительной системы законности при исполнении наказаний;
– нарушений осужденными гражданами порядка и условий отбывания наказаний, которые были установлены в соответствующем органе или учреждении;
– пресечение противоправной деятельности лидеров преступных группировок осужденных. [6, с. 18]
Как подчеркивает А. И. Одинцов, в процессе исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы возникают общественные отношения различного плана, включая административно-правовые отношения, которые являются для государственного управления принято считать базовыми отношениями. В литературе встречается точка зрения (которую выражает, в частности, А. И. Одинцов), в соответствии с которой исполнение уголовных наказаний не следует смешивать с управлением. [5, с. 14]
Авторы, разделяющие данную позицию, считают, что административно-правовые отношения в деятельности исправительных органов и учреждений имеют место только при организации функционирования исправительных учреждений, а также в процессе прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
По мнению А. Г. Упорова, уголовно-исполнительная система современной России представляет собой структурный элемент исполнительной власти. В связи с этой особенностью для уголовно-исполнительной системы характерны специфические функции, которые реализуются в форме и посредством государственного управления. В связи с этим, качественно своеобразным является только содержание уголовно-исполнительных отношений, а формально анализируемые отношения реализуются в рамках государственного управления. В практике деятельности уголовно-исполнительной системы наглядно отражен факт, что закон не может быть реализован вне деятельности властных структур, применяющих его. [6, с. 17]
В связи с этим режим в исправительных учреждениях, который предусмотрен статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, [1] можно рассматривать в качестве административно-правового режима, включающего в себя следующие основные составляющие:
– во-первых, назначение режима исправительного учреждения, функции и требования данного режима;
– во-вторых, распределение полномочий между сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
– в-третьих, система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также особенности их взаимодействия и порядок функционирования указанных органов и учреждений;
– в-четвертых, специальные полномочия сотрудников учреждения, на территории которого действует режим исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, в части нормативного регулирования, осуществления надзора и контроля за мероприятиями и мерами, составляющими данный режим;
– в-пятых, определение специального статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы, являющихся непосредственными исполнителями рассматриваемого режима, издание соответствующих нормативных правовых актов;
– в-шестых, особенности и порядок финансирования режимных учреждений.
По мнению Л. В. Ложкиной и А. В. Чугунова, для того, чтобы устранить факторы, отрицательным образом воздействующие на обеспечение безопасности в исправительных органах и учреждениях, на современном этапе следует принять комплекс мер, направленных на совершенствование уголовно-исполнительной политики. Помимо этого, необходим также принять комплекс организационно-практических мер, направленных на укрепление режима исполнения и отбывания наказания в данных учреждениях и органах как основного механизма в деятельности по обеспечению безопасности. [4, с. 167]
Таким образом, проведенное исследование безопасности как объекта управления в уголовно-исполнительной системе позволило сделать следующие выводы.
Под обеспечением безопасности действующей уголовно-исполнительной системы от различных внешних угроз принято понимать реализацию правовых норм, которые регулируют вопросы, связанные с защитой от разнообразных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всевозможных диверсий, эпидемий, нападений на органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, воздействий преступных сообществ, которые соей целью имеют дезорганизовать процесс исполнения уголовных наказаний и другие. В подобном случае безопасность уголовно-исполнительной системы осуществляется при помощи реализации норм различных отраслей отечественного права.
Для того, чтобы устранить факторы, отрицательным образом воздействующие на обеспечение безопасности в исправительных органах и учреждениях, на современном этапе следует принять комплекс мер, направленных на совершенствование уголовно-исполнительной политики. Помимо этого, необходим также принять комплекс организационно-практических мер, направленных на укрепление режима исполнения и отбывания наказания в данных учреждениях и органах как основного механизма в деятельности по обеспечению безопасности
Литература:
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198.
- Гагулькин С. С., Пестряков А. В., Свиненков С. А. Проблемы обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — № 19. — С. 277–279.
- Демидов А. В. Сущность понятия «национальная безопасность», механизм его реализации (теоретико-правовой аспект) / А. В. Демидов // Экономические стратегии. 2013. -Т. 15. — № 6 (114). — С. 134–138.
- Ложкина Л. В., Чугунов А. В. Безопасность в исправительных учреждениях и факторы, негативно влияющие на ее состояние // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2013. — № 3. — С. 161–167.
- Одинцов А. И. Правовые и организационные основы информационного обеспечения управления в Федеральной службе исполнения наказаний. Рязань, 2008. — 226 с.
- Упоров А. Г. Безопасность как объект управления в уголовно — исполнительной системе / А. Г. Упоров // Уголовно-исполнительное право. 2015. — № 4 (22). — С. 17–25.