В статье рассматриваются этапы дизайн — проектирования корпоративного набора (КН) и основные понятия.
Ключевые слова: корпоративный набор, проектирование, концепция, предпроектный анализ, целевая аудитория, цели, задачи, разработка.
Необходимость подготовить профессиональных дизайнеров остро поставила проблему совершенствования процесса обучения и владением знаниями и навыками в области дизайн-проектирования. В процессе профессиональной подготовки графических дизайнеров необходимо обучение теоретических основ этапов дизайн-проектирования короративного набора (КН) [2;3].
Этапы проектирования корпоративного набора разделяют на три основных этапа:
- Предпроектный анализ:
– потребности фирмы;
– потребности целевой аудитории (клаузуры);
– изучение стандартов;
– аналитика (анализ собранной информации);
- Формирование концепции
- Этап разработки (непосредственное проетирование основных графических констант и носителей корпоративного набора):
– визуализация идеи;
– разработка графических элементов;
– разработка носителей корпоративного набора.
- Предпроектный анализ:
Предпроектный анализ — это этап системного комплексного подхода в дизайн-проектировании, включающий в себя анализ определенного собранного перечня информации о фирме, целевой аудитории и существующих теоретических основ по проектированию корпоративного набора, для формирования формально-образной композиции, концепции и контроля над реализацией проектного замысла.
Цель предпроектного анализа — поиск путей решения проблем и нужд пользователя для повышения потребительского качества продукта или услуги.
Задача предпроектного анализа — всестороннее изучение объекта дизайн-проектирования в соответствии с новыми техническими и технологическими возможностями, актуальными социальными и культурными задачами времени и жизненными потребностями.
Этот этап напрямую связан со сбором информации о потребностях фирмы, потребностях целевой аудитории, структурированием полученных данных, затем аналитикой, в процессе которой будут определены носители корпоративного набора и изучение стандартов для этих носителей. Предпроектный анализ нужен дизайнеру в процессе проектирования, так как без выяснения потребностей фирмы и целевой аудитории будет невозможно определить корпоративную графику, цвета и шрифты.
Стоить отметить, что на этапе предпроектного анализа не следует совершать поиск и анализ существующих проектных решений. Так как просмотрев аналоги дизайнер «связывает себе руки» и при проектировать будет опирается уже на существующие решения не предолгая свои.
На этой стадии предпроектного анализа нужно выяснить:
– должности сотрудников, что бы было ясно какая корпоративная одежда нужна;
– основные направления деятельности внутри фирмы и как они осуществляются, например: заключение договоров, проведение совещаний и конференций, работа с партнерами и т. д., что бы выяснить какие носители нужны и в каком формате. Например: письмо, заявка или договор в печатной форме или в электронной, если в печатной, то какими путями будет доходить до адресата, если курьером, то это один вариант конверта, если почтой то это другой.
Следующим этапом предпроектного анализа является работа с выяснением потребностей целевой аудитории. Характеристики целевой аудитории важны, чтобы найти правильный подход к определенному сегменту потребителей. Например, сленг, предназначенный для подростков, не поймут пенсионеры, а бизнесмены не будут умиляться фотографиям малышей в отличие от молодых мам. Необходимо подробное описание целевой аудитории: пол и возраст, увлечения, предпочтения. При проектировании корпоративного набора следует выделять две основные целевые аудитории это сотрудники и партнеры фирмы.
Основными методами выявления потребностей являются: анкетирование; интервьюирование.
– анкетирование — используется для изучения потребностей, предпочтений, требований, потребительских ниш.
– интервьюирование — используется, как правило, для изучения скрытых потребностей, предпочтений, требований, а также для изучения процесса пользования наряду с методами исследования поведения потребителя.
Предпроектный анализ определяет требования к будущему корпоративному набору из существующих так как каждый корпоративный набор индивидуален. Перед этапом формирования концепции необходимо визуализировать идею на бумаге в виде клаузуры и провести проверку.
Клаузура — это формально-образная композиция, целью которой является поиск пластики, цветового решения и их соотношения для будущего корпоративного набора. Цель выполнения клаузуры — поиск общей графической идеи дизайн-проекта.
Формально-образную композицию можно проверить, показав клаузуру группе людей (фокус группе), которые не видели его. И попросить их описать свои ассоциации и эмоции, которые появились, посмотревна композицию. Чем больше будет положительных отзывов, близкие к идее, тем выше будет вероятность, что цель выполнения клаузуры выполнена.
Изучение стандартов — изучение ГОСТов, ИСО и требований к использованию и расположению графических элементов на носителях корпоративного набора. Например: конверты и бланки для КН проектируются согласно установленного ГОСТа, так как являются частью делопроизводства; товарный знак имеет свои требования при проектировании и т. д.
Следующий шаг предпроектного анализа это — аналитика, заключается в сведение полученной информации о потребностях фирмы и потребностях целевой аудитории, позволяет выявить потребности в тех или иных носителях корпоративного набора. На этом этапе проектирования следует определиться с перечнем и количеством носителей для КН.
- Формирование концепции, один из основных этапов в дизайн проектировании. Концепцию необходимо фиксировать ввиде текса, следовать и не отходить от ее принципов в процессе проектирования корпоративного набора и его графических элементов. Концепция должна содержать в себе цели и задачи, обоснование разработанных цветов и пластического решения в корпоративной графике.
Концепция — (от лат. conceptio — понимание, система) — определенная трактовка какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет, сформулированное и руководящее понятие для систематического проектирования.
- Этап разработки (непосредственная работа над проектом)
Визуализация идеи. Этот этап начинается с пяти прилагательных, прежде чем приступать к эскизам. Нужно на основе информации полученной в ходе предпроектного анализа, дать характеристику будущему корпоративному набору пятью прилагательными. Например: компания которая производит бытовую технику «технологичная», «надежная», «современная», «сильная», «компактная».
Следующий шаг — поиск образа, клаузура — формально-образная композиция. Поиск образа по средствам линии и тона, в таком приеме осуществляется поиск характера и пластики всей графики будущего корпоративного набора; поиск цвета (цветовых сочетаний), введения цвета в тональную композицию, выбранную пластику;
В данном этапе важен поиск цвета и графики последовательно: сначало графика, выбор наиболее близкого решения, доработка и только потом ввод цвета и снова необходимые доработки. Следующим шагом на данном этапе проектирования — представления результатов поиска формально-образной композиции целевой аудитории (группе потенциальных потребителей товара или услуг фирмы). Проведение опроса, по результатам, которого выявляется характер ассоциаций у целевой группы, после просмотра формально-образной композиции. Если 60–70 % и более опрошенных выявили ассоциацию схожую с заложенных в нее смыслом, то можно считать найденную пластику и цветовое сочетание правильно найденной на начальном этапе поиска фирменной графики для корпоративного набора. Если 30–50 % и ниже опрошенных выявили ассоциацию схожую с заложенным в нее смыслом, то стоит продолжить поиск клаузуры.
Литература:
- Ажгихин С. Г. Проектирование фирменного стиля. Краснодар, 2010. С. 30–38.
- Ажгихин С. Г. Формирование технологических знаний студентов вузов в процессе обучения проектированию в графическом дизайне. Историческая и социально-образовательная мысль. № 3, 2011. С.39–43.
- Фисенко А. С., Ажгихин С. Г. Место дизайн-образования в социокультурном ландшафте. Дизайн-образование: проблемы и перспективы. Сб.науч.трудов. Краснодар, КубГУ. 2016. С. 353–357.