В статье будут рассмотрены защита и регулирование прав ребенка в международном праве. Путем анализа Международных правовых документов в области защиты прав детей, будут рассмотрены основополагающие права детей и общие принципы их защиты. Сейчас все мировое сообщество заинтересовано в решении проблем, связанных с защитой прав ребенка, это один из самых острых и спорных вопросов для исследования в международном праве, именно поэтому, для полного регулирования прав детей и предупреждения их нарушения, все мировое сообщество заинтересовано в развитии конкретно этой темы.
В этом можно убедиться, посмотрев сведения «Организации Объединенных Наций» (OOH), «Международной организации труда” (MOT), «Всемирной организации здравоохранения» (BОЗ), а также “международных неправительственных организаций, занятых и сфере регулирования и защиты прав ребенка». Исходя из исследований психологов сделаем вывод о том, что:
– во многих странах в школах, садах, и так далее дети и подростки все еще подвергаются насилию как с психологической, так и физической стороны, к тому же насилие исходит не только от сверстников, но и от взрослых;
– дети становятся жертвами «рабских отношений», иногда это происходит против воли ребенка;
– зачастую становятся жертвами торговли детьми;
– а также страдают от агрессии со стороны, которая может выражаться в форме буллинга, издевательств, насмешек и так далее.
Права ребенка находят свое выражение в соответствующих конвeнциях и декларaциях: Декларация прав ребенка (Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года); Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года) и так далее [2].
Нельзя не учитывать то, что ребенку, в силу своей физической, умственной и нравственно-моральной незрелости, необходимо находится под специальной охраной и заботой, которая включает в себя надлежащую прaвовую защиту как до, так и после его рождения.
В Конвенции дается легальное определение понятия «ребенок», от которого отталкиваются законодатели национального и международного права: ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1]. Необходимо отметить, что границы возраста, физическая и умственная состоятельность делают ребенка особым субъектом правоотношений, что в полном объеме отражается в его статусном положении.
Основополагающие права детей: право на жизнь, включая выживание и здоровое развитие(ст. 6); право на регистрацию после рождения, на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и получать от них заботу(ст. 7); право на сохранение индивидуальности, включая семейные связи(ст. 8); право на единство семьи и право на поддержание контактов с родителями, если это не противоречит интересам ребенка(ст. 9); право на воссоединение с семьей и выезд за пределы своей страны вместе с ней(ст. 10); право свободно выражать свои взгляды и быть заслушанным в ходе любой судебной или административной процедуры(ст. 11); право на образование(ст. 28); право на защиту от употребления наркотических средств (ст. 33) и др. [1]. Умаление или несоблюдение этих прав приводит к ответственности нарушителя.
Другими словами, государства-участники обязуются в полной мере обеспечить соблюдение закрепленных прав детей и использовать всевозможные меры для защиты этих прав. Одна из важнейших целей международного мирового сообщества выражается в качественном развитии ребенка, обеспечение его прав и интересов.
Международно-правовая основа защиты прав ребенка строится на основе не только принципов прав человека и гражданина, но и принципов исключительно касающихся правового положения ребенка, которые закреплены в Декларации прав человека.
Для счастливой жизни детей и предоставления им в полной мере всех прав в Декларации провозглашается единство следующих принципов:
- Ребенку принадлежат все права от рождения, в том числе право на имя и гражданство, неотъемлемые права любого государства.
- Обеспечение специальной охраны и определенных условий для развития детей с физической, морально-нравственной и психологической стороны.
- Каждый ребенок в равной степени может пользоваться социальным обеспечением и защитой, получения продовольствия, уход, заботу и медицинское обслуживание. Обеспечения многодетных и малоимущих семей. В том числе право на отдых и развлечения.
- Пресечение ущемления или принижения детей, являющихся неполноценными в силу физических, психических или социальных качеств. Такие дети должны получать особый режим содержания и развития.
- Обеспечение любви и заботы для полноценного развития ребенка как личности. То есть ребенка должны растить в любви и согласии, в моральном и материальном благополучии. В том числе дети не должны быть разлучены с матерью без достаточных на то оснований.
- Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, этобудет способствовать общему умственному и культурно-социальному развитию, что поможет воспитать полноценного члена общества, который будет приносить пользу.
- Ребенок первоочередно должен получать право на защиту и помощь.
- Ребенок должен тщательно охраняться небрежного и жестокого обращения, а также от разного рода угнетения. Дети, в том числе их ткани и органы, не должны быть объектом торговли. Нельзя их принять на работу, если они не достигли определенного возрастного предела, детям должны предоставляться специальные условия и временные рамки их работы, исключающие негативное влияние на здоровье, физическое, умственное и нравственно-моральное развитие.
- Пресечение угнетения и дискриминации со стороны расовых, культурно-религиозных и других различий детей. Сохранение нравственных устоев, развития терпимости, толерантности и дружбы народов мира; поощрение служения на благо мирового сообщества.
Таким образом, все вышеперечисленные принципы носят обязательный характер для всех стран-участниц международных отношений, именно эти принципы должны быть основой для развития такого субъекта права, как ребенок. Ведь только общими силами мирового сообщества можно достигнуть систематизации в обеспечении и охране прав детей.
Литература:
- Международная «Конвенция о правах ребенка» — Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года
- Сборник Международных договоров и деклараций по правам человека. ООН//Нью-Йорк, Женева, 2002 г.
- Декларация прав ребенка — Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59.