В статье рассматриваются механизмы и инструменты по достижению устойчивого развития на уровне отдельных регионов. В современных условиях нестабильности и неопределенности обостряется проблема сбалансированности различных сфер общественной жизни для обеспечения достойных условий жизни граждан, самостоятельности и конкурентоспособности регионов. Право выступает в качестве инструмента, обеспечивающего гармоничное и эффективное развитие государства в целом и регионов в частности.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, региональная политика, стабильность, стратегические цели государства, стратегическое планирование, устойчивое развитие.
Для правовой науки и других отраслевых областей знания важно понимание предпосылок становления и составляющих концепции устойчивого развития для её эффективной реализации, как на уровне государств, так и на уровне отдельно взятых регионов. Становление концепции связано с глобальными проблемами в экологической сфере, нестабильностью экономики, социальными проблемами.
В современных кризисных условиях концепция устойчивого развития является основным инструментом смягчения, предупреждения и устранения отрицательных последствий конфликта между различными сферами, гармонизации общественных отношений. Обеспечение устойчивости предполагает создание условий для оптимального развития социально-экономических и экологических отношений. Признание мировым сообществом концепции рассматривается в качестве одного из значимых результатов международного сотрудничества по существующим глобальным проблемам [1].
Устойчивое развитие региона — это процесс, ведущий к повышению уровня и качества жизни на основе рационального использования всего потенциала региона, включая географические особенности, а также свойства экономики, инфраструктуры, промышленности региона [6].
Определяющим фактором для обеспечения нормальных условий жизни населения, роста покупательной способности и повышения уровня жизни в целом является успешная экономическая политика. Ситуация в социальной сфере выступает мерой достигнутого уровня экономического развития. Поэтому развитие территории подразумевает процесс, при котором экономика обеспечивает социальные изменения в соответствии с целями, выработанными местным сообществом, не нанося при этом вреда окружающей среде.
В условиях разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти, вопросы управления качеством жизни населения в регионах решаются с учетом интересов государства, бизнеса и населения, устанавливая между ними систему партнерских отношений [2].
Сбалансированное социально-экономическое развитие российских регионов является основной задачей, стоящей перед органами государственной власти. Ее решение осложняется отсутствием устойчивости, связанным с негативным воздействием на природную окружающую среду. Проблема устойчивого развития субъектов РФ и муниципальных образований затрагивает ряд управленческих механизмов. В первую очередь это касается разработки и осуществления программ социально-экономического развития регионов. Отсутствие стабильной динамики осложняет процесс планирования и прогнозирования развития, особенно на долгосрочную перспективу [3].
Региональная политическая система является элементом национальной стратегии социально-экономического развития государства. Ввиду различных природных, географических, социально-экономических, демографических и других условий на территории Российской Федерации, унифицированный подход к регионам невозможен. Поэтому региональная политика направлена на развитие конкретной территории с учетом местных особенностей.
Региональное развитие должно быть направлено на достижение стратегической цели по обеспечению устойчивости региона с достижением высокого уровня и качества жизни населения [4].
Региональные органы власти обладают достаточно широким спектром средств, использование которых в практике регионального управления может значительно повысить устойчивость региональных систем. Среди таких механизмов приоритетное место занимают стратегическое планирование социально-экономического развития регионов, государственно-частное партнерство [5].
План стратегического регионального развития содержит цели и пути их достижения, анализ возможностей региона, обоснованные способы использования ресурсов и потенциала субъекта. Такой план представляет собой ориентир по взаимодействию властных структур региона и местного сообщества, направленному на решение существующих проблем и обеспечения устойчивости конкретной территории.
Понятие и механизмы государственно-частного партнерства достаточно давно укоренились в мировой практике привлечения частных компаний для долговременного финансирования и управления общественной инфраструктурой, включая широкий круг объектов — транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство территории, переработка мусора и т. п.
В самом общем смысле партнерство означает использование различных ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей. При этом привлекаемые из частного сектора ресурсы могут быть как финансовыми, так и нематериальными — модели управления или компетенции и навыки менеджеров [7].
Обеспечить эффективное партнерство бизнеса и власти возможно посредством создания комфортных условий для развития предпринимательской среды. Этому способствуют: формирование необходимой инфраструктуры; оказание финансовой поддержки (предоставление налоговых и иных льгот, финансирование проектов, содействие в получении средств); обеспечение консультационной помощи; привлечение инвестиций на территорию; содействие в поиске рынков сбыта и налаживании производственно-технологических связей [5].
Заключение. Говоря о региональной политике в области устойчивого развития, важно отметить, что она представляет собой элемент национальной стратегии развития государства, целью которой является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения. Сбалансированное развитие регионов — одна из ключевых задач, стоящих перед органами государственной власти.
Устойчивое развитие региона обеспечивается, прежде всего, равновесием между факторами социально-экономического и природно-экологического развития. Региональные органы власти обладают инструментами достижения устойчивости и сбалансированного развития субъекта, такими как стратегическое планирование и часто-государственное партнерство.
Литература:
- Выпханова Г. В. Понятие и правовое обеспечение концепции устойчивого развития // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2016. № 1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-pravovoe-obespechenie-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 20.12.2019).
- Герасикова Е. Н. Региональные аспекты управления качеством жизни населения в России // Universum: экономика и юриспруденция. 2019. № 1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-aspekty-upravleniya-kachestvom-zhizni-naseleniya-v-rossii (дата обращения: 19.12.2019).
- Калмыкова Л. Б. Оценка устойчивого социально-экономического развития региона с использованием коэффициентов эластичности // Статистика и экономика. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ustoychivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona-s-ispolzovaniem-koeffitsientov-elastichnosti (дата обращения: 19.12.2019).
- Неудахина Ю. Г. Обеспечение устойчивого развития как стратегическая цель региональной политики // УЭкС. 2011. № 27 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ustoychivogo-razvitiya-kak-strategicheskaya-tsel-regionalnoy-politiki (дата обращения: 12.12.2019).
- Петров А. М. Обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы региона в современных условиях // Региональное развитие. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ustoychivogo-razvitiya-sotsialno-ekonomicheskoy-sistemy-regiona-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 11.12.2019).
- Устойчивое развитие: как победить бедность и сохранить природные ресурсы URL: https://postnauka.ru/faq/72761 (дата обращения: 11.12.2019).
- Хуснутдинова С. Р., Рубцов В. А. Управление развитием территории на пути к устойчивому развитию // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2009. Т. 4. № 1 (11). С. 35–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12975178 (дата обращения: 18.12.2019).