Корпоративную социальную ответственность (КСО) можно определить, как «экономические, правовые, этические и дискреционные ожидания, которые общество имеет в отношении организаций в данный момент времени» [3, С. 129]. Концепция корпоративной социальной ответственности означает, что организации несут моральные, этические и благотворительные обязательства в дополнение к своим обязанностям по обеспечению справедливой прибыли для инвесторов и соблюдению закона.
Традиционный взгляд на корпорацию предполагает, что ее основная, если не единственная, ответственность лежит на ее владельцах или акционерах. Тем не менее, КСО требует от организаций принять более широкое представление о своих обязанностях, которое включает не только акционеров, но и многие другие группы интересов, в том числе сотрудников, поставщиков, клиентов, местные сообщества, местные органы власти, правительства штатов и федеральные органы власти, экологические группы и другие. группы с особыми интересами. В совокупности различные группы, затронутые действиями организации, называются «заинтересованными сторонами». Концепция заинтересованных сторон более подробно обсуждается в следующем разделе.
Корпоративная социальная ответственность связана, но не совпадает с деловой этикой. Хотя КСО охватывает экономические, юридические, этические и дискреционные обязанности организаций, деловая этика обычно фокусируется на моральных суждениях и поведении отдельных лиц и групп внутри организаций. Таким образом, изучение деловой этики можно рассматривать как компонент более широкого изучения корпоративной социальной ответственности.
Характер и масштабы корпоративной социальной ответственности со временем менялись. Концепция КСО является относительно новой — эта фраза широко используется только с 1960-х годов. Но, хотя экономические, правовые, этические и дискреционные ожидания, возлагаемые на организации, могут различаться, вероятно, верно сказать, что все общества в любой момент времени имели определенную степень ожидания того, что организации будут действовать ответственно, по определению.
В восемнадцатом веке великий экономист и философ Адам Смит выразил традиционную или классическую экономическую модель бизнеса. По сути, эта модель предполагала, что нужды и желания общества могут быть наилучшим образом удовлетворены беспрепятственным взаимодействием отдельных лиц и организаций на рынке. Действуя в корыстных целях, люди будут производить и поставлять товары и услуги, которые будут приносить им прибыль, а также удовлетворять потребности других. Точка зрения, высказанная Адамом Смитом более 200 лет назад, все еще лежит в основе экономики свободного рынка в XXI веке. Однако даже Смит признал, что свободный рынок не всегда работал идеально, и заявил, что участники рынка должны действовать честно и справедливо по отношению друг к другу, чтобы достичь идеалов свободного рынка.
В столетии после Адама Смита Промышленная революция способствовала радикальным изменениям, особенно в Европе и Соединенных Штатах. Многие из принципов, которые поддерживал Смит, были подтверждены, поскольку внедрение новых технологий позволило повысить эффективность производства товаров и услуг. Миллионы людей получили работу, которая платила больше, чем когда-либо прежде, и уровень жизни значительно улучшился.
Крупные организации развивались и приобретали великую власть, а их основатели и владельцы становились одними из самых богатых и влиятельных людей в мире. В конце девятнадцатого века многие из этих людей верили и практиковали философию, которая стала называться «социальным дарвинизмом», что в простой форме означает, что принципы естественного отбора и выживания наиболее приспособленных применимы к бизнесу и социальная политика. Такая философия оправдывала беспощадные, даже жестокие, конкурентные стратегии и не позволяла сильно беспокоиться о влиянии успешной корпорации на работников, общество или общество в целом.
Таким образом, хотя многие из великих магнатов конца девятнадцатого века были одними из величайших филантропов всех времен, их пожертвование делалось как отдельные лица, а не как представители их компаний. Действительно, в то время как многие из них отдавали миллионы долларов своих собственных денег, компании, которые делали их богатыми, практиковали методы ведения бизнеса, которые, по крайней мере по сегодняшним меркам, были эксплуатацией рабочих.
Примерно в начале двадцатого века реакция на крупные корпорации стала набирать обороты. Крупный бизнес подвергся критике за то, что он был слишком могущественным и занимался антисоциальными и антиконкурентными действиями. Законы и нормативные акты, такие как антимонопольный закон Шермана, были приняты, чтобы обуздать крупные корпорации и защитить работников, потребителей и общество в целом. Связанное с этим движение, иногда называемое «социальным Евангелием», защищало большее внимание рабочего класса и бедных. Рабочее движение также призывало к большей социальной отзывчивости со стороны бизнеса. Между 1900 и 1960 годами деловой мир постепенно начал брать на себя дополнительные обязанности, помимо получения прибыли и подчинения закону.
В 1960-х и 1970-х годах движение за гражданские права, защита прав потребителей и защита окружающей среды повлияли на ожидания общества в отношении бизнеса. Основываясь на общей идее о том, что люди с большой властью несут большую ответственность, многие призывали деловой мир быть более активным в прекращении создания социальных проблем и начале участия в решении социальных проблем. Многие юридические полномочия были наложены на бизнес, связанный с равными возможностями трудоустройства, безопасностью продукции, безопасностью работников и окружающей средой.
Кроме того, общество начало ожидать, что бизнес добровольно будет участвовать в решении социальных проблем, независимо от того, вызвали они проблемы или нет. Это было основано на мнении о том, что корпорации должны выходить за рамки своих экономических и юридических обязанностей и принимать на себя обязанности, связанные с улучшением жизни общества. Такой взгляд на корпоративную социальную ответственность является преобладающим во многих странах мира.
Таким образом, Ккрпорации занимаются широким спектром социальных вопросов и проблем, некоторые из которых напрямую связаны с их деятельностью, а некоторые нет. Исследования показывают, что те корпорации, которые развивают репутацию социально ответственных и этичных, имеют более высокий уровень производительности. Однако конечной мотивацией для корпораций практиковать социальную ответственность должна быть не финансовая, а моральная и этическая мотивация.
Литература:
- Беляева И. Ю. Корпоративная социальная ответственность: учебник / И. Ю. Беляева— Москва: КноРус, 2018. — 316 с.
- Божук, С. Г. Корпоративная социальная ответственность: учебник для академического бакалавриата / С. Г. Божук, В. В. Кулибанова, Т. Р. Тэор. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 226 с.
- Коротков Э. М. Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикум для академического бакалавриата / Э. М. Коротков [и др.]; под редакцией Э. М. Короткова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 429 с.
- Нехода Е. В., Чебодаева В. Ю. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 511–513.
- Царитова, К. Г. Корпоративная социальная ответственность в системе управления устойчивым развитием организации: учебное пособие / К. Г. Царитова— Москва: Русайнс, 2018. — 73 с.
- Шахназарян Б. А. Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентного преимущества предприятия / Б. А. Шахназарян, В. С. Тельных // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 1. — С. 73–75.