В данной статье рассмотрены этапы становления, формирования и особенности налогообложения в XIX веке. Продемонстрированы особенности налогообложения на определенных временных отрезках, которые пережило государство.
Ключевые слова: налоговая система, элементы налогообложения, подать, налог, сбор.
В начале XIX века доходы бюджета России формировались за счет налогов крепостного крестьянства. Основными поступлениями в бюджет являются: оброчный сбор, подушная подать, «питейный доход». За счет «питьевого дохода» в 60-е годы XIX века формировалось до 40 % всех доходов бюджета.
В царствование Александра I были реформированы следующие виды обложения: оброчный сбор, горная подать, гильдейский налог, пошлина с наследства, гербовый сбор, питейный налог, введен процентный налог на доходы от недвижимости, кибиточная подать, попудный налог на медь, существенному пересмотру подверглась система земских денежных и натуральных повинностей, реформирована система организации сбора налогов.
В 1810–1812 годах оброчный сбор получает название оброчная подать. Для целей налогообложения гильдейским сбором (податью) необходимо было изменить размер объявленного капитала, установленного для отнесения купцов к той или иной гильдии. К числу наиболее крупных мер по введению новых видов налогообложения в период правления Александра I относятся введение в 1812 г. процентного сбора с доходов от недвижимости.
В начале XIX века был осуществлен ряд реформ горного законодательства. На казенных землях можно было свободно заниматься поиском руды и возобновлять «тунележащие рудники», при условии обязательной доставки руды на казенные заводы. С 1812 года в России появляется частная золотопромышленность.
В 1817 году по инициативе министра финансов графа Гурьева был издан новый указ о питейном сборе, установивший оптовую государственную продажу вина, отданную в заведование казенных палат и уездных управлений.
Позже была введена гильдейская подать — начало регулярного торгово-промышленного налогообложения в России. В то же время купцы были освобождены от подушной подати.
Гильдейская реформа графа Канкрина в 1824 году фактически положила начало второму периоду в развитии налогообложения торговли и промышленности и сформировала условия для последующего перехода к промысловому обложению. Именно в этот период была введена патентная система налогообложения торговли и промыслов. [6, 67–70с.]
В царствование Николая I были введены акцизы на предметы массового потребления: табак, сахар, на свекло-сахарное производство.
В 1826 году по проекту графа Е. Ф. Канкрина восстановлен винный откуп.
В 1834 году по шоссе Санкт-Петербург-Москва был введен сбор за проезд. Осуществился ряд изменений с горной подати. Сборы взимались с пассажиров железных дорог и пароходных компаний. В разные годы были установлены паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов, а также введено налогообложение полисов по страхованию от пожара.
Во второй четверти XIX века в системе сбора горной подати был внесен ряд изменений. Значительное развитие золотопромышленности и выгоды, которые извлекали из нее промышленники, вызвали в 1840 г. увеличение налога на золото до 20 % и установление дополнительного 4-рублевого налога с фунта золота.
Графом Е. Ф. Канкрины был введен акциз на табак. В 1842 году гербовый сбор был увеличен.
В 1849 году вводится подвижная система взимания подати с золота. [8, 208–232с.]
В 1855 году на престол взошел Александр II. Его имя связано с наиболее значительными изменениями в экономической и политической жизни России в XIX веке. Одним из важнейших изменений была крестьянская реформа 1861 года.
В связи с проведением реформы в налоговой системе были внесены следующие основные изменения:
– изменена система сбора промыслового налога;
– введено земельное обложение;
– установлен подомовый налог;
– вводятся земские налоги и сборы.
В то же время сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушный налог, питейного и таможенного сборов, соляной налог, акциз на дрожжи, акциз на керосин, акциз на табак.
В 1862 году было объявлено о прекращении добычи и продажи соли. Государственные источники соли были переданы в частные руки, а доходы от продажи соли стали облагаться акцизом, что привело к повышению эффективности этого вида сбора.
Подомовой налог в России был введен в 1863 году в виде налога с недвижимого имущества. Жилые дома, фабрики, заводы, театры и бани подлежали обложению налогом.
В царствование Александра II наряду с прямыми государственными налогами была создана система земских (местных) налогов и сборов. Доходы от этих сборов шли на содержание земских органов самоуправления, полиции, школ, больниц.
Российско-турецкая компания дестабилизировала финансовую ситуацию в стране. В 1879 году было принято решение вернуться к подготовке реформы налоговой системы. Была создана новая налоговая комиссия, которая вносила предложения об отмене подушных налогов под председательством Министра финансов С. А. Грейга. В ходе ее работы был подготовлен проект о введении вместо подушной подати трех видов налога, которые применялись на все сословия: подоходный — в размере 3 % от доходов от денежного капитала, торговли, промыслов; личный — 1 руб. от всех лиц мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет; усадебного — от владельцев всех сословий. Однако это изменение не было осуществлено, поскольку оно не получило одобрения в правительственных кругах.
В период правления Александра II были проведены важные организационные мероприятия в сфере государственных доходов.
Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы промышленной революции и активизации рыночных отношений изменилось название и сущность главного прямого налога.
Годы правления императора Александра III ознаменовались значительными изменениями в российской истории налогов. Политическая реакция после убийства Александра II сказалась на финансовом состоянии страны.
Система пошлин с имущества, переходящих безвозмездными способами, была введена законом 15 июня 1882 года. Создание этой системы следует рассматривать как шаг к усилению обложения высших классов.
Налог на денежный капитал в России впервые был установлен законом 20 мая 1885 года. Ставка налога была установлена на уровне 5 %.
Объектами налогообложения являлись:
– доход от процентных ценных бумаг — государственных, общественных и частных всех видов;
– доходы от вкладов на счете и от других процентных вкладов в государственных банках, общественных акционерных, в обществах взаимного кредита и вообще в кредитных учреждениях, обязанных представлять отчетность.
В 1885 году подушный налог был отменен для всех податных сословий. В то же время земельные сборы с бывших казенных крестьян были увеличены на 45 % под предлогом перевода их с оброка на выкуп, а также был увеличен акциз на спирт. [2, 731–750с.]
И, наконец, последний император России, Николай II, во время своего правления обратил внимание на реформы, проводившиеся по инициативе таких государственных деятелей, как С. Витте и П. А. Столыпин.
Николай II издает три указа о сборе налогов.
В результате проведенных реформ удалось отказаться от отсталой средневековой формы — сословности обложения.
К концу XIX в. поступления от обложения всех слоев населения стали самыми значительными. Наиболее продуктивным в фискальном отношении стал прямой налог на предпринимательскую деятельность.
В 1895 году российская торговля и промышленность обеспечивали 45 % произведенного богатства России, но платили не более 3–4 % всех налоговых поступлений. Несмотря на то, что обложение торгово-промышленной деятельности после реформ 1885 и 1898 годов было введено подоходно-прогрессивное начало, предприниматели по-прежнему несли относительно небольшое налоговое бремя. [3]
Существенные изменения произошли и в системе косвенного обложения. Соляной налог, существовавший еще с феодальных времен, был отменен. Первое место среди косвенных налогов традиционно занимал питейный, который являлся самой крупной статьей доходной части государственного бюджета. Рядом с питейным налогом шел доход от таможенных пошлин по величине поступлений. Отличительной особенностью этой статьи дохода было то, что она почти целиком, начиная с 1877 г. поступала в золотом исчислении.
Другие акцизы за период с 1867 по 1897 год также имели устойчивую тенденцию к росту: поступления от акцизов на сахар выросли в 34 раза, на табак — в 5 раз.
Пошлины, выделяемые официальной статистикой в специальный отдел государственного бюджета и не считавшиеся налогами, традиционно были не самыми крупными, но достаточно стабильными источника дохода. Рост доходов от пошлин резко возрос в последние два десятилетия XIX века. Это было обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, двукратным общим повышением гербового сбора и увеличением сбора страховых взносов; во-вторых, установлением новых сборов — с имущества переходящих безмездными путями в 1882г. и с железнодорожного движения в 1879г.
Таким образом, основной причиной резкого скачка объема податных поступлений стала проводимая правительством политика высокого развития косвенного обложения.
Увеличение косвенного обложения, в конечном итоге, негативно сказалось на уровне жизни российского потребителя.
В Российской империи в конце XIX-начале XX века основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основных составляющих:
– основного сбора, который представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства;
– дополнительный сбор, который, в свою очередь, состоял из нескольких сборов, адресованных разным статусам юридических и физических лиц:
1) с акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:
а) налога с капитала;
б) процентного сбора с прибыли;
2) с прочих предприятий, не обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:
а) раскладочного сбора;
б) процентного сбора с прибыли, превышающей установленный минимум.
Ставки основного сбора были дифференцированы в зависимости от:
– местности (существовало пять классов местности в зависимости от степени развития в них торговли и промышленности);
– разряда коммерческого или промышленного предприятия.
До 1898г. разряд определялся числом помещений, числом входов, числом складов.
Позднее были введены дифференцированные критерии:
– для кредитных организаций — в зависимости от размера капитала;
– для страховых организаций — в зависимости от суммы страховых премий';
– для торговых акционерных предприятий — в зависимости от суммы капитала;
– для коммерческих неакционерных предприятий оклады устанавливались по пяти видам деятельности (оптовая, розничная, мелочная торговля, мелочные товары особо поименованные, развозной и разносный торг);
– для промышленных предприятий были установлены три разряда: в зависимости от количества работников.
Если не было четких признаков, по какой категории облагать налогом ту или иную деятельность, то налоговый оклад определялся по той категории, в которой цена свидетельства составляла бы не менее 5 % от обычного размера прибыли, установленной для раскладочного сбора.
В рамкахдополнительного сбора важную проблему на протяжении всего периода существования данного налога составлял раскладочный сбор.
От раскладочного сбора освобождались:
– вновь возникающие предприятия в течение первого года работы;
– предприятия, прибыль которых не превышала определенного минимума;
– личные промысловые занятия;
– некоторые другие.
Можно сделать выводы, что сложившаяся к концу XIX века налоговая система просуществовала без радикальных изменений вплоть до Первой мировой войны.
Первая мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, вызвав повышение общего уровня налогов в стране. Введены новые налоги:
– временный военный налог с проезжающих по железной дороге пассажиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным квитанциям грузов;
– налог на военную прибыль;
– специальный временный налог на русский хлопок;
– единовременный налог на телефоны;
– ряд других. [9, 88–114с.]
Несмотря на отсутствие подоходного налога, уже введенного в Европе, несомненным преимуществом российской налоговой системы, с точки зрения правительства, был устойчивый приток средств в бюджет. Прямые и косвенные налоги обеспечивали львиную долю государственных доходов, а финансовая стабилизация конца XIX века, в конечном счете, была достигнута именно за счет российского налогоплательщика.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изм. и доп. на 1 октября 2018 г. (+ сравнительная таблица изменений). — М.: Издательство Эксмо, 2018. — 1664с.
- Георгиев, В. А. История России XIX — начала XX века. — М.: Академия изд-во МГУ, 2011. — 864с.
- Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 353 с. — Серия: Профессиональное образование
- Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение. Учебник. — 7-е изд., пе-рераб. и доп. / / Н. В. Миляков. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 509с.
- Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 655 с.
- Перонко И. А. Формирование налоговой базы регионов в переходный период // Налоговый вестник. 2010. № 7. — С. 18–22.
- Поляка, Г. Б. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2013.—463с.
- Селезнева Н. Н. Налоги и налоговая система России / Н. Н. Селезнева. — М.: ЮНИТА-ДАНА, Закон и право, 2010–444с.
- Толкушкин А.В История налогов в России / А. В. Толкушкин. — М.: «Юристъ»,2001.-432с.
- Юткина Т. Ф. Налоги и Налогообложение. Учебник, изд. 2-е, перераб. и доп. / Т. Ф. Юткина. — М.: ИНФРА-М, 2011–576с.