В статье автор делится опытом применения метода проектов на уроках физики во время проведения лабораторных работ.
Ключевые слова: метод проектов, лабораторная работа, групповая работа.
Известно, что учащиеся усваивают 10 % того, что читают, 20 % того, что слышат, 30 % того, что видят, 50 % того, что видят и слышат, 90 % того, что говорят и делают. Конфуций подчеркнул: «Научить можно только через деятельность», а Зиммель, немецкий социолог, еще в начале XX утверждал: «Образованный человек — тот, кто знает, где найдет то, чего он не знает» [1] Современный мир требует от человека именно таких навыков. Поэтому, получается, что самые эффективные методы обучения те, которые побуждают к самостоятельной деятельности. Метод проектов как нельзя лучше подходит для формирования самостоятельности.
Метод проектов — это совокупность желаемых результатов, идей, гипотез для формирования творческого теоретического продукта. Это совокупность приемов, действий и процедур в определенной последовательности для решения поставленной задачи, лично значимой для обучающегося и оформленного в виде ожидаемого конечного продукта [2]. Проектная деятельность, проектная технология, метод проектов, по мнению большинства исследователей, эти понятия идентичны. Это один из способов (технологий) организации образовательного пространства по проектированию собственного исследования [3].
На уроках физики я использую метод проектов во время проведения лабораторных работ. Это целесообразно, так как структура такого урока соответствует этапам реализации метода проектов. Кроме того, отсутствие в школьной лаборатории оборудования в необходимом объеме стимулирует групповую работу. Чтобы оценить вклад каждого ученика в выполнение такой лабораторной работы, необходимо распределить роли. Лучше, если это делают сами дети.
Например, в 10 классе лабораторную работу № 3 «Оценка размеров молекулы масла» провожу по следующему сценарию. На этапе подготовки дети самостоятельно определяют тему и цели урока. На столе лежит оборудование, на партах тетради для лабораторных работ. Дети понимают, что у них лабораторная работа, а тему этой работы определяют исходя из того оборудования, которое приготовлено для них: кювета, стаканчик с моторным маслом, пипетка, электронные весы, тальк. С данным методом определения размеров молекулы теоретически десятиклассники ознакомились дома, потому с легкостью узнают по оборудованию тему урока.
Однако, количество оборудования ограничено, в частности, в школьной лаборатории всего 2 кюветы и 2 электронных весов. Поэтому, на этапе планирования, класс делится на две группы. Чтобы представления результатов не дублировали друг друга, одной из групп выдается задание определить размеры молекулы глицерина, а другой — машинного масла. Кому достанется, какое вещество определяем жеребьевкой. Дети самостоятельно разбиваются на две команды, распределяют роли:
– капитан (руководит ходом эксперимента),
– лаборант (проводит манипуляции, озвучивает величину измеренных величин),
– математики (выполняют расчеты, заполняют таблицы),
– журналист (делает фотографии хода эксперимента),
– IT-специалист (готовит презентацию),
– докладчик (защищает работу).
На этапе исследования, капитаны команд организуют команды, руководят ходом выполнения эксперимента, опираясь на различные источники информации: учебник, справочник, учителя. Организуют работу журналиста и математиков (рис.1).
Рис. 1. Организация работы группы
На этапе результатов математики комментируют заполнение таблицы, подводят итог, делают вывод (рис.2).
Рис. 2. Обработка результатов
На этапе представления IT-специалисты получают доступ к ПК, материалы журналистов, математиков. Создают презентацию в PowerPoint. Данная презентация является продуктом мини-проекта. Журналисты публично представляют проекты.
Этап представления не всегда удается провести в рамках урока. Это зависит от продуктивности класса. В случае, если на уроке ребята не успевают представить результаты к публичной защите, представление результатов проводим в рамках работы кружка «Физики-исследователи». Десятиклассники выступают перед школьниками среднего звена. Это, в некотором роде, можно отнести к профориентационной работе. Дети вдохновляют детей заниматься физикой.
На этапе оценки результатов происходит коллективное обсуждение и самооценка результатов выполнения мини-проекта.
Таким образом, метод «запомни и повтори» с готовой формулой я дополняю методом «поиска и проектирования», решения жизненных ситуаций. Тем самым формирую самостоятельность детей. Этот навык в будущем позволит им удачно социализироваться, добиться успеха в профессиональной деятельности.
Литература:
1. Афоризмы [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя — URL: http://si-sv.com/board/georg_zimmel/15–1-0–27 (дата обращения: 07.01.2020).
2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2005. — 272 с.
3. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ / В. С. Зайцев // Вестник Челябинского государственного университета, 2017. — № 6 — С.52–62.