Метод проектов на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 10.01.2020

Статья просмотрена: 720 раз

Библиографическое описание:

Фандеева, А. К. Метод проектов на уроках физики / А. К. Фандеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 420-422. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66136/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор делится опытом применения метода проектов на уроках физики во время проведения лабораторных работ.

Ключевые слова: метод проектов, лабораторная работа, групповая работа.

Известно, что учащиеся усваивают 10 % того, что читают, 20 % того, что слышат, 30 % того, что видят, 50 % того, что видят и слышат, 90 % того, что говорят и делают. Конфуций подчеркнул: «Научить можно только через деятельность», а Зиммель, немецкий социолог, еще в начале XX утверждал: «Образованный человек — тот, кто знает, где найдет то, чего он не знает» [1] Современный мир требует от человека именно таких навыков. Поэтому, получается, что самые эффективные методы обучения те, которые побуждают к самостоятельной деятельности. Метод проектов как нельзя лучше подходит для формирования самостоятельности.

Метод проектов — это совокупность желаемых результатов, идей, гипотез для формирования творческого теоретического продукта. Это совокупность приемов, действий и процедур в определенной последовательности для решения поставленной задачи, лично значимой для обучающегося и оформленного в виде ожидаемого конечного продукта [2]. Проектная деятельность, проектная технология, метод проектов, по мнению большинства исследователей, эти понятия идентичны. Это один из способов (технологий) организации образовательного пространства по проектированию собственного исследования [3].

На уроках физики я использую метод проектов во время проведения лабораторных работ. Это целесообразно, так как структура такого урока соответствует этапам реализации метода проектов. Кроме того, отсутствие в школьной лаборатории оборудования в необходимом объеме стимулирует групповую работу. Чтобы оценить вклад каждого ученика в выполнение такой лабораторной работы, необходимо распределить роли. Лучше, если это делают сами дети.

Например, в 10 классе лабораторную работу № 3 «Оценка размеров молекулы масла» провожу по следующему сценарию. На этапе подготовки дети самостоятельно определяют тему и цели урока. На столе лежит оборудование, на партах тетради для лабораторных работ. Дети понимают, что у них лабораторная работа, а тему этой работы определяют исходя из того оборудования, которое приготовлено для них: кювета, стаканчик с моторным маслом, пипетка, электронные весы, тальк. С данным методом определения размеров молекулы теоретически десятиклассники ознакомились дома, потому с легкостью узнают по оборудованию тему урока.

Однако, количество оборудования ограничено, в частности, в школьной лаборатории всего 2 кюветы и 2 электронных весов. Поэтому, на этапе планирования, класс делится на две группы. Чтобы представления результатов не дублировали друг друга, одной из групп выдается задание определить размеры молекулы глицерина, а другой — машинного масла. Кому достанется, какое вещество определяем жеребьевкой. Дети самостоятельно разбиваются на две команды, распределяют роли:

– капитан (руководит ходом эксперимента),

– лаборант (проводит манипуляции, озвучивает величину измеренных величин),

– математики (выполняют расчеты, заполняют таблицы),

– журналист (делает фотографии хода эксперимента),

– IT-специалист (готовит презентацию),

– докладчик (защищает работу).

На этапе исследования, капитаны команд организуют команды, руководят ходом выполнения эксперимента, опираясь на различные источники информации: учебник, справочник, учителя. Организуют работу журналиста и математиков (рис.1).

yw-swVs_Xlk.jpgAwwfwZI5yC8.jpg

Рис. 1. Организация работы группы

На этапе результатов математики комментируют заполнение таблицы, подводят итог, делают вывод (рис.2).

l3ORx3pcK8g.jpgrU-1F0ciyAo.jpg

Рис. 2. Обработка результатов

На этапе представления IT-специалисты получают доступ к ПК, материалы журналистов, математиков. Создают презентацию в PowerPoint. Данная презентация является продуктом мини-проекта. Журналисты публично представляют проекты.

Этап представления не всегда удается провести в рамках урока. Это зависит от продуктивности класса. В случае, если на уроке ребята не успевают представить результаты к публичной защите, представление результатов проводим в рамках работы кружка «Физики-исследователи». Десятиклассники выступают перед школьниками среднего звена. Это, в некотором роде, можно отнести к профориентационной работе. Дети вдохновляют детей заниматься физикой.

На этапе оценки результатов происходит коллективное обсуждение и самооценка результатов выполнения мини-проекта.

Таким образом, метод «запомни и повтори» с готовой формулой я дополняю методом «поиска и проектирования», решения жизненных ситуаций. Тем самым формирую самостоятельность детей. Этот навык в будущем позволит им удачно социализироваться, добиться успеха в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Афоризмы [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя — URL: http://si-sv.com/board/georg_zimmel/15–1-0–27 (дата обращения: 07.01.2020).

2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2005. — 272 с.

3. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ / В. С. Зайцев // Вестник Челябинского государственного университета, 2017. — № 6 — С.52–62.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, лабораторная работа, время проведения, групповая работа, представление результатов, работа, ребенок, урок физики, этап представления.


Похожие статьи

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Использование метода проектов на уроках английского языка в современной школе

В статье автор исследует аспекты использования метода проектов на уроках английского языка.

Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике

В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мульти...

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов

В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии

В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.

Похожие статьи

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Использование метода проектов на уроках английского языка в современной школе

В статье автор исследует аспекты использования метода проектов на уроках английского языка.

Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике

В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мульти...

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов

В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии

В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.

Задать вопрос