Доклад знакомит с исследованием, в котором описаны способы определения уровня физической подготовки у учащихся 7–18 лет. Данная тема, позволит оценить свойства ваших учащихся в бытовых условиях. Прочитав ее, вы сможете правильно построить занятие и не допускать ошибок в дозировании нагрузок.
Ключевые слова: спорт, нагрузка, дозировка, изотон.
The report introduces the research of methods to determine the fitness level among 7–18 years-old students. This study assesses the physical characteristics of students in domestic conditions. The article is of great help to make a lesson-plan and avoid mistakes of physical therapy.
Keywords: sport, dosage, isoton.
В нынешнее время мы очень редко задаемся вопросом — «На что мы способны?», «Какой силой мы обладаем?». Ответив на эти и ряд других вопросов, мы сможем сформулировать правильный подход к занятиям. Каждая тренировка — уникальна, спортсмен задействует не только мышцы во время занятий, но и философию, которую он вкладывает в каждое упражнение. Спортсмен ставит перед собой цель, и ищет всевозможные пути достижения, используя при этом разновидные системы тренировок. Так же, как и спортсмены, которые выступают на профессиональном уровне, этим занимаются учащиеся образовательных учреждений. Но в отличие от высококлассных спортсменов, учащимся тяжело сформулировать цели и задачи на уроке или на тренировке, потому что они не могут ответить на вопрос: «На что мы способны?». Именно об этом мы и поговорим.
Актуальностью доклада является то, что дети ни в первом, ни в одиннадцатом классе не умеют ставить правильную дозировку на занятия.
Целью доклада является:
- Повышение качества здоровья учащихся
- Обучение правильному распределению сил во время занятий
Задачами являются:
- Исследовать правильность распределения нагрузки
- Разработать объективную оценку качества физической подготовки у учащихся образовательных учреждений
- Историческая сторона вопроса
Еще в древней Спарте детей в возрасте семи лет забирали в специализированные военные лагеря, где они в течении 10 лет учились обращаться с оружием и занимались спортом. Система таких испытаний называлась агогэ[1]. Даже несмотря на то, что данная система подразумевала насилие, считается, что именно благодаря такой системе воспитания у спартанцев были лучшие войска. Этим оправдан и тот факт, что спартанские воины участвовали в сражениях даже будучи в возрасте сорока и пятидесяти лет.
Но время шло, и уже в средневековье у рыцарей появились новые виды тренировок, которые не подразумевали насилие. Воины совершенствовали свое мастерство на тренировочной площадке, куда ставили деревянный столб с мишенью и отрабатывали стрельбу из лука и удары мечом. Особое внимание уделялось физической развитости, т. к. рыцари носили доспехи, вес которых достигал 22,7–29,5 килограмма; шлема — от 2,3 до 5,5 килограмма.
Прогресс не стоял на месте, в наше время есть множество видов и программ тренировок. Некоторые из них менее известные, другие пользуются мировой популярностью.
- Способы оценки качества физической подготовки
Сегодня современные технологии шагнули далеко вперед. Определив пульс у учащегося, мы сможем определить, какие процессы происходят в организме в данный момент. Разобьем наших учащихся на 2 категории:
1) Это учащиеся 1–9 классов (7–15 лет),
2) Учащиеся старшего звена (16–18 лет).
Уровень физической подготовки у первого звена можно определить, проведя у них тест, под названием — проба Руфье[2]. Перед началом данного теста, учащимся следует сесть на стул и подождать 5 минут в положении покоя, затем замерить пульс в течение 15 секунд и записать результат. После этого, следует сделать 30 приседаний в течение 45 секунд, затем опять сесть на стул и замерить пульс в течение 15 секунд, результат записать. Далее — отдых 1 минута. После истечении времени отдыха следует в крайний раз замерить пульс так же в течении 15 секунд. И так, у нас получилось 3 значения: 1) пульс в состоянии покоя (P1), 2) во время работы (P2) и результат после периода восстановления (P3). Получив эти три значения, мы можем определить уровень физической подготовки у учащихся по формуле индекс Руфье = 4 x (P1 + P2 + P3) — 200 / 10. Оценка результатов пробы Руфье по разным возрастным группам приведена в таблице 1.
Таблица 1
Значение Пробы Руфье взависимости от возраста
Оценка ирезультаты |
15 лет и > |
13–14 лет |
11–12 лет |
9–10 лет |
7–8 лет |
Неуд. |
15 |
16,5 |
18 |
19,5 |
21 |
Слабая |
11–15 |
12,5–16,5 |
14–18 |
15,5–19,5 |
17–21 |
Удовл. |
6–10 |
7,5–11,5 |
9–11 |
10,5–14,5 |
12–16 |
Хорошая |
0,5–5 |
2–6,5 |
3,5–8 |
5–9,5 |
6,5–11 |
Отличная |
0 |
1,5 |
3 |
4,5 |
6 |
Для определения уровня нагрузки у второго звена нам понадобится пульсометр. С помощью него мы сможем определить, в какой именно стадии занимается учащийся: аэробной или анаэробной. Аэробное упражнение — любой вид физического упражнения относительно низкой интенсивности, где кислород используется как основной источник энергии для поддержания мышечной двигательной деятельности. Анаэробное упражнение — в этом виде двигательной деятельности энергия вырабатывается за счёт быстрого химического распада «топливных» веществ в мышцах без участия кислорода. Этот способ срабатывает мгновенно, но быстро истощает запасы готового «топлива» (0,5–1,5 мин), после чего запускается механизм аэробной выработки энергии. В чем же различие этих двух видов нагрузок? Аэробные нагрузки начинаются при ЧСС от 120 до 140 ударов в минуту, анаэробные от 160 до 180. Все что варьируется от 160 до 180 — это смежный режим. Во время аэробных упражнений, идет в основном жиросжигательный процесс в организме, в то время как в анаэробном, идет рост и укрепление мускулатуры.
Попробуем вывести учащегося в анаэробный режим. Для этого мы будем использовать систему «изотон». Изотон — это научно обоснованная оздоровительная система, разработанная Виктором Селуяновым и соавторами в 1992г. Рекомендуется выполнять подходы 30/30: 30 секунд выполняем упражнение, затем 30 секунд отдыхаем. Упражнения следует выполнять по три-четыре подхода. Мы будет использовать бурпи. Это упражнение, очень развито в функциональном многоборье. Это позволит нам дать объективную оценку, так как в данном упражнении задействовано около 90 процентов тела. Учащийся будет выполнять вышеперечисленные условия, и после последнего подхода ему будет предложено замерить пульс. Получив результат, мы сможем оценить работоспособность сердца и определить режим, в котором занимался учащийся, чтобы выстроить занятие, которое будет соответствовать ФГОС[3].
- Вывод
Проведя исследование в области оценки качества подготовки учащихся 1–9 и 10–11 классов, мы сможет определить их уровень подготовки и выбрать правильную дозировку.
Способы регулирования физической нагрузки должны быть подобранны в зависимости от интенсивности и сложности нагрузки. Одним из наиболее удобных показателей для определения интенсивности нагрузки служит частота сердечных сокращений. Можно сделать вывод, что специалисты различно объясняют некоторые вопросы, но все приходят примерно к единому выводу: при занятии физическими упражнениями и спортом необходимо строго определять и контролировать нагрузку, планировать тренировочный процесс, а также сочетать нагрузку с различными интервалами отдыха для получения оптимальных результатов. Проанализировав и рассмотрев, как влияют полученные знания на организм человека, мы пришли к выводу, что эти знания нужны в практике физического воспитания, чтобы не допустить получение травм и ущерба здоровья организма.
Данные знания помогут нам предупредить и снизить риск получения травм и повысить качество здоровья обучающихся. Кроме того, мы сможем правильно построить занятие. В зависимости от интенсивности и сложности упражнений должны быть подобраны способы регулирования физической нагрузки, одним из наиболее удобных показателей для определения этого служит частота сердечных сокращений. По ФГОС мы должны ставить цели и задачи на каждый урок. Так вот, не узнав на что мы способны, мы не сможем ответить ни на первый, ни на второй вопрос.
Литература:
- Картледж П. Спартанцы: Герои, изменившие ход истории; Фермопилы: Битва, изменившая ход истории. М.: Эксмо, 2009. — 528 с.
- Очерки по истории физической культуры. Под ред. Е. Н. Петрова. М., 1938
- Аулик И. А. Как определить тренированность спортсмена. — М.: ФиС, 1997.
- Селуянов В. Н. Изотон (основы теории оздоровительной физической культуры) / Селуянов В. Н., Сарсания С. К., Мякинченко Е. Б. // Учебное пособие для инструкторов оздоровительной физической культуры. М., 1995. -33 с.
[1]А́гогэ (что значит «увод», «унесение») — система гражданского воспитания спартанских мальчиков в VIII—IV вв. до н. э.
[2]Проба Руфье представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.
[3]Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.