В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной элемент для успешного консультирования.
Ключевые слова: дивергентное мышление, депрессия, алгоритм консультирование, ошибка хайндсайта, негативное контрфактическое моделирование.
В самом общем понятии дивергентное мышление есть креативность. Данный термин впервые использовал Дж. Гилфорд в своей речи, когда его выбрали президентом ассоциации американских психологов в 1949 г. Если углубиться в терминологию, то дивергентное мышление это мышление способствующие находить множество разных вариантов для решения поставленной задачи на основе однозначных данных.
Изначально дивергентное мышление было выведено именно с целью обособления от конвергентного мышления. Так, дивергентное мышление приравнивается к креативности и выступает как одно из видов творческого мышления. В тоже время конвергентное мышление тождественно логике и выступает как одно из видов линейного или логического мышления.
Депрессия —— в психологии аффективное состояние, характерное отрицательным эмоциональным фоном, изменениями сферы мотивационной, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. (С. Ю. Головин Словарь практического психолога)
Прежде чем выстраивать консультирование необходимо распределить поле или зону компетенций. Так в этой статье мы рассматриваем компетенции педагога-психолога. Исходя из этого, определяем дальнейший план действий.
Представлен следующий список, который характеризует депрессивный эпизод по DSM-5:
– Подавленное настроение, которое не зависит от обстоятельств
– Нарушение сна (бессонница или гиперсомния);
– Значительная потеря веса при отсутствии диеты;
– Значительно сниженный интерес или потеря удовольствия ко всей или почти всей деятельности;
– Уменьшенная способность концентрироваться, мыслить, либо нерешительность;
– Психомоторная ажитация или замедленная двигательная и умственная деятельность;
– Чувство никчёмности или чрезмерной вины;
– Усталость или потеря энергии;
– Периодические мысли о смерти, повторяющиеся суицидальные мысли без конкретного плана, либо попытки самоубийства или конкретный план совершения самоубийства.
Если вы обнаруживаете минимум 5 признаков из этого списка у подростка, то необходимо его перенаправить психиатру. Решать эту проблему самостоятельно не в компетенциях педагога-психолога!
Иначе обстоит дело, если мы имеем дело с депрессивным настроением. Мы можем иметь схожую картину как при психическом расстройстве, но главным отличием будет длительность. Таким образом, при депрессии, которая длиться долговременно, обычно не менее 2-х недель, мы имеем дело с психическим расстройством. В случаи колебательного характера депрессии мы имеем дело с депрессивным настроением.
Формы
Индивидуальная — подразумевает непосредственный контакт психолог — клиент без третьих лиц. Наиболее распространённый вид психологической помощи. Условно данную форму консультирования можно разделить на две составляющие:
– Очное
– Заочное (онлайн консультирование)
Групповая — работа психолога с группой людей (бывает работа нескольких психологов). Данную форму работы часто используют в США. Наиболее яркий пример в нашей стране — это программа «12 шагов».
Смешанная — данную форму чаще относят как вид групповой работы, однако мы отметим её как самостоятельную форму психологического консультирования. Представляет собой работу на начальных этапах как индивидуальную, после чего клиент подчёркивает свою готовность к переходу к групповой форме.
Алгоритм
Алгоритмов консультирования достаточно много. Для индивидуальной формы можно воспользоваться алгоритмом построения консультирования Р. Кочюнас [3, с. 195–199]. Однако, по нашему мнению, индивидуальная форма работы по большой части присуща психотерапевтам и психиатрам. А вот групповая и смешенная как раз подходит психологам-педагогам больше, поэтому подробнее остановимся на этих формах работы. Наибольший интерес привлёк алгоритм консультирования предложенный Stephen E. Brock (1998). Он разработал специальную программу для группового занятия, направленную на преодоление депрессивных состояний, вызванных общими для подростков травматическими событиями. Работа в группах началась не сразу после травмирующего события, а только тогда, когда подростки были готовы о ней разговаривать. Занятия проводились регулярно по 3 часа с утра в группе из 15–30 человек. Работа проходила в 6 этапов:
1) Знакомство и установление доверительного контакта (15 мин).
2) Сбор фактов, данных по случившемуся и информированность всех участников о них (таким образом, ситуация, казавшаяся раньше подросткам неопределенной, становится понятной) (30 мин).
3) Обмен эмоциональным опытом — здесь главная цель, чтобы подросток смог выразить то, что он пережил, что он чувствует (если вербальная форма оказывается сложной, можно использовать рисование, игру, лепку и т. п.) (45 мин).
4) Подростки проигрывают вместе проблемные ситуации, то, что их беспокоит. Главное, чтобы они пережили этот опыт вместе, а не оставались с ним наедине (30 мин).
5) Обретение чувства контроля над ситуацией. Подростки предлагают варианты выхода из подобной ситуации, как можно с ней справиться (60 мин).
6) Заключение (30 мин).
В подобном роде занятий очень важно дать почувствовать детям, что они не одни, что кого-то тоже могут волновать те же проблемы. В парах дети совместно переживают эмоциональный опыт для решения проблемных ситуаций, для этого используются некоторые виды игровой активности.
Коррекционная работа с депрессивными подростками во многом основывается на когнитивно-бихевиоральной терапии. Основатели этого направления Аарон Бек и Альберт Эллис предположили, что эмоциональное благополучие человека в первую очередь определяется тем, что он думает. А способность думать относится к мышлению. Таким образом, у нас получается связка депрессии и дивергенции. С одной стороны целью когнитивно-бихевиоральной терапии стало сознательно изменить то, что человек в состоянии депрессии, беспомощности думает о своих неудачах и поражениях, а с другой стороны дивергентное мышление, которое тождественно креативности, может как раз и изменить эти депрессивные когниции. Под когницией в данном случаи стоит понимать познавательный процесс или совокупность психических процессов Т. В. Жеребило [2].
Есть очень интересный эксперимент проведённый Richard Wiseman по выявлению удачи и неудачи. Суть его заключается в том, что неудачливые люди очень часто являются пессимистами. Они сильно фокусируется на задаче и не видят возможности. Более того даже при победах неудачливые люди (они себя сами таковыми считают) не становится счастливыми. В то время как удачливые люди считают себя более счастливыми. И дело не в том, что первым не везёт, а вторые «любимчики небес». Всё дело в так называемом контрфактическом моделировании. То есть это такое моделирование, в котором люди представляют: «что бы могло случится если…». И не удачливые люди склоны строить контрфактическое моделирование в негативизме. Они мыслят: «что если бы я сделал так, то получил бы результат лучше, ведь это было так очевидно». У тех людей кто считает себя счастливыми, мысль протекает по-иному: «хорошо, что я сделал так, ведь могло быть хуже». Разница этих двух мыслей в то, что в первом случаи допускается ошибка хайндсайта.
Ошибка хайндсайта когда человек склонен воспринимать события, которые уже произошли, или факты, которые уже были установлены, как очевидные и предсказуемые, несмотря на отсутствие достаточной первоначальной информации для их предсказания.
Что бы уменьшит ошибку хайндсайта нужно рассмотреть возможные альтернативные объяснения событий. То есть необходимо дивергентное мышление.
Таким образом, в заключение можно сказать, что, развивая дивергентное мышление можно преодолеть ошибку хайндсайта, тем самым уменьшив «неправильную» когницию, которая в свою очередь приводить к ошибке моделирования и к депрессии впоследствии. Для наглядности представим схему:
Важно отметить, что в процессе консультирования депрессивного подростка недостаточно просто ввести упражнения по развитию дивергентного мышления. Необходимо научить подростка применять данный вид мышления. Для этого можно воспользоваться в индивидуальной работе элементами психоанализа. Возвращаясь в прошлые ситуации рассматривать разные пути решения возникшей проблемы. В групповой форме можно воспользоваться алгоритмом предложенный Stephen E. Brock и на 5 этапе группой обсудить проблему и пути выхода из неё. Таким образом можно научить подростка рассматривать проблему со всех сторон и тем самым уменьшить ошибку хайндсайта.
Литература:
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога — М.: Харвест, 1998. — 301 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433 — 457.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования — М.: Академический проект, 1999. — 240 с.
- Словарь лингвистических терминов: Изд.5-е,испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т. В. Жеребило. 2010.
- Wiseman, R. (2003). The Luck Factor. London, UK: Random House