В статье рассматриваются вопросы тюремной реформы в Российской империи во второй половине XIX века и их влияние на повседневность женщин-заключённых: бытовые условия, одежду арестанток, обучение и образование, а также трудовую деятельность. Большое внимание уделено работе Главного тюремного управления и Дамского Попечительного о тюрьмах Комитета.
Ключевые слова: женщины-заключённые, тюремная реформа, Главное тюремное управление.
The article discusses the issues of prison reform in the Russian Empire in the second half of the 19th century and their impact on the daily lives of women prisoners: living conditions, clothes of prisoners, education, and also labor activity. Much attention is paid to the work of the Main Prison Directorate and the Ladies Guardian on Prisons of the Committee.
Key words: female prisoners, prison reform, General Prison Directorate.
Вторая половина XIX в. — это время широкомасштабных, кардинальных перемен в социально-экономической и политической жизни Российской империи. Реформирование пенитенциарной системы занимает важное место среди реформ Александра II. Научно-практический интерес к этой теме растёт, так как современные процессы реформирования тюрем делают крайне актуальным обращение к вопросу истории развития пенитенциарной системы Российской империи в пореформенный период.
Пенитенциарная реформа была объективно необходима. Вопрос об организации достаточного числа тюрем стоял крайне остро в связи с отменой крепостного права и введением судебной ответственности для крестьян, а также в связи с проведением всей судебной реформы. Существенно выросла преступность среди молодёжи и женщин, что может объясниться их желанием освободиться от контроля со стороны мужчин, постепенным разрушением патриархальных отношений. Однако, женская преступность была ниже, чем среди мужчин. С 1834 по 1913 год доля женщин среди правонарушителей возросла с 11 до 15 % [8, c. 328].
Также необходимость тюремных преобразований была связана и с потребностью общества в гуманизации жизни в целом, что стало отчетливо ощутимо после проведения реформ Александра II [9, c.55]. Систему исполнения наказаний необходимо было приспособить к изменившимся общественным реалиям.
Ряд ведомственных и межведомственных комиссий занимались длительной подготовкой к проведению реформы, которая проходила поэтапно. В процессе подготовки к тюремной реформе происходило изучение и обобщение пенитенциарного опыта США, Ирландии, Англии, Швейцарии, Бельгии, Германии, Швеции, Франции и др. [13, с. 11].
Решение о необходимости изменения существующей тюремной системы 12 августа 1862 года принял Государственный совет. Государственный совет предложил: предоставить министру внутренних дел озаботиться составлением смет и приисканием средств к устройству новых и усовершенствованию прежних мест заключения, и поручить тому же министру сообразить, в какой степени местные учреждения могут принять участие по предмету устройства мест заключения [12, с.99].
Причиной проведения реформы стало негативное влияние тюремного быта на заключённых, о чём писал Д. В. Коломенцев: «Одним из основных способов нравственного исправления арестантов, предписанных статьей 54 Устава о содержащихся под стражей, являлось правильное размещение заключенных, соблюдение ими правил христианского благочестия, занятие арестантов работами, снабжение мест заключения книгами святого писания и духовно-нравственного содержания, а также наказание буйствующих и непокорных. Однако массовые беспорядки в местах заключений и случаи посягательств на жизнь тюремных служителей заставили правительство понимать, что утвержденная законом цель учреждения исправительных заведений не только не достигалась, а наоборот, многие из них служили школами разврата и всевозможных пороков и преступлений. Содержащиеся в местах заключения арестанты вместо исправления подвергались окончательной порче» [6, с.17].
Ужасающих размеров достигала переполненность мест заключения. Особенно переполнены были срочные тюрьмы, в которых сверх нормы допустимого лимита содержалось 37 % арестантов [16, c.6]. Вследствие этого часто возникала другая проблема, которая напрямую касалась женщин-заключённых — это совместное заключение мужчин и женщин, что нередко приводило к сексуальному насилию.
Скученность и недостаток в тюремных помещениях были важнейшими проблемами мест заключения и также стали одними из причин проведения реформы: «Относительно немногочисленные, в основном устаревшей конструкции, тюремные учреждения с примитивно организованным хозяйством и бытом не готовы были принять и разместить хлынувший в них людской поток. Решая эту проблему в период с 1879 по 1889 гг., царское правительство выделило около 7,5 млн. руб. на постройку новых и переоборудование старых мест заключения, и за этот период было построено 11 новых и отремонтировано 57 старых тюремных зданий, однако к 1880 г. на 76090 арестантских мест приходилось 94769 заключенных — на 24 % больше нормы. В отдельных тюрьмах переполнение достигало пятикратного уровня. Несмотря на острую необходимость переустройства, расширения и улучшения тюремных зданий денежные средства, выделяемые правительством на эти цели, не соответствовали расчетам Главного тюремного управления. Правительство проводило жесткую линию по экономии расходов на содержание заключенных: постоянно сокращались ассигнования не только на ремонт и расширение тюрем, но и на питание арестантов и обеспечение их одеждой» [10.– c.78].
Департамент исполнительной полиции Министерства внутренних дел ведал управлением местами заключения накануне реформы, однако помимо этого он имел еще много других обязанностей, поэтому тюрьмам не уделялось необходимого внимания. Практически полностью отсутствовала система губернского и ведомственного контроля, что привело к участившимся случаям массовых беспорядков и неповиновения осужденных в тюрьмах [6, с.14]. Становилось очевидным, что нужен специальный орган, который бы централизовал управление пенитенциарными учреждениями — таким органом стало Главное тюремное управление.
Образованное 27 февраля 1879 г. Главное тюремное управление было высшей инстанцией, контролирующей органы тюремного ведомства на местах и наделенное распорядительными полномочиями. Все места заключения гражданского ведомства, арестантская пересыльная часть, приюты для несовершеннолетних с самого начала относились к компетенции Главного тюремного управления, но некоторые вопросы, в частности ссылки, содержание политических арестантов, оставались в ведении департамента полиции исполнительной, хотя позже были переданы в Главное тюремное управление [1, c.106].
В течение 17 лет первым начальником Главного тюремного управления был Михаил Николаевич Галкин-Враской — выдающийся человек, благодаря активной деятельности которого было проведено множество преобразований, во многом облегчивших жизнь женщин-заключённых. Он осуществил реформы, улучшившие денежное довольствие тюремных служащих; оптимизировал архитектонику управления губернскими тюрьмами; добился обязательности труда заключённых с начислением им заработной платы; большую часть которой они получали при выходе на свободу; добивался государственной опеки заключённых в благотворительных заведениях; создал необходимые условия для разделения заключённых [3, c.66]. Получение заработной платы за свой труд при освобождении помогало женщинам проще адаптироваться к обычной жизни, что существенно снижало вероятность возможности рецидива, а раздельное содержание заключённых по половому признаку больше защищало женщин от посягательств на их честь со стороны мужчин-заключённых.
Однако женщины нередко подвергались насилию и со стороны надзирателей и других мужчин-служащих. Этот вопрос также должен был быть решён тюремной реформой. Законом от 15 июня 1887 года к органам управления отдельных мест заключения были отнесены: начальники тюрем и их помощники; помощницы начальников тюрем или смотрительницы женских отделений; состоящие при местах заключения священники, дьяконы и псаломщики; врачи, фельдшеры и фельдшерицы, надзор за заключенными и их окарауливание возлагалось на тюремную стражу, состоявшую из старших и младших надзирателей и надзирательниц [2, c.21]. Увеличение численности женщин-служащих снижало количество случаев сексуального насилия над арестантками.
Отсутствие чёткой организации труда, праздность и безделье заключённых также были острыми проблемами пенитенциарной системы, за которое взялось Главное тюремное управление. 6 января 1886 года Государственным советом были утверждены правила о привлечении арестантов к труду [11, c.109]. Главными принципами этих правил были принудительность и обязательность арестантского труда, прибыльность его для государства и возмездность для заключённых. Директива Главного тюремного управления довольно четко и однозначно ориентировала тюремную администрацию на обязательность тюремного труда, предписывая «уклоняющихся от работ арестантов... драть розгами, помещать в карцер, воздействовать голодом и вообще изобретать различные репрессии» [11, с.109].
Различные комитеты и Общество попечительное о тюрьмах должны были способствовать развитию труда арестантов, содействовать получению заказов. Огромную роль в развитии женского труда сыграл Дамский Попечительный о тюрьмах Комитет, который ещё до начала тюремной реформы помогал не только наладить организацию работы в тюрьме, но и сбыт продукции. Но не все их старания поддерживали местные власти.
30 ноября 1872 года директрисы Дамского Попечительного о тюрьмах Комитета подали в Городскую Думу следующее ходатайство: «Директрисы Дамского Попечительного о тюрьмах Комитета: графиня Татьяна Дмитриевна Строганова, графиня Елена Карловна Пален, княгиня Анастасия Алексеевна Гагарина, Мария Григорьевна Пейкерь, Екатерина Александровна Тимашева испрашивают разрешения Думы на продажу изделий женщин, содержащихся в Полицейских домах, т.е. одежды, белья мужского, женского и для домашнего хозяйства, без взноса и уплаты различных пошлин и налогов за право торговать» [14.–Л.1]. 3 июля 1873 года они получили ответ: «Канцелярия Городской Думы постановила представить об этом на усмотрение Городской Думы. Из означенного прошения видно, что цель Директрис заключается в нравственном исправлении, поощрении и приучении к честному труду и для оказания возможного пособия при выходе из заключения содержащихся в Полицейских домах женщин, чтобы помочь им избавиться от рецидивных случаев, — доставляя свой материал, предлагают заключённым за определённую плату различные работы: одежды, белья мужского и женского. Городская Управа, принимая во внимание, что оборот торговли, предполагаемой для продажи изделий женщин, содержащихся под стражею в Полицейских Частях не может быть значителен, находит, что город при освобождении Комитета от платежей, не получит разве только один тепловой акциз, если бы Директрисы открыли магазин для продажи тех изделий, а также в этом последнем случае ещё сбора с купеческого свидетельства по 2 гильдии 15 рублей в год. А потому имея в виду благотворительную цель, которую предполагают осуществить директрисы, признавая возможность освободить от таковых же сборов Директрис Комитета постановила: представить об этом на усмотрение Городской Думы» [14, Л.5]. Однако, впоследствии Городская Дума постановила ходатайство директрис отклонить за неимением никаких оснований, ибо это была бы льгота в нарушение общих правил о повинностях [14, Л.7].
Большого внимания требовала также система снабжения заключённых продовольствием, одеждой, материалами для пошива одежды и других арестантских работ. Закупку осуществляли на местах через посредников, что лишало ГТУ возможности контролировать расходование бюджетных средств и приводило к казнокрадству [7, c.197]. Главная проблема — недостаток финансирования, из-за которого постоянно предпринимались попытки максимально сэкономить на арестантах.
Бытовые условия арестантов во второй половине XIX в. медленными темпами, но всё же улучшались: государство начинало расходовать средства на систему отопления в местах заключения, а в новых тюрьмах предусматривались вентиляционные системы.
Главное тюремное управление начинало больше задумываться о вопросах оказания медицинской помощи и гигиены. В 1879 г. в штат Главного тюремного управления была включена должность инспектора по медицинской части для заведования санитарной частью в местах заключения и разработки необходимых мероприятий по гигиене [15, c.64]. Принятых мер в области совершенствования санитарного состояния тюрем и борьбы с распространением заболеваний было явно мало. И, конечно, всё опять упиралось в недостаток средств.
Таким образом, тюремная реформа включала в себя в первую очередь централизацию управления местами заключения в лице Главного тюремного управления, попытки упорядочения материально-бытового снабжения заключённых, изменения в половом составе тюремных служащих — привлечение на службу большего числа женщин-смотрительниц и надзирательниц, законодательное оформление и регламентация труда заключённых.
В целом тюремная реформа второй половины XIX в. позитивно отразилась на положении женщин-заключённых: она способствовала формированию дисциплины труда, что помогало бороться с бездельем арестанток; частично улучшила снабжение одеждой и продовольствием, т.к деятельность по закупкам провианта и одежды ставилась под больший контроль и должна была соответствовать централизованным требованиям; сократила количество случаев сексуального насилия над женщинами.
Однако отсутствие денежных средств значительно тормозило реформирование системы и не давало получить максимальные результаты от проведённых преобразований. Но реформы всё же заложили тенденции к изменению карательных функций пенитенциарной системы на воспитательно-трудовое воздействие, что благоприятно отразилось на заключённых, создавались предпосылки для духовно-нравственного исправления заключённых. Реформирование пенитенциарной системы в последние предреволюционные десятилетия приблизило её к передовым странам в мире [4, c.44].
Литература:
- Болгова Е. И. Состояние и правовое развитие уголовно-исполнительной системы России в XIX-начале XX века // Вестник Удмуртского университета. — 2016. –№ 4. С.102–108.
- Вольский М. В. Кадровый аппарат тюремной системы Российской империи во второй половине XIX- начале XX вв. // Евразийский форум. — 2016. С. 20–22.
- Габараев А. Ш., Дикопольцев Д. Е. Первый начальник Главного тюремного управления М. Н. Галкин-Враской и его вклад в развитие тюремной системы страны // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 1. С.65–66.
- Казаченок В. В. Пенитенциарная система Казанской губернии в XVIII — начале XX веков: историко-правовое исследование. Казань, 2015. 167 с.
- Коломенцев Д. В. Особенности Российской тюремной системы накануне её реформирования во второй половине XIX века // Берегиня.777.Сова: Общество. Политика. Экономика. — 2018. — № 3. С.17.
- Коломенцев Д. В. Первый этап тюремной реформы в Российской империи во второй половине XIX века // Берегиня.777.Сова: Общество. Политика. Экономика. –2013. — № 3. С.13–15.
- Курас С. Л. Проблема снабжения тюрем в дореволюционной России (по материалам журнала «Тюремный вестник») // Власть. — 2014. –№ 11. С.194–197.
- Миронов Б. Н. Преступность в годы реформ и годы застоя // Тюрьма и ссылка в дореволюционной России. Под ред. Н. Катцера, С. В. Кудряшова. — М.: Историческая литература, 2016. С.323–336.
- Михеенков Е. Г. Особенности реформирования пенитенциарной системы Томской губернии в конце XIX — начале XX века. // Уголовная юстиция. — 2013. — № 1. С.65–69.
- Пертли Л. Ф. Организационно-правовые основы материально-бытового обеспечения заключённых в местах лишения свободы России (1831–1917 гг.) // Пробелы в Российском законодательстве. — 2009. — № 1. С.77–79.
- Петренко Н. И. Мероприятия Главного тюремного управления по совершенствованию труда лиц, лишённых свободы // Вестник Российского университета кооперации. — 2015.- № 2. С.108–113.
- Петренко Н. И. Подготовительные мероприятия по реформированию пенитенциарной системы Российской империи во второй половине XIX века // Вестник Марайского государственного университета. — 2017. — № 4. С.98–105.
- Печников А. П. Главное тюремное управление Российского государства (1879–1917 г.). М.-2002 г. С.11.
- ЦГИА СПб. Ф. 792. Оп.1. Д.1901. Л.1–8.
- Черкасов С. Н. Развитие медицинской помощи в пенитенциарной системе России (начало XVIII — конец XIX вв) // Actual problems of medicine and biology. — 2018. –№ 3. С.63–65.
- Юферов, В. Н. Материалы для тюремной статистики в России / В. Н. Юферов. Спб.: Тип. Майкова, 1873. — 262 с.