В статье рассматриваются различные издания воспоминаний деятеля пашковского движения М. М. Корфа. Показывается, сколько раз и когда они были изданы. Внимание фокусируется на воспоминаниях Корфа, опубликованных на русском языке в 2012 г. Демонстрируется наличие в публикациях фактических ошибок, которые устраняются автором. Автор предлагает ориентироваться исследователям евангельского движения в России на воспоминания М. М. Корфа, опубликованные в 2018 г. издательством Свет на Востоке.
Ключевые слова: М. М. Корф, пашковцы, пашковское движение, В. А. Пашков, воспоминания.
Модест Модестович Корф (1842–1931 / [14, С. 301] 1836 [4, С. 11]) — граф, российский религиозный деятель, гофмейстер императорского двора, активный деятель пашковского движения, сын М. А. Корфа — государственного деятеля, директора Императорской публичной библиотеки. Движение пашковцев возникло во второй половине XIX в. в Санкт-Петербурге. Оно неразрывно связана с деятельностью в Санкт-Петербурге английского проповедника лорда Г. Редстока. В 1878 г. он покидает Россию и во главе движения встает полковник гвардии в отставке В. А. Пашков. Вскоре «<…> проповедуемое Пашковым учение сделалось доступным для лиц всех состояний и возрастов, проникнув в тюрьмы, разные благотворительные учреждения, в среду учащейся молодежи <…>» [1, Ч. 3. Л. 84 об. — 85].
Воспоминания М. М. Корфа важны по той причине, что они позволяют посмотреть на пашковское движение и его ключевых деятелей изнутри самого движения, в них содержится характеристика и оценка событий очевидца, имеющего непосредственное отношение к движению пашковцев.
Воспоминания М. М. Корфа активно используют в качестве источника как отечественные [10], так и зарубежные историки [13]. Воспоминания Корфа (в разном виде) публиковались не раз. Они были изданы на немецком языке в 1927 г. [12]. В 1938 г. они были опубликованы в журнале «Сеятель истины» [4]. Журнал Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов в 1947 г. опубликовал фрагмент воспоминаний Корфа [5]. В постсоветский период мемуары М. М. Корфа были изданы в 2012 г. [6]. В 2018 г. издательство «Свет на Востоке» (Германия, Корнталь) опубликовало мемуары Корфа на русском языке [7]. В работе «История евангельских христиан-баптистов в СССР» сообщается, что воспоминания Корфа были изданы также в 1923 г. [3, С. 81], там же упоминается, что воспоминания хранятся в архиве ВСЕХБ [Там же].
Воспоминания Корфа, изданные в 2018 г. [7], были воспроизведены по немецкому изданию 1927 г. [8]. Вероятно, они наиболее близки к оригинальному тексту, а может быть, и воспроизводят его. Отметим, что в воспоминаниях, опубликованных в 2012 г., имеются расхождения с мемуарами, изданными в 2018. В них (2012 г.) Корф пишет, что «Уже в 1879 году Пашков задумался раздать бесплатно трактаты в духе Священного Писания» [6, С. 173. Курсив наш (Ф. Н.)]. В воспоминаниях, изданных в 2018 г., Корф пишет следующее: «Уже в 1876 году Пашков принял решение безвозмездно распространять трактаты духовного содержания, основанные на Священном Писании». [7, С. 58. Курсив наш (Ф. Н.)]. Архивный документ от 1876 г. свидетельствует, что «Отставной полковник Пашков, княгиня Гагарина урожденная графиня Пален, жена генерал-адъютанта Елизавета Черткова и в должности гофмейстера двора Его Императорского Величества граф Модест Корф обратились к г. министру внутренних дел с ходатайством об утверждении устава учрежденного ими „Общества поощрения духовно-нравственного чтения”. Г. министр по соглашению с III Отделением Собственной Его Императорского Величества и обер-прокурора Св. Синода» утвердил его [9, Л. 23]. Очевидно, Корф пишет именно об этом обществе. Таким образом, в издании 2012 г. допускается ошибка.
В воспоминаниях 2012 г. прямо указывается, что Георг Мюллер, европейский религиозный деятель, приехал в Петербург в 1880 г. [6, С. 155], однако в воспоминаниях, опубликованных издательством Свет на Востоке, эта информация подается по-другому. Корф пишет: «После посещения Штокмайера в Петербург был приглашен и бывший уже в преклонном возрасте Георг Мюллер из английского города Бристоль. Думаю, что это было в 1880 году» [7, С. 43. Курсив наш (Ф. Н.)]. Историк Й. Дик пишет, что Мюллер прибыл в Санкт-Петербург 30 декабря 1882 г. [2, С. 106]. По нашим сведениям, в историографии нет упоминания о приезде Г. Мюллера в Россию 1880 г.
В 1876 г. было основано Общество поощрения духовно-нравственного чтения (такое название приводится в уставе [9] — Ф. Н.), однако в воспоминаниях 2012 г. издания это общество именуется как «Общество для распространения духовно-нравственной литературы» [6, С. 173–174. Курсив наш (Ф. Н.)]. Полагаем, что виноваты в данном случае переводчики, работавшие над мемуарами Корфа, опубликованными в 2012 г., или же ошибки допущены в источнике, с которого были воспроизведены мемуары М. М. Корфа.
В воспоминаниях М. М. Корфа 2018 г. мы все же нашли одну ошибку. Модест Модестович пишет, что Василий Александрович Пашков умер в 1907 г. [7, С. 33]. Известно, что Пашков умер в 1902 г., о чем пишет авторитетный историк А. Вардин [14, С. 300]. Такая же дата приводится на могиле В. А. Пашкова, об этом свидетельствует алфавитный список русских захоронений на кладбище Тестаччо, где был похоронен В. А. Пашков [11]. Модест Модестович Корф написал воспоминания в 1922 г. [7, С. 5] То есть автор находился в преклонном возрасте. На наш взгляд, именной по этой причине Корф допустил ошибку.
С учетом изложенного хочется предупредить исследователей русского религиозного диссидентства, а в особенности пашковского движения, о тех ошибках, которые существуют в разных изданиях мемуаров М. М. Корфа. Рекомендуем использовать в качестве исторического источника мемуары М. М. Корфа 2018 г. издания. Они доступны для бесплатного скачивания на сайте миссии «Свет на Востоке». Остальные издания мемуаров М. М. Корфа также можно просмотреть на предмет ошибок.
Литература:
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974.
- Дик И. П. У колыбели братства. Иоганн Вилер (1839–1889) и общины первых евангельских верующих в России. Steinhagen: Samenkorn, 2017. 320 с.
- История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: ВСЕХБ, 1989. 623 с.
- К 70-летию дела Божия в России // Сеятель Истины. — 1938 (май — декабрь).
- М. М. Корф и В. А. Пашков (Из воспоминаний Корфа) // Братский вестник. 1947. № 5. С. 39–44.
- Корф М. М. Мои воспоминания // Каретникова М. С. 400 лет баптизма. СПб.: Библия для всех, 2012. С. 130–189.
- Корф М. М. При царском дворе. Корнталь: Свет на Востоке, 2018. 96 с.
- Переписка автора статьи с Вальдемаром Цорном — заместителем миссии Свет на Востоке в Германии. 4 января 2020 г.
- РГИА. Ф. 776. Оп. 11. Д. 56 (а).
- Степанов В. А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки // Феномен российского протестантизма (материалы научно-практических конференций). Великий Новгород, 2016. С. 92–113.
- Тестаччо. Некатолическое кладбище для иностранцев в Риме. Алфавитный список русских захоронений. URL: https://web.archive.org/web/20040614055403/http://necropolis.genealogia.ru/testaccio1.htm (дата обращения: 04. 01. 2019).
- Korf M. M. Am Zarenhof: Erinnerungen aus der geistlichen Erweckungsbewagung in Russland von 1874–1884. Wernigerode a. H.: Licht im Osten, 1927. 79 с.
- McCarthy M. М. Religious Conflict and Social Order in Late Nineteenth-Century Russia: Orthodoxy and the Protestant Challenge, 1812–1905. PhD Diss. University of Notre Dame, Notre Dame, 2004. 321 p.
- Wardin A. W. Evangelical sectarianism in the Russian Empire and the USSR: a bibliographic guide. Lanham, MD: Scarecrow Press, 1995. 867 p.