Система управления земельными ресурсами является ключевым звеном в системе социально-экономического развития не только в России, но и в других странах мира. Стратегической целью государственной политики в сфере управления земельными ресурсами является обеспечение условий для эффективного использования и земельных участков, и расположенных на них объектов недвижимости, которое также невозможно без развития рынка земли. При этом, следует учитывать, что не все участки земельного фонда могут быть объектом товарного, рыночного оборота, поскольку земля — еще и пространственная основа жизнедеятельности республики, ее территориальная граница, природный ресурс, звено в экосистеме. В связи с этим цели и задачи государственного управления земельными ресурсами, с одной стороны, должны способствовать максимальной реализации их экономического потенциала, с другой — обеспечивать безопасность жизнедеятельности, социальную защиту, реализацию прав и свобод граждан.
Государственная политика в сфере развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан «неразрывно связана с основными ориентирами развития бюджетной сферы и направлена на повышение социального благополучия и качества жизни населения» [2]. Следует учитывать, что регулирование земельно-имущественных отношений также направлено на обеспечение интенсивного развития экономического сектора, повышение инновационного наполнения экономики, ее конкурентоспособности, сохранение сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе, повышение эффективности управления финансами республики и муниципальных образований. Это подтверждается положениями Указа Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года № УГ-310 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года» [1], в котором реализация поставленных Правительству Республики Башкортостан задач напрямую связана с использованием в той или иной мере земельных ресурсов: строительство социальных объектов, обеспечение населения достаточным количеством жилищного фонда, формирование комфортной городской среды, реализация инвестиционных проектов, невозможно без изыскания, предоставления и проведения иных мероприятий по конкретным территориям и земельным участкам.
Одним из основных критериев эффективного управления земельными участками и их использования является реализация принципа платности использования природных ресурсов, к которым относятся и земельные ресурсы. В первую очередь, данный принцип направлен на повышение заинтересованности пользователя земельных ресурсов в их эффективном использовании, сохранении и воспроизводстве природных ресурсов в целом. Во вторую очередь, он обуславливается повышением заинтересованности граждан и юридических лиц на изыскание дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
Земельным законодательством определено два вида платы за использование земельных ресурсов: земельный налог и арендная плата. В первом случае застрагиваются физические и юридические лица, которым земельные участки принадлежат на праве собственности или предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, причем регулирование порядка начисления, оплаты, размера земельного налога, а также его распределение между федеральным, региональным и муниципальным бюджетами носят бланкетный характер, основы устанавливаются на федеральном уровне и регламентируются Налоговым кодексом, применяемые ставки и льготы уточняются нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования.
Передача в аренду физическим, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям земельных участков является возмездной и исчисляется в размере арендной платы. В данном случае основные положения об арендной плате, порядке ее начисления, предельных (максимальных и минимальных) размерах ставок устанавливается на уровне субъекта Российской Федерации, уточнения, также, как и с земельным налогом, устанавливаются нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования. На территории Республики Башкортостан, в целях обеспечения роста доходов от сдачи в аренду земельных участков в бюджеты всех уровней Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан совместно с органами местного самоуправления Республики Башкортостан ежегодно обеспечивает совершенствование методики расчета арендных платежей за землю, проводит индексацию арендных ставок с учетом индекса потребительских цен. Также, выполняются работы по актуализации кадастровой стоимости земель различных категорий: с 1 января 2020 года вступили в силу результаты проведенной в 2019 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Следует также отметить важную роль контроля за поступлением налоговых и неналоговых платежей и использованием земельных ресурсов: проведение и усиление претензионно-исковой работы в отношении недобросовестных плательщиков, проведение мероприятий по изысканию лиц, уклоняющихся от оформления документации по используемым участкам, в том числе по их самозахвату, позволит не только увеличить доходную базу, но и своевременно выявлять факты нарушения земельного законодательства, приносящие большой вред окружающей среде.
Обеспечение эффективного использования земельных ресурсов, выявления дополнительных источников поступления доходов с учетом обеспечения интересов государства, граждан и бизнес-структур, зависит не только от действия контролирующих органов и структур, но и от постоянного обновления цифровой картографической основы, проведение иных землеустроительных, геодезических и кадастровых работ для наполнения базовыми и пространственными данными инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан. Постоянное обновление таких данных позволит продуктивнее производить работу по изысканию пустующих земельных участков и их предоставлению, изысканию земельных участков, право пользования которыми до настоящего момента не оформлены, а также решить проблему самовольно застроенных территорий. Также, это позволит активизировать существующую проблему не вовлечения в оборот большого количества объектов незавершенного строительства, которое влияет на неполучение дохода от использования таких объектов недвижимости: как в виде налоговых платежей, так и в виде арендной платы. Также, в настоящее время в целях автоматизации управления земельно-имущественными отношениями в республике используется автоматизированная информационная система «Имущество», которая представляет собой сложный программный продукт, выполненный по многоступенчатой технологии и требующий доработки.
В разрезе экономической эффективности различных субъектов земельно-имущественных отношений стоит отметить большую роль управления государственными унитарными предприятиями. Несмотря на значительные, направленные на поддержку таких предприятий, ежегодные бюджетные расходы, большом количестве объектов недвижимости, переданных в хозяйственное ведение предприятий, на балансе Республики Башкортостан все так же остаются предприятия, у которых отсутствует реальная возможность повышения доходности без исключения их из республиканской собственности. В связи с этим, для дальнейшего развития государственного сектора экономики необходимо активизировать процесс приватизации государственных унитарных предприятий путем их преобразования в открытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, а также приватизации пакетов акций (долей участия в уставном капитале), находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан и не имеющих стратегического значения для ее развития.
Таким образом, для достижения стратегической цели в сфере управления земельными ресурсами, необходимо обеспечить решение следующих задач:
− оптимизация состава государственной собственности и совершенствование модели управления имуществом;
− оптимизация состава государственного сектора экономики с учетом сохранения государственных унитарных предприятий и участия государства в деятельности хозяйственных обществ, обеспечивающих стратегические интересы и экономическую безопасность.
− увеличение общей площади земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан;
− формирование инфраструктуры пространственных данных путем постоянного обновления цифровой картографической основы.
Достижение указанных задач позволит сохранить и эффективно использовать государственное имущество и земельные ресурсы в целях обеспечения государственных интересов Республики Башкортостан, улучшения инвестиционной привлекательности экономики, создания условий для удовлетворения потребностей общества.
Литература:
- О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года: Указ Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года № УГ-310
- Об утверждении государственной программы «Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан»: Постановление Правительства Респ. Башкортостан от 28.10.2013 № 493