В статье проводится анализ актуальных форм муниципального контроля, используемых в зарубежных странах на современном этапе. Данный анализ может способствовать использованию положительного опыта зарубежных стран в улучшение института муниципального контроля в Российской Федерации.
Ключевые слова: муниципальный контроль, формы муниципального контроля, зарубежный опыт, контрольно-надзорная деятельность, проверки.
The article analyzes the current forms of municipal control used in foreign countries at the present stage. This analysis can contribute to the use of positive experience of foreign countries in improving the institution of municipal control in the Russian Federation.
Keywords: municipal control, municipal forms of control, foreign experience, Supervisory activity, inspection.
В широком смысле возможно отметить три разновидности контроля в области районного самоуправления, реализуемые в зарубежных странах, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Наиболее характерные формы муниципального контроля взарубежных странах
Форма |
Характеристика |
Государственный |
Распространен при передаче конкретных возможностей органам районного самоуправления. Не считая того, роль предоставленной формы высока в иностранных странах со слаборазвитой системой районного самоуправления |
Общественный |
Реализуется разными формами, которые дают возможность общественности городских образований осуществлять контроль законности работы органов районного самоуправления |
Специальный |
Реализуется специально уполномоченными органами и должностными лицами муниципалитетов |
Рассмотрим каждую из обозначенных видов подробнее.
1. Государственный контроль в области районного самоуправления (муниципальное управление, административный контроль).
Европейской хартией местного самоуправления определено, собственно что любой административный контроль за органами местного самоуправления имеет возможность реализовываться только в порядке и в случаях, которые учтены конституцией или же законодательством, как правило, только для обеспечивания законности, а еще он обязан реализоваться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он хочет отстоять (ст. 8).
В процессе воплощения муниципального управления особенную роль играет контроль над выполнением задач муниципального управления. Ученые верно отмечают, собственно, что при осуществлении в жизнь данных задач надлежащие органы действуют уже не в качестве местного самоуправления, и они могут быть обязаны выполнять указания вышестоящих государственных органов. Когда же они осуществляют функции местного самоуправления, государственные органы не вправе давать им обязательные указания по реализации этих функций, за исключением случаев добровольного (или нередко вынужденно добровольного) участия в осуществлении финансируемых государством программ, прежде всего социальных (образования, здравоохранения и т. п.). Это весомое средство косвенного муниципального управления, а районным самоуправлением [4, c. 46].
Государственный контроль за работой органов районного самоуправления в некоторых иностранных государствах имеет возможность осуществлять также уполномоченный по правам человека (омбудсмен). Институт омбудсмена, к примеру, в Англии был введен Законодательством о парламентском уполномоченном 1967 г., на основании которого начал работать в том числе уполномоченный в сфере работы районной администрации [3, c. 84].
Видимой специфичностью владеют формы муниципального управления в иностранных странах советской модели, которая есть в Китае, на Кубе, в КНДР, во Вьетнаме. Формально она могла бы именовалась самоуправляющейся, так как все органы формируются выборным путем и назначаемые правительством должностные лица отсутствуют. Фактически руководство и контроль сверху больше агрессивный, чем при системе административной опеки, исполняются при помощи принципа «демократического централизма». Сущность его состоит в выборности всех представительных органов, подотчетности и подконтрольности нижестоящих органов вышестоящим, обязательности заключений вышестоящих органов для нижестоящих и праве вышестоящих органов отменять решения, принятые нижестоящими органами [4, c. 49].
2. Общественный контроль в области местного самоуправления.
Анализ контролирования за работой органов местного самоуправления со стороны населения является крайне значимым. Данная особенность актуальна для цивилизованных иностранных государств, практикующих различные механизмы воздействия жителей на органы районного самоуправления.
Более популярными механизмами социального влияния в муниципальной сфере считается следующие.
1. Общенародный запрет (аброгативный голосование) на муниципальном уровне — возможность людей отвергать линией голосования в референдуме представительным органом регионального самоуправления вступившие в силу акты организаций регионального самоуправления либо их единичные утверждения. В современной адвокатской литературе данное учреждение не рассматривается на постоянной основе как независимый, предполагается подходить к нему как к вариации референдума. Однако А. С. Автономов считает, что несмотря на то, что процедуры обычного референдума и общенародного голосования похожи, среди института референдума и института общенародного голосования существует значительное отличие. В первом случае следует сформировать формулу референдума, создать проект закона, в случае если в голосовании выносится законодательная активность. Цель общенародного запрета другая — аннулировать целиком либо отчасти ранее функционирующий нормативный документ органа местного самоуправления [5, c. 63].
2. Общенародная правотворческая активность — выдвижение группой граждан обязательного для рассмотрения плана нормативного действия. Следует иметь в виду, что выдвинутые вследствие этнической инициативы планы смотрятся коллегиальным представительным органом, также имеют все шансы быть не признаны либо подвергнуты значительной переработке, как и каждый иной план нормативного действия.
Народная правотворческая инициатива может осуществляться не только на общегосударственном уровне и на уровне субъектов федерации, но и на муниципальном уровне (США, ФРГ, Япония и др.). [1, c. 84].
Когда необходимое количество подписей собрано, проверяется соблюдение всех предписаний закона. При отсутствии нарушений проект поступает в представительный орган и начинается обычная процедура [1, c. 85].
3. Единые собрания (сходы). Характерной чертой этого института прямой демократии считается пригодность его в нынешних условиях, в первую очередь в небольших территориальных сообществах. Единое собрание (сход) людей достаточно результативно в маленьких сообществах с целью принятия заключений, которые затрагивают ежедневные потребности любого из членов территориального коллектива. Непосредственно по этой причине во многих государствах сходы людей практикуются на базовой степени местного самоуправления. Таким образом, в Португалии Конституция учитывает, что в административно-территориальных приходах взамен избирательной ассамблеи способен функционировать единое совещание населения, владея абсолютно всеми правами ассамблеи.
Так, в настоящее время общие собрания, которые, по существу, замещают кантональный парламент, имеются в швейцарском кантоне Гларус и полукантонах Обвальдене, Нидвальдене, Аппенцеле-Ауссеродене и Аппенцеле-Иннерродене. Сохраняются и городские открытые собрания в штатах Новой Англии — Нью-Гэмпшире, Коннектикуте, Род-Айленде, Мэне, Массачусетсе и Вермонте (США).
На сходах в сельских общинах также определенных муниципальных кварталах в различных государствах граждане выражают активность. Цикличность подобных собраний местного самоуправления составляет несколько раз в год, в том числе в единичных случаях несколько раз в квартал [1, c.89].
4. Оспаривание актов органов местного самоуправления в судебном порядке. Данная процедура не является широко распространенной, однако в отдельных государствах имеет существенное значение.
3. Специальный муниципальный контроль.
Муниципальный контроль, исполняемый специальными органами регионального самоуправления, в иностранных странах в большей степени исполняется в области финансов, т. е. считается разновидностью экономического контролирования.
К примеру, М. А. Исаев сообщает, что во всех странах Скандинавского региона учтена возможность общественных организаций создавать собственную службу ревизоров, никак не зависящую от общегосударственной [2, c. 132].
В Испании во всех муниципалитетах должна иметься Специальная счетная комиссия (согласно главе Закона о регулировании основ режима местного самоуправления — ст. 20.1 e) — главе об организации муниципалитета общего режима).
Основы работы Специальной счетной комиссии определены в ст. 116 испанского Закона о регулировании основ режима местного самоуправления и, как пишет Хоакин Мойя-Анхелер Санчес, вице-мэр г. Мурсия согласно экономическим проблемам, никак не подверглись каким-либо переменам в связи с принятием Закона о модернизации. Поэтому, в соответствии с этой статьей, до 1 июня каждого года по ежегодной отчетности должен составляться отчет комиссии, в состав которой входят представители различных политических фракций, составляющих муниципальный совет.
Таким образом, в США единичные возможности контролирования за местной администрацией предоставлены местным общественным совещательным органам.
Е. А. Незнамова пишет: «Несмотря на то, что данные органы создаются преимущественно муниципальными властями, их роль сводится к выполнению совещательных функций» [6, c. 23].
Таким образом, мировая практика показывает большое количество форм контроля в сфере муниципального управления и местного самоуправления, в том числе внешнего. Такие формы тоже не противоречат самостоятельности местного самоуправления.
Литература:
- Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2015. — 560 с.
- Исаев М. А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. М.: Городец, 2014. — 400 с.
- Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия / Сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2006. — 237 с.
- Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Т. 1–2. Часть общая / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. 3-е изд., обновл. и дораб. М.: Издательство БЕК, 2010. — 784 с.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Рук. авт. кол. и отв. ред. Б. А. Страшун. М.: Норма, 2010. — 246 с.
- Незнамова Е. А. Правовое регулирование участия населения в местном самоуправлении в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2009. N 2. С. 23