Ключевые слова: медико-санитарное обеспечение осужденных, исправительные учреждения, ФСИН России.
Общемировая тенденция развития систем исправительных учреждений диктует определенные требования, в том числе, к уровню медицинского обслуживания лиц, содержащихся в них. К сожалению, на сегодняшний день российская общественность не уделяет данному вопросу должного внимания ввиду низкого уровня осознания необходимости дальнейшей социализации данной категории лиц, а также нежелания принять ответственность за их судьбу в стенах исправительных учреждений.
Основополагающая норма-принцип, провозглашающая право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь на территории Российской Федерации, закреплена в статье 41 Конституции Российской Федерации. Данное право обеспечивается путем предоставления медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [1].
Частью 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставлено право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения [2].
Также в соответствии с частью 1 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации [2].
Необходимо отметить, что подпунктом 2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (далее — ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, медико-санитарное обеспечение осужденных, а также лиц, находящихся под стражей, отнесено к компетенции ФСИН России [3].
В целях обеспечения оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в учреждениях ФСИН России организуется обособленное медицинское структурное подразделение, которое исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрено содержание и амбулаторное лечение осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. В данных случаях их помещают в специальные лечебные исправительные учреждения.
По состоянию на 1 декабря 2019 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 527 216 чел. Большинство осужденных являются представителями социально уязвимых групп населения. Многие из них страдают различными сложными формами заболеваний, что вызвано тем, что до момента лишения свободы такие лица не имели возможности получать должное медицинское обеспечение, либо сознательно не прибегали к помощи медицинских организаций.
На сегодняшний день в структуре 67 медико-санитарных частей ФСИН России функционируют 631 медицинская часть, 147 фельдшерских и 69 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии, 74 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 143 больницы (в том числе 61 туберкулезная больница, 5 психиатрических больниц, 8 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России).
В соответствии с Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018–2026 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 420, предусмотрено развитие медицинской структуры уголовно-исполнительной системы наряду с основными направлениями совершенствования всей системы здравоохранения Российской Федерации [4].
Необходимость предоставления медицинского обеспечения осужденным, лишенным свободы, является предметом политической мысли на протяжении всего периода существования института исправительных учреждений. Однако до XXI века перед национальными государствами данный вопрос никогда не имел приоритетного значения. В 2010 г. Президентом Российской Федерации дано поручение о создании современной медико-санитарной части ФСИН России, функционирующей в рамках новой организационно-правовой формы, в рамках которой сотрудники медицинских структур получают независимый статус от руководителей исправительных учреждений и от территориальных органов исполнения наказаний.
В 2014 г. было объявлено о завершении перехода медицинских служб на новую организационно-правовую модель. В результате этого подразделения, осуществляющие медико-санитарное обеспечение осужденных, были выведены из подчинения начальников учреждений уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем количество лиц, в отношении которых применено наказание в виде лишения свободы и которые остаются не удовлетворены оказываемой медицинской помощью, остается значительным.
Подтверждением этого выступает, в том числе, количество жалоб, подаваемых осужденными в Европейский суд по правам человека против России, о нарушении права на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Такие решения Европейского суда по правам человека, как в делах «Ногин против России» (2015 г.), «Мозер против Республики Молдова и России» (2016 г.), «Колесникович против России» (2016 г.), «Кондрулин против России» (2016 г.), «Топехин против России» (2016 г.), демонстрируют, что власти Российской Федерации в указанных случаях, несмотря на своевременное получение ответственными лицами информации о необходимости предоставления медицинской помощи, не предприняли обеспечительные меры для оказания медицинской помощи лиц, находящихся под стражей, и лиц, лишенных судебными органами свободы [5].
В этой связи представляется, что проведенные преобразовательные мероприятия по совершенствованию медико-санитарного обслуживания рассматриваемой категории лиц, не являются всеобъемлющими и требуют дополнительной доработки.
Необходимо учитывать, что задачей исправительных учреждений в рассматриваемой сфере является минимизация негативного воздействия изоляции от общества на здоровье осужденных, принятии мер по охране здоровья и созданию возможностей для их реабилитации и адаптации. Важными фактором является то, что в сфере предоставления медицинских услуг происходит переход в пользу медицинских организаций, предоставляющих платные медицинские услуги.
Следует обратить внимание, что осужденные, лишенные свободы, как и другие граждане должны иметь право беспрепятственно пользоваться правом на получение возмездной медицинской помощи. Однако зачастую реализация этого права для осужденных к лишению свободы становится невозможной ввиду низкой финансовой обеспеченности данных категорий лиц.
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации следует предусмотреть правовой механизм, позволяющий лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, при необходимости получения платных медицинских услуг обратиться к ответственным должностным лицам с заявлением о приостановке удержаний из его финансовых средств с последующим отчет об их расходовании.
Литература:
- Конституция Российской Федерации// Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/
- Document/View/000120140801000 (дата обращения: 08.01.2020).
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102045146 (дата обращения: 08.01.2020).
- Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004
- № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102138256&backlink=1&&nd=102088981 (дата обращения: 08.01.2020).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2018
- № 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018–2026 годы)» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/
- Document/View/0001201804130011?rangeSize=1 (дата обращения: 08.01.2020).
- Информационный бюллетень — Права заключенных, связанные со здоровьем. Февраль 2019 // European court help. URL: http://european-court-help.ru/informatcionnyi-biulleten-prava-zacliuchennykh-sviazannye-so-zdorovem-fevral-2019/ (дата обращения: 08.01.2020).