Актуальность. Физическая подготовленность — это результат физической подготовки, который достигается благодаря выполнению двигательных действий. Провести оценку уровня физической подготовленности можно при помощи определения уровня развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости. Повышать уровень физической подготовленности и укреплять здоровье школьников — основная задача современного образования на сегодняшний день. Предмет физическая культура — основная учебная дисциплина любых учебных заведений в России. Государство все больше стало уделять внимание здоровью подрастающего поколения и поэтому на всех этапах обучения предусмотрены часы на физическую культуру. Наряду за контролем проведения занятий по физической культуре государство предусматривает обязательный мониторинг физического развития и подготовленности обучающихся. Наверное, положительная динамика этих показателей лучше всего будет демонстрировать качество проведения занятий по физической культуре в любом учебном заведении. А знание учащимся своих показателей физического развития и физической подготовленности позволит сформировать осознанное отношение к своему здоровью и педагогическому процессу. На сегодняшний день основная задача современного образования — повышать уровень физической подготовленности и укреплять здоровье школьников. Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров — разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей. Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.
Объект исследования — физическая подготовленность учащихся 5–6 классов.
Предмет исследования — уровень физической подготовленности учащихся 5–6 классов.
Цель исследования — изучить показатели физической подготовленности учащихся 5–6 классов.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть методы оценки физической подготовленности учащихся.
3) провести исследование уровня физической подготовленности учащихся 5–6 классов.
Для достижения поставленной цели было проведено исследование с участием учащихся 5–6 классов МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 97» Приволжского района г. Казани. Количество испытуемых — по 15 мальчиков с каждого класса. Все испытуемые допущены к занятиям по физической культуре и сдаче норм ГТО. При исследовании для определения уровня физической подготовленности было использовано 5 тестовых упражнений из комплекса ГТО 3 ступени — бег на 30м, челночный бег 3х10, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, бег на 1500м, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Полученные данные подвергались математической обработке. Вычислялась средняя арифметическая величина.
Проанализируем показатели физической подготовленности мальчиков 5–6 классов по окончанию педагогического эксперимента, представленные в таблице.
Таблица 1
Уровень физической подготовленности мальчиков5–6 классов МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района г. Казани
Тест
№ |
Сгибание иразгибание рук вупоре лежа на полу (кол-во раз) |
Бег на 1500м (мин,с) |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) |
Челночный бег 3х10м (с) |
Бег на 60м (с) |
5 класс (M±m) |
12,7±2,65 |
542,6±5,65 |
7,8±4,72 |
10,2±0,83 |
12,0±0,67 |
6 класс (M±m) |
15,3±7,05 |
536,9±7,15 |
10,3±8,27 |
9,7±0,89 |
12,4±1,88 |
Примечание: М — средняя арифметическая величина
Из первого теста «cгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу», у 5 класса с результатом 12,7±2,65, можно сделать вывод — физическое качество сила в данном классе неудовлетворительна (6/15–40 % прошли порог). В 6 классе показатели по данному качеству выше на 2,6 раза, что соответствует оценке «3» (3/15–20 % сдали на «бронзовый знак»).
Физическое качество выносливость определялось тестом «Бег на 1500м». Среднее время 5 класса составляет 9 минут 2 с., что на 42 секунды больше норматива на бронзовый знак ГТО (1 пятиклассник смог сдать на оценку «3» -6,7 %). 6 класс показал свое среднее время — 8 минут 54с, что на 34с больше для удовлетворительной оценки (2 шестиклассника сдали норматив на оценку «3» — 13,3 %).
«Наклон вперед и положения стоя на гимнастической скамье» определял физическое качество гибкость. В 5 классе 13 мальчиков из 15 прошли порог (86,7 %) и средний показатель по классу составил 7,8±4,72с — оценка «4», а в 6 классе 12 из 15(80 %), где средний результат 10,3±8,27 с, что соответствует оценке «5».
Физическое качество ловкость у 6 класса — 9,7±0,89с (2/15–13,3 %) и 10,3±8,27с (1/15–6,7 %) у 5 класса. Оба результата говорят о неудовлетворительном уровне ловкости у юношей в данных классах.
Тест «Бег на 60м» определяет уровень физического качества быстроты.
Мальчики 5 класса показали результат 12,0±0,67с, что на 1,1с медленнее норматива бронзового знака (0/15). В свою очередь 6 класс пробежал медленнее 5 класса на 0,4с, однако 2 человека из 15 прошли порог.
Изучив показатели физической подготовленности мальчиков 5–6 классов, можно сказать, что:
– результаты педагогического тестирования мальчиков показывает низкий уровень физической подготовленности.
– высокий уровень заметен лишь в физическом качество гибкости. Это может быть связано с анатома-физиологическими особенностями данного возраста, а также с тем что, большинство детей в младших классах занимались хореографией в данной школе.
Необходимо в данном возрасте уделить внимание таким физическим качествам как ловкость и быстрота, давая больше подвижных игр.
Литература:
- Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. — М., 2002. С. 305–306.
- Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1– 11 классов [Текст]: учебное пособие / В. И. Лях, А. А. Зданевич. –М.: Просвещение, 2013. — 129 с.
- Лях, В. И. Методика физического воспитания учащихся 1–11 классов [Текст]: методическое пособие / В. И. Лях. — М.: Просвещение, 2014. — 289с.
- Сафронов, А. А. Арисланов И. Т. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов / А. А. Сафронов, И. Т. Арисланов // Молодой ученый. — 2013. — № 7. — С. 455–458.