С 2014 г. в Российской Федерации введен в действие Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне», направленный на охват всего населения страны общим спортивным движением, формирование ценности здоровья, лежащего в основе труда на благо страны и её обороны. Поэтому нормы ГТО сдают не только взрослые, но и дети. Детям дошкольного возраста очень важно сверять свои ценности с ценностями самых близких людей — своих родителей.
В работах педагогов разных времен отражены вопросы важности сотрудничества педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Согласно Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, родители несут ответственность за воспитание и развитие личности ребенка, за сохранение его здоровья [3]. В Федеральном Законе «Об образовании» отмечено наличие у родителей преимущественного права на воспитание детей перед всеми другими лицами, обязанность заложить основы не только нравственного и интеллектуального, но и физического, развития ребенка.
Взаимодействие ДОУ и семьи является одним из условий участия детей в выполнении нормативов ГТО. Успешная сдача норм ГТО начинается с организации образа жизни в семье. Поэтому важными условиями участия дошкольников в сдаче норм ГТО Н. В. Ярцева называет целенаправленность, систематичность воспитательного воздействия, личный пример родителей [5]. Поэтому воспитатели детского сада должны взаимодействовать с родителями в вопросах сдачи норм ГТО.
Работу по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки к сдаче норм ГТО целесообразно, по мнению П. А. Виноградова, начать с анкетирования родителей, направленного на выявление их отношения к занятиям физической культурой и спортом, участию детей в выполнении нормативов первой ступени ГТО на этапе завершения дошкольного детства [1].
Дальнейшее взаимодействие с родителями направлено на пропаганду комплекса ГТО. Во взаимодействии ДОУ и семьи в процессе подготовки к сдаче норм ГТО Н. В. Ярцева выделяет два направления:
1) информационно-просветительское;
2) физкультурно-спортивное [5].
Для эффективной реализации этих направлений необходим поиск педагогами нетрадиционных интерактивных форм работы с родителями, которые привлекают внимание семьи к вопросам сдачи норм ГТО, мотивируют к сотрудничеству, повышают заинтересованность родителей в сдаче норм ГТО, побуждают родителей демонстрировать детям модель правильного поведения. Основными мероприятиями по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки к сдаче норм ГТО являются:
1) индивидуальные и групповые консультации;
2) тематические беседы;
3) выступления на родительских собраниях;
4) распространение информационных буклетов;
5) проведение выставок;
6) проведение мастер-классов;
7) работа родительских групп;
8) размещение информации на сайте дошкольного учреждения.
Тематика информационно-просветительских мероприятий включает:
1) обогащение знаний родителей о значении норм ГТО для воспитания и сохранения здоровья детей;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам участия в сдаче норм ГТО детей и взрослых;
3) соблюдение преемственности во взаимодействии ДОУ и семьи;
4) оказание педагогической помощи семье по выработке адекватных способов привлечения детей к сдаче норм ГТО.
В ходе реализации информационно-просветительского направления педагоги организуют мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, создание устойчивой мотивации родителей и детей к прохождению испытаний по сдаче норм ГТО первой ступени, информирование родителей о том, как правильно выбрать вид спорта, спортивную секцию для ребенка, как воспитывать у детей чувство гордости за спортивные достижения страны, города. Например, «Дошкольник и спорт», «Какую спорт секцию следует выбрать», «Комплекс ГТО для дошкольников», «Возрождение семейных традиций» и т. д.
В ходе реализации физкультурно-спортивного направления проводятся совместные мероприятия: оздоровительные, спортивно — массовые акции с участием семьи, педагогов образовательного учреждения и социальных партнеров, спортивные праздники, дни подвижных игр, физкультурные развлечения. Спортивные праздники («Мама, папа и я — спортивная семья», «ГТО + Я + Спортивная СемьЯ») направлены на формирование положительного эмоционального отношения к спорту, в ходе дней подвижных игр у детей формируются двигательные и личностные качества, необходимые для сдачи норм ГТО. Участие в физкультурных развлечениях приобщает детей и родителей к совместной двигательной активности.
В ходе совместных мероприятий родители демонстрируют детям пример положительного отношения к здоровому образу жизни, участию в сдаче норм ГТО, а дети получают удовольствие от совместной деятельности друг с другом и родителями. Поэтому мероприятия физкультурно-спортивного направления должны носить не только соревновательный, но и игровой, развлекательный характер. Немаловажную роль играет совместная с родителями подготовка спортивных мероприятий.
В рамках взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки к сдаче норм ГТО родителей можно привлечь к созданию в детском саду предметно-пространственной среды, мотивирующей детей к участию в сдаче норм ГТО. Например, организация музея спорта в группе (достижения и награды родителей, значки ГТО); составление рассказов о том, каким видом спорта занимаются в семье, пополнение атрибутов в спортивном уголке, сбор иллюстративного и информационного материала, по теме ГТО, оформление информационного стенда «Мы всей семьей сдаем нормы ГТО». Особую ценность здесь представляют фотоматериалы, демонстрирующие причастность членов семьи к спорту, сдаче норм ГТО (фотовыставка «Как мы сдавали нормы ГТО»).
В рамках реализации информационно-просветительского и физкультурно-спортивного направлений обеспечивается психолого-педагогическая поддержка семьи, повышается компетентность родителей в вопросах норм ГТО, оказывается целенаправленная помощь семье в воспитании и физическом развитии ребенка, повышается активность участия родителей в образовательной деятельности ДОУ.
Таким образом, в ходе взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки к сдаче норм ГТО педагоги должны определить уровень компетентности родителей в вопросах ГТО, на основе этого организовать педагогическое просвещение и информирование родителей о значении участия в сдаче норм ГТО, конкретных способах повышения физических возможностей детей, включить родителей в физкультурно-спортивные мероприятия по подготовки к сдаче норм ГТО. Профессионализм педагогов и доверие к ним родителей являются неотъемлемыми условиями взаимодействия ДОУ и семьи, способствует использованию всех резервов и воспитательных возможностей педагогов и родителей.
Литература:
- Виноградов П. А. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) // Вестник спортивной науки. 2015. № 3. С. 38–42.
- Галагузова Ю. Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как воспитательная система // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 33–36.
- Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»https://pravo-grajdan.ru/osnovnye-polozheniya-fz-ob-osnovnyx-garantiyax-prav-rebenka-v-rf.html
- Ярцева Н. В. Всероссийский физкультурно- спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) в процессе физического развития дошкольников / Н. В. Ярцева // Педагогическое образование в России. 2014.№ 12. С. 204–206.