Форсайт как методология предвидения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 11.01.2020

Статья просмотрена: 896 раз

Библиографическое описание:

Непогодина, А. В. Форсайт как методология предвидения / А. В. Непогодина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 290-291. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66196/ (дата обращения: 15.11.2024).



Рассматривается подробное определение метода форсайта, методология его использования. Также приводятся основные отличительные черты данной технологии от других способов выявления тенденций развития будущего.

Ключевые слова: форсайт, будущее, планирование, прогноз, тенденции развития.

Успешность любой компании или организации заключается в её умении грамотно планировать будущее, ставить чёткие цели и подробно прописывать этапы их достижения. Что касается направления, которое будет наиболее актуально в следующие несколько лет, то его верном выборе может помочь метод форсайта.

Не существует единого точного определения форсайта, потому что каждая компания трактует его для себя самостоятельно. Но в целом черты данного метода определены, это прогноз, экспертная оценка, долгосрочная перспектива действий. Наиболее полные и распространённые определения исследуемого термина представлены ниже.

Форсайт — это систематический, совместный процесс построения видения будущего, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и ускорение совместных действий [4].

Форсайт — действия, ориентированные на обдумывание обсуждение и очерчивание будущего. Прогнозирование, оценка технологий, исследования будущего и другие формы форсайта — это попытка определить долговременные тренды и скоординировать на их основе принятие решений [1].

Своё начало метод форсайта берёт в 50–60-е гг. ХХ в. в США и получает наибольшее распространение у нас только в последние пару лет. Суть этого метода заключается в долгосрочной (15–20 лет) разработке направлений, в которых будет развиваться компания и которые принесут максимально возможную прибыль и обеспечат конкурентное преимущество на мировом рынке.

В ряд функций форсайта входят такие составляющие, как определение направлений и необходимых усилий; мониторинг мировых тенденций в политических, экономических, технологических, социальных и т. д. областях (в зависимости от области применения данной технологии форсайта); формирование коллегии экспертов; приобщение общества к новой, более прогрессивной модели будущего.

Результатом деятельности институтов форсайта является создание готового сценария, актуального в рамках долгосрочной перспективы, учитывающего к тому же наиболее предпочтительные стратегии развития в отношении той или иной компании. Из чего видно, что разработка стратегии развития является одной из составляющих форсайта.

В форсайте применяется ряд методов, которые будут рассмотрены ниже.

  1. Метод Дельфи. Является методом коллективной экспертизы, полученной путём непрерывного обсуждения группой специалистов, которая дихотомически делится на экспертов и аналитиков. В функционал экспертов входит обсуждение разнообразных путей решения выдвинутой проблемы, которую они самостоятельно же обнаруживают, действуя по аналогичному алгоритму. Аналитики собирают данные, полученные в ходе анонимного опроса экспертов, и выделяют наиболее распространённые ответы. Из этих данных они уже строят определённые выводы и предполагают дальнейшие стратегии развития.
  2. Метод критических технологий. Предварительный перечень критических технологий формируется на основе экспертных опросов и интервью. Затем происходит обсуждение в рамках специальных панелей и фокус-групп, в процессе которых осуществляется окончательный отбор и согласование перечня критических технологий. В некоторых случаях применяется «эталонный анализ», то есть сравнение с другими странами или регионами, что позволяет не только определить уровень развития технологии в стране, регионе или отрасли, но и соотнести его с уровнем мировых лидеров, выявить степень отставания и разработать стратегию по ускорению технологического развития в секторах с наибольшим инновационным потенциалом.
  3. Экспертные панели. Данный метод подразумевает, что группам экспертов из 12–20 человек предлагается в течение нескольких месяцев обдумать возможные варианты будущего по конкретной тематике, используя новейшие аналитические и информационные материалы и разработки. Метод экспертных панелей обеспечивает прозрачность процесса форсайта для сотен людей. Его основными преимуществами являются присутствие экспертов во время всего процесса работы, взаимодействие между представителями различных научных дисциплин и областей деятельности.
  4. Дорожное картирование. Представленный метод используют для выработки и формирования долгосрочных стратегий развития технологий отрасли или крупной компании. Дорожные карты устанавливают причинно-следственные и временные связи между возможными целями, тем самым определяя шаги для достижения целей. Особенности дорожных карт по сравнению с другими методами является то, что результаты представлены графически (в РФ табличная форма).
  5. Разработка сценариев. Данная технология направлена на разработку стратегии и исследования, создание новых тем. Как правило задействованы две группы участников: внутренние (широкие специалисты) и внешние (узкие эксперты). На начальных этапах выявляются основные тенденции, которые группируются в кластеры. Кластеры проходят обсуждение экспертных групп, впоследствии вырабатываются определённые ориентиры в будущее.

Технологию форсайта можно сравнить с планированием и прогнозированием. На первый взгляд разница между этими методами и форсайтом невелика, но всё же существует ряд отличий. Во-первых, в форсайте в разработке концепции действий принимаются участие эксперты разных сфер, от политической до социальной, а в процессе прогнозирования — учёные. С этой точки зрения технология форсайта шире, так как учитывает мнения сразу нескольких экспертных групп. Во-вторых, форсайт имеет общественную направленность. Его целью является не только выявления актуальных и наиболее выгодных направлений, но привлечение общества к этим направлениям. То есть, страны, использующие данную технологию, стремятся донести до граждан идеологию предстоящих перемен как самый успешных вариант развития будущего. В-третьих, метод форсайта позволяет координировать действия в зависимости от вариантов развития будущего. Он предполагает проецирование картины будущего на сегодняшний день и поиск путей достижения уже сейчас. Таким образом, форсайт не столько теоретический метод видения будущего, сколько практический. В-четвёртых, отличается данный метод ещё и временными рамками. Планирование имеет тенденцию к краткосрочному видению будущего, то же касается и прогноза. Форсайт действует в пределах от 15 до 30 лет. Такой подход позволяет сделать наиболее верный выбор в области инвестирования предприятия.

Из представленных отличительных черт видно, что технология форсайта значительно шире остальных и даёт больше перспектив развития субъекту. Приобщение к данной технологии позволяет строить модель управления страной, компанией или предприятием, основываясь на данных, полученных от нескольких сотен экспертов разных сфер жизни. Форсайт берёт преимущество ещё и по пункту многофункциональности: он даёт возможность не только получить максимально подробную картину будущего в долгосрочной перспективе, но и скорректировать действия по ходу достижения этого будущего уже в настоящий момент. Таким образом, форсайт не просто видение модели будущего, а перемещение этой модели в данный момент.

Литература:

  1. Воронов, Ю. П. Форсайт как инструмент [Текст] / под. ред. В. И. Суслова. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. — 212 с.
  2. Капитанова, О. В. Прогнозирование социально-экономических процессов: Учебно-методическое пособие. // О. В. Капитанова — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. — 74 с.
  3. Корнилова, И. Л. Особенности методологии Форсайт [Текст]/ И. Л. Корнилова, О. А. Дудырева // Вестник Российской академии естественных наук. — 2015. — № 19(4). — С. 13–14.
  4. Становление Форсайта. Первые прецеденты Форсайта [Электронный ресурс] // Форсайт. — URL: http://foresight.sfu-kras.ru/ (Дата обращения 07.01.00.).
  5. Форсайт, аналитический обзор [Электронный ресурс] // Пандиа. — URL: https://pandia.ru/ (Дата обращения 07.01.2020.).
  6. Форсайт сессия. Что это такое простыми словами [Электронный ресурс] // 1 тайм.ру. — URL: https://1timer.ru/ (Дата обращения 07.01.2020.).
  7. Форсайтинг как метод управления изменениями [Электронный ресурс] // HR-Портал. — URL: https://hr-portal.ru/ (Дата обращения 07.01.2020.).
Основные термины (генерируются автоматически): будущее, верный выбор, долгосрочная перспектива.


Похожие статьи

Этапы жизненного цикла маркетингового проекта

В статье раскрываются этапы жизненного цикла маркетингового проекта, с учетом его особенностей и отличий в сравнении с проектом в понимании теории менеджмента.

Прошлое, настоящее и будущее фишинговых атак

В статье автор исследует историю развития фишинга, прогнозирует дальнейшее развитие технологий фишинговых атак и даёт универсальное определение фишинга, которое может быть применимо в течение всей истории его существования и не зависит от конкретных ...

Этика нейромаркетинга

В статье представлен обзор нейромаркетинга, истории его возникновения, исследований, технологий, современных сценариев использования. Рассмотрена этическая сторона вопроса и дана краткая рекомендация для бизнеса с учетом динамики развития общества.

Влияние нейромаркетинга на потребительский выбор

В статье рассматривается нейромаркетинг как новое и современное направление маркетинга как науки, рассматривается влияние этого направления на потребительский выбор при покупке товаров и услуг, а также история, методы и инструменты нейромаркетинга.

Геймификация как способ стимулирования персонала

В статье рассмотрен метод геймификации, как способ стимулирования персонала, обозначены способы его внедрения в рабочую среду, примеры геймификации, ее позитивные и негативные стороны.

Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

В статье рассматривается проблема использования современных компьютерных технологий для развития мотивации учения младших школьников. Данное направление считается одним из перспективных в развитии образования.

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Развитие, функции и инструменты аудиобрендинга

В данной статье исследуется определение понятия аудиобрендинга, его историческое развитие. Также автор описывает основные инструменты аудиобрендинга и его функции в построении эмоциональной связи между потребителем и брендом.

Использование реальных экономических кейсов в обучении

В статье автор пытается обозначить основные методы выбора и адаптации кейсов, преимущества кейсов, а также анализирует преимущества и ограничения этого подхода с точки зрения студентов и преподавателей.

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Похожие статьи

Этапы жизненного цикла маркетингового проекта

В статье раскрываются этапы жизненного цикла маркетингового проекта, с учетом его особенностей и отличий в сравнении с проектом в понимании теории менеджмента.

Прошлое, настоящее и будущее фишинговых атак

В статье автор исследует историю развития фишинга, прогнозирует дальнейшее развитие технологий фишинговых атак и даёт универсальное определение фишинга, которое может быть применимо в течение всей истории его существования и не зависит от конкретных ...

Этика нейромаркетинга

В статье представлен обзор нейромаркетинга, истории его возникновения, исследований, технологий, современных сценариев использования. Рассмотрена этическая сторона вопроса и дана краткая рекомендация для бизнеса с учетом динамики развития общества.

Влияние нейромаркетинга на потребительский выбор

В статье рассматривается нейромаркетинг как новое и современное направление маркетинга как науки, рассматривается влияние этого направления на потребительский выбор при покупке товаров и услуг, а также история, методы и инструменты нейромаркетинга.

Геймификация как способ стимулирования персонала

В статье рассмотрен метод геймификации, как способ стимулирования персонала, обозначены способы его внедрения в рабочую среду, примеры геймификации, ее позитивные и негативные стороны.

Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

В статье рассматривается проблема использования современных компьютерных технологий для развития мотивации учения младших школьников. Данное направление считается одним из перспективных в развитии образования.

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Развитие, функции и инструменты аудиобрендинга

В данной статье исследуется определение понятия аудиобрендинга, его историческое развитие. Также автор описывает основные инструменты аудиобрендинга и его функции в построении эмоциональной связи между потребителем и брендом.

Использование реальных экономических кейсов в обучении

В статье автор пытается обозначить основные методы выбора и адаптации кейсов, преимущества кейсов, а также анализирует преимущества и ограничения этого подхода с точки зрения студентов и преподавателей.

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Задать вопрос