Зарубежный опыт ресоциализации осужденных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 13.01.2020

Статья просмотрена: 4345 раз

Библиографическое описание:

Молчанова, Т. Ю. Зарубежный опыт ресоциализации осужденных / Т. Ю. Молчанова, В. Г. Мильшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66202/ (дата обращения: 18.12.2024).



Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения зарубежного опыта реализации международных стандартов содержания заключенных с целью обеспечения их успешной реинтеграции в общество после освобождения. В статье рассматриваются этапы, цели и необходимые условия ресоциализации осужденных, положительный опыт зарубежных стран по социальной работе с осужденными.

Ключевые слова: ресоциализация осужденных, реинтеграция, социальная адаптация, правопослушное поведение, реабилитационные меры, зарубежный опыт.

Принцип возможности и необходимости ресоциализации правонарушителей содержится в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы 2015 г.): цели приговора могут быть достигнуты только в том случае, «если срок заключения используется … для обеспечения реинтеграции (ресоциализации) таких лиц в общество после их освобождения с тем, чтобы они могли вести законопослушный и самостоятельный образ жизни» [1].

Ресоциализация осужденных — процесс целенаправленного возвращения в социум и приобретение ими нужных способностей и умений для жизни в обществе в качестве полезного и законопослушного гражданина, в ходе которого решаются различные проблемы осужденных психологического, организационно-технического, бытового, коммуникативно-культурного и нормативно-правового характера (восстановление статуса личности). Важным компонентом ресоциализации осужденных является восстановление в правах, что предусмотрено ключевыми положениями Конвенции ООН по правам человека: право на жизнь, достойное существование, получение образование, труд и пр. [2].

Ресоциализация осужденных в зарубежных странах осуществляется пенитенциарными учреждениями, службами надзора и пробации, различными религиозными и общественными организациями и объединениями. Пенитенциарные учреждения в своей деятельности руководствуются международными нормативными правовыми документами, определяющими основные права и свободы граждан, а также требованиями, непосредственно затрагивающими правила обращения с осужденными [3]. К числу таких международных документов относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы 2015 г.) и др.

Ресоциализация — это длительный и многокомпонентный процесс, предполагающий применение комплекса реабилитационных мер на разных этапах работы с осужденными:

– пенитенциарная адаптация осужденных — нейтрализация негативных последствий пребывания в тюрьме; анализ и устранение условий, факторов и причин, вызвавших противоправные действия; формирование правопослушной модели поведения; подготовка к освобождению;

– социальная адаптация осужденных, вышедших на свободу — помощь в трудоустройстве, решении бытовых вопросов, восстановлении социальных связей, оформлении документов и т. д.;

– психологическая поддержка осужденных во время и после отбывания срока — преодоление социальной дискриминации, изменение отношения осужденного к самому себе; формирование стойкого стремления к перестройке собственной личности, готовности к выходу на свободу, готовности приносить пользу обществу;

– медицинская ресоциализация — сохранение и восстановление физического, духовного, социального и психологического здоровья осужденного.

Главные цели ресоциализации следующие:

– изменение вектора поведения личности — переориентация асоциальной направленности, смена стереотипа «правонарушителя»;

– адаптация осужденного к будущей жизни на свободе посредством восстановления или приобретения утраченных социальных связей;

– интеграция осужденного в общество в новом социальном статусе путем формирования новой системы установок, норм и ценностей, навыков социального поведения;

– формирование способности саморегуляции поведения с социально одобряемых позиций;

– формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение образовательного и культурного уровня осужденных;

– профилактика рецидивной преступности.

Для достижения целей ресоциализации необходимо:

– создать в исправительном учреждении специальную социально ориентированную среду, отвечающую требованиям подготовки осужденных к предстоящей самостоятельной жизни на свободе;

– воспринимать осужденного как активного субъекта процесса ресоциализации;

– ориентировать осужденного на саморазвитие в ходе социальной интеграции;

– учитывать индивидуальные психологические и психофизиологические особенности осужденного, его коммуникативные способности, наличие сохранившихся позитивных социальных связей;

– моделировать социальное содержание будущей жизни осужденного вне исправительного учреждения.

Зарубежные страны имеют положительный опыт ресоциализации осужденных. В Великобритании наряду с государственными социальными структурами широко развита сеть неправительственных, общественных структур или полугосударственных образований, которые финансируются и контролируются государством. В их функции входит разработка конкретных социальных программ, их реализация, оказание социальной помощи, привлечение к социальной работе необходимых специалистов на общественных началах и оказание помощи осужденным. Социальную работу с заключенными в пенитенциарных учреждениях осуществляют как штатные сотрудники, так и добровольцы. В каждом учреждении для правонарушителей работает не менее двух социальных работников [6].

В Германии социальные работники занимаются проблемами осужденных на протяжении всего срока отбывания наказания, оказывают социальную поддержку и после освобождения. Поэтому в исправительных учреждениях Германии созданы целые социальные службы, в состав которых входят специалисты по социальной работе, психологи, педагоги, духовные работники. При этом количество социальных работников в два с лишним раза превосходит такие категории, как учителя, врачи, психологи [4].

Следует отметить важную роль общественных объединений, частных организаций и лиц, попечительских советов (Германия), а также священнослужителей в ресоциализации осужденных (служба тюремных капелланов в США, Великобритании, Германии, Финляндии, Норвегии, в странах восточной Европы).

Целенаправленная политика исправления правонарушителей и реинтеграции их в общество в зарубежных странах делает социальную работу с осужденными достаточно эффективной. Во-первых, в системе исполнения уголовных наказаний Англии, Германии, США и многих других стран заняты сотрудники различных категорий: социальные работники, педагоги, психологи, священнослужители, медицинские работники. Во-вторых, там созданы психологические службы для изучения личности осужденного, истории ее криминального развития, мотивов и факторов ее криминального поведения, выяснения психологических особенностей для успешного перевоспитания осужденных [5]. Полученные данные используются для осуществления дифференцированного подхода к ресоциализации осужденных, позволяют выбрать наиболее эффективные формы и методы работы.

Таким образом, при решении вопросов социальной адаптации осужденных в России следует учитывать перспективный опыт зарубежных стран.

Литература:

1. Адоевская О. А. О возможности и пределах учета международного опыта ресоциализации осужденных к лишению свободы // Юридический вестник Самарского университета. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vozmozhnosti-i-predelah-ucheta-mezhdunarodnogo-opyta-resotsializatsii-osuzhdennyh-k-lisheniyu-svobody (дата обращения: 09.12.2019).

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/

3. Куркина И. Н. Зарубежный опыт решения проблем ресоциализации осужденных // Вестник Владимирского юридического института. 2011. — № 2. С. 190–194.

4. Латышева Л. А. Социальная работа в исправительном учреждении как основа ресоциализации осужденных // Пенитенциарная наука. 2014. № 3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-v-ispravitelnom-uchrezhdenii-kak-osnova-resotsializatsii-osuzhdennyh (дата обращения: 09.12.2019).

5. Марков В. П. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных к лишению свободы в зарубежной практике // Вестник СамГУ. 2013. № 8/1 (109). С. 31–36. URL: http://vestnik.ssu.samara.ru/tgt/2013_8_1_109_5.

6. Намазова Ф. Ф. Европейский опыт ресоциализации осужденных // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». № 10(26), 2018. URL: http://Alley-science.ru

Основные термины (генерируются автоматически): осужденный, социальная работа, Великобритания, исправительное учреждение, общество, положительный опыт, работник, социальная адаптация осужденных, США.


Ключевые слова

реинтеграция, зарубежный опыт, социальная адаптация, ресоциализация осужденных, правопослушное поведение, реабилитационные меры

Похожие статьи

Организационно-правовые основы ресоциализации осужденных

В статье анализируются международно-правовые акты, регламентирующие исполнение наказания и защиту прав осужденных, включая реализацию мер по реинтеграции осужденных в систему общественных отношений после освобождения; рассматривается возникновение по...

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые соци...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Опыт зарубежных стран в вопросе ресоциализации осужденных

В статье даётся обобщённый обзор опыта зарубежных стран в вопросе ресоциализации осуждённых. Отмечается, что такой опыт некоторых иностранных государств представляется полезным в достижении целей пенитенциарной системы. В связи с этим автор статьи по...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Похожие статьи

Организационно-правовые основы ресоциализации осужденных

В статье анализируются международно-правовые акты, регламентирующие исполнение наказания и защиту прав осужденных, включая реализацию мер по реинтеграции осужденных в систему общественных отношений после освобождения; рассматривается возникновение по...

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые соци...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Опыт зарубежных стран в вопросе ресоциализации осужденных

В статье даётся обобщённый обзор опыта зарубежных стран в вопросе ресоциализации осуждённых. Отмечается, что такой опыт некоторых иностранных государств представляется полезным в достижении целей пенитенциарной системы. В связи с этим автор статьи по...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Задать вопрос