Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно рассматривают в своём исследовании роль создания предметно-пространственной среды в развитии самостоятельной двигательной деятельности, а также предлагают использовать определенные педагогические условия для эффективного воспитания указанного качества у дошкольников.
Ключевые слова: ФГОС ДО, самостоятельность, двигательная деятельность дошкольников, предметно-пространственная среда.
В соответствии с положениями, содержащимися в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определена новая цель, которую педагоги должны воплощать в работе с детьми. Главные её положения требуют особого внимания к воспитанию, социально-педагогической поддержке, становлению и развитию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. [4]
Стандарт на законодательном уровне обеспечивает гарантии равенства прав и возможностей для каждого гражданина в получении дошкольного образования. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях активно внедряются разнообразные программы, методики, методы, приемы и средства, отвечающие требованиям ФГОС ДО.
Программа “Детство” Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, по которой осуществляется воспитательно-образовательная деятельность в нашем детском саду, направлена на всесторонне и гармоническое развитие личности, но кроме основной программы мы опираемся на разработки Л. Н. Волошиной и Т. В. Куриловой, отраженных в парциальной программе “Играйте на здоровье!”. Актуальность использования дополнительной программы вызвана необходимостью повышения качества физического воспитания дошкольников. Нужно отметить, что процесс физического воспитания выступает важным фактором развития личности и сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Но несмотря на это, система физического воспитания, применяющаяся в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях, является недостаточно эффективной, так как не использует все возможности в силу сохранения традиционных методов и приемов воспитания.
Двигательная деятельность — неотъемлемый компонент образа жизни и поведения детей. Её характер полностью зависит от качества организации физического воспитания дошкольников, от их физической подготовки, а также от индивидуальных особенностей и возможностей детского организма. [2, с. 9] Наблюдая за развитием детей, мы заметили, что систематические занятия физической культурой делают воспитанников более здоровыми, бодрыми, жизнерадостными и работоспособными. Поэтому решая задачу по развитию самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста, мы остановились на предположении о том, что положительно отражается на развитии данного качества личности организация и грамотное использование предметно-пространственной среды в группе детского сада и на прогулочной площадке.
Предметно-пространственная среда детского сада — это совокупность условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающих ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. [1, с. 461] При моделировании предметно-пространственной среды нельзя упускать из вида те компоненты, которые могут помочь в формировании таких основных личностных качеств каждого ребёнка, как особенности психического развития дошкольников в конкретном возрасте, показатели их здоровья, уровень общего и речевого развития, а также состояние эмоционально-потребностной сферы детей. Организованная с учетом всех требований и особенностей предметно-пространственная среда группы предоставит возможность каждому ребёнку самостоятельно выбрать занятие по душе, не прибегая к помощи воспитателя. Ведь давно замечено, что развивает самостоятельность и активизирует деятельность ребёнка окружающий его предметный мир, а не взрослый.
Итак, эмоционально комфортная, эстетически оформленная предметно-пространственная среда, должна являться фактором, определяющим развитие личности, появление новых увлечений и потребностей каждого ребёнка. В исследованиях С. Л. Новосёловой, Е. О. Смирновой, В. А. Петровского отмечается, что пространственная среда группы содержит три компонента:
– общий дизайн помещения (мебелировка групповых комнат, цветовое решение стен, эстетика оформления группы);
– организация пространства жизнедеятельности детей (разделение площади группы детского сада на функциональные зоны — игровую, зону физической активности, место для конструирования, уголок изобразительной деятельности, уголок природы, центр чтения и др.);
– оснащение игрушками и учебно-методическими пособиями (наличие необходимых игрушек, развивающих игр, предметов, наглядных пособий) [3, с. 76]
Существуют и другие требования к организации предметно-пространственной среды. Они прописаны в ФГОС ДО и подразумевают, что развивающая среда должна быть «содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [4]. В них подробно раскрываются необходимые качества предметного пространства для всестороннего развития личности дошкольника.
Организованная грамотно предметно-пространственная среда может стать фактором активизации самостоятельной двигательной деятельности детей при соблюдении следующих условий:
– педагоги дошкольной организации осознают значение предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, способны к ее организации с учетом инноваций;
– построение предметно-пространственной среды группы детского сада основано на принципах, заявленных в ФГОС ДО: насыщенность, вариативность, полифункциональность, доступность, трансформируемость и безопасность;
– содержание предметно-пространственной среды отвечает возрастным особенностям дошкольников, уровню развития их двигательных умений и интересам.
В своей практике мы создали предметно-пространственную среду группы, предполагающую развитие самостоятельной двигательной активности, а также способствующую смене динамичных и спокойных форм деятельности детей.
Конструируя предметное пространство, мы учитывали, что тяга к самостоятельной деятельности начинает формироваться у дошкольника во взаимодействии со взрослыми. И поэтому зонирование проводили таким образом, чтоб в нем была возможной одновременная деятельность двоих — троих детей и взрослого. Возрастные особенности дошкольников таковы, что именно в этот период жизни происходит активное развитие различных движений, которые пока неуклюжи, неловки, плохо координированы. Следовательно, оборудование, пособия и игрушки оптимальнее разместить по периметру группы, сократив их до самого необходимого, чтоб примерно две трети двигательной зоны были свободными. Но важно позаботиться о новизне и смене пособий и игрушек, которые помогут избежать однообразия выполняемых движений и будут способствовать развитию самостоятельности у детей. А также не следует забывать и о доступности оборудования и наглядных пособий, они должны размещаться на уровне зрения ребёнка, чтобы в случае необходимости быть вовлечёнными в деятельность самостоятельно, без помощи взрослого.
Теперь хотелось бы подробнее описать то оборудование, которое будет стимулировать самостоятельную двигательную деятельность. Очень хорошо развивают активность детей горка со ступеньками и пологим спуском, инвентарь для перелезания, пролезания или подлезания, например, гибкие тоннели, пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты. Можно разместить в группе мат или матрац, на котором дети с интересом будут ползать, выполнять прыжки или просто лежать. Украсив этот атрибут яркой аппликацией с цифрами, буквами, формами или сюжетами из сказок, можно привлечь к нему ещё больше внимания. Также в группе нужно иметь 2–3 крупных надувных мяча и несколько мячей поменьше, которые позволять стимулировать бег, ходьбу, развивать ловкость. Кроме того, хорошо иметь 1 или 2 коляски для кукол и столько же больших автомобилей, на которых может кататься сам ребенок. Эти транспортные средства могут использоваться детьми как в сюжетно-ролевой игре, так и самостоятельно, тем самым побуждая к ходьбе, развитию координации.
Для развития самостоятельной двигательной активности целесообразно организовать разные виды классиков, тихие тренажеры и гимнастики для глаз. Для того чтобы дети проявляли инициативность, можно предложить им различные подвижные игры и материалы, с которыми бы они самостоятельно могли поэкспериментировать: «Сделай дорожку препятствий» (кусок ткани, пробки, палочки, камешки, крышки, колпачки, пуговицы), «Сделай гирю сам» (две тубы, для наполнителя: камешки, крупы, бусины и т. д.). Также можно разместить картотеки пальчиковых и дыхательных гимнастик с картинками, которые позволят детям самостоятельно разучить ту или иную гимнастику или провести самостоятельно опыты «Что сдвинется с места быстрее» (вата, камень, бумага, пластилин, шарик), «Что мнется в руках» (пластилин, бумага, кубик, ткань), и многое другое. Свободная деятельность детей позволяет им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс двигательной деятельности, а не получать готовые знания от педагога.
Несмотря на организованную по всем правилам среду, педагог не самоустраняется, а наблюдает за процессом детской деятельности, учит ребят играть вместе. Более активные дети могут помогать менее ловким товарищам. Особого внимания требуют малоподвижные дети, занимающиеся однообразной деятельностью. Их обязательно нужно задействовать во время организованной двигательной деятельности, выражать одобрение при проявлении самостоятельной двигательной активности.
Подобная организация предметного пространства группы позволяет дошкольникам самостоятельно находить интересные для себя занятия, развивать двигательные навыки, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс, формируя разносторонне развитую, здоровую личность.
Литература:
- Космачева Т. А. Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — № 1. — С. 461–464. — URL https://moluch.ru/archive/135/37856/ (дата обращения: 25.12.2019).
- Колмыкова, Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию в ДОУ/ Л. А. Колмыкова, Н. А. Мелехина: Издательство: Детство — Пресс. — 2014. — 112с.
- Новоселова, С. Л. Развивающая предметно-игровая среда / Новоселова С. Л. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С.74–77
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL http://standart.edu.ru(дата обращения: 26.12. 2019)