Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 12.01.2020

Статья просмотрена: 5546 раз

Библиографическое описание:

Дробышева, Е. А. Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования / Е. А. Дробышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66219/ (дата обращения: 15.11.2024).



Встатье раскрывается понятие «инклюзивное образование»; анализируется его состояние в системе среднего профессионального образования; описываются основные проблемы в области подготовки специалистов среднего звена с ОВЗ; обозначаются меры, направленные на динамичное развитие сферы среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, СПО, инклюзивное образование, лицо с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, психолого-медико-педагогическая комиссия, ПМПК.

В настоящее время одним из наиболее значимых и перспективных направлений в системе образования стало развитие инклюзивного образования. Со стороны государства уделяется значительное внимание данному направлению, принят ряд нормативно — правовых документов, но несмотря на это в практической деятельности остаются вопросы, требующие незамедлительного решения.

Понятие «инклюзивное образование» закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3].

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в РФ:

  1. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
  2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  4. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
  5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Несмотря на то, что понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья» является в нашей стране общепринятым, необходимо понимать, что к ограниченным возможностям относят не только физическую утрату, но и психологическую, утрата способности осуществлять бытовую, социальную и иные виды деятельности. В зависимости от степени возможности здоровья могут быть временными или постоянными [1].

Одной из задач, которые ставит перед собой государство и общество, является создание условий для общедоступного и качественного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь важнейшее условие социализации таких детей — образование. Рассмотрение инклюзивного образования в системе СПО для нас принципиально важно, так как зачастую именно получение несложной профессии дает шанс людям с ограниченными возможностями здоровья благополучно интегрироваться в общество, ощущать себя необходимым не только близким, но и обществу в целом.

Имеющиеся статистические данные о численности, обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья представлены внутренним учетом различных ведомств, в чьих полномочиях предоставление помощи детям с нарушением здоровья. На данный момент, статус человека с ограниченными возможностями здоровья может быть определен психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). В государственной статистической системе РФ также существуют данные о количестве лиц с ОВЗ, однако, только о тех, кто получает образование в отдельных учебных заведениях.

По данным Европейского агентства инклюзивного образования, на 2017 год зарегистрировано от 1,5 % до 17,5 % лиц обучающегося возраста с ограниченными возможностями здоровья в более чем тридцати странах. Так, в Германии — 5 %, Норвегии — 8 %, Литве — 12 %. Усредненный показатель по Европе — 4,5 % [4].

Россия не является исключением, на сегодняшний день статус человека с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность в частности, имеет 2,4 % детей, что составляет почти 651 тыс. человек [6].

Рассмотрим некоторые показатели инклюзивного образования в системе СПО в России. Согласно федеральной службе государственной статистики с 2015 по 2019 год число студентов с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам СПО увеличилось с 5268 до 8913 тыс. человек. Ниже приведена таблица, где подробно указано количество лиц с ОВЗ по программам СПО. Все данные приведены по государственным (муниципальным) организациям. Более полной и достоверной статистики, касающейся лиц с ОВЗ и обучающихся по образовательным программам СПО, к сожалению, не существует. Но, благодаря имеющимся данным, мы можем сделать заключение: количество детей с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, с 2010 года по настоящее время возрастает, и что важно, возрастает количество обучающихся, что еще раз доказывает необходимость и важность среднего профессионального образования для детей с ограниченными возможностями. Именно получение профессии дает им шанс включиться в социум и чувствовать себя полезным.

Таблица 1

Сведения об инвалидах— студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам (на начало учебного года, человек) [7]

2010/

2011

2011/2012

2012/2013

2013/

2014

2014/

2015

2015/

2016

2016/

2017

2017/

2018

2018/

2019

Образовательные программы среднего профессионального образования (СПО)

Принято студентов

5447

4993

5185

4456

4308

5268

8244

8287

8913

Численность студентов

14400

13548

14306

12359

12369

14788

21482

22935

25004

Выпуск специалистов

3374

3265

3099

2533

2475

2895

4711

4791

4968

Инклюзивное образование базируется на своих принципах, которые заключаются в доступности образования, обеспечении физической возможности лиц с ОВЗ (пандусы, транспорт, подъемники, лифты), разработка специальных учебных программ, образовательных методик, позволяющих учитывать индивидуальные способности.

Политика инклюзивного образования имеет цель изменение социальных институтов, так чтобы существовали условия для включения любого индивида в образовательный процесс, обеспечивающие равенство прав и способность к самостоятельности.

Несмотря на принятие нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, следует сказать о проблемах, с которыми сталкиваются средние профессиональные учреждения, организовывающие обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы;

Данная проблема касается недостаточной оснащенности образовательного процесса, несмотря на то, что существуют указания разработки и реализации адаптированных образовательных программ, ФГОС предусматривают обучения лиц с ОВЗ, увеличивая срок обучения не более чем на один год. Однако, не уточняются временные нормативы на все виды учебной работы, что затрудняет расчет нагрузки преподавателя; не раскрыт вопрос порядка организации учебного процесса студентов с ОВЗ и не имеющих ограничений по здоровью в одной группе.

  1. Неподготовленность преподавателя;

Работа со студентами инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья носит сложный, порой затруднительный характер. Отсутствия необходимого уровня владения методами и способами работы с особыми студентами, знаний о характере и потребностях лиц с ОВЗ, эмоциональные и психологические барьеры педагога.

  1. Недостаточное оснащение образовательных организаций;

Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимы специальные технические и программные средства, такими являются звукоусиливающая аппаратура, предназначенная для слабослышащих; устройства воспроизведения звука и информации; видеоувеличители, позволяющие слабовидящим студентам прочитать плоскопечатный текст, видеть рисунки, иллюстрации, увеличивая их в необходимое количество раз, настраивая масштаб, контрастность; различные устройства для лиц с нарушениями двигательных функций, джойстики, альтернативные мыши.

  1. Недостаточное финансирование инклюзивного образования.

Данная проблема касается не только инклюзивного образования, но и всего образования в целом. Среднее финансирование инклюзивного образования по России за последние годы составляет 336,330 млн. рублей. Данная сумма распределяется по следующим сегментам: разработка и реализация адаптированных образовательных программ — около 60,560 млн. рублей; подготовка и повышение квалификации педагогов — 13,407 млн. рублей; проведение различных мероприятий для детей с ОВЗ (олимпиады, спартакиады, конкурсы и тд.) — 14,272 млн. рублей [8]. Говоря о подушевном финансировании, государство выделяет около 63 тыс. рублей в год на одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, этих средств катастрофически не хватает: многим студентам с ОВЗ необходимы профильные педагоги (дефектологи, тьюторы, логопеды и другие), помимо имеющихся в образовательном учреждении. Поэтому вышеупомянутая проблема недостаточного оснащения образовательных организаций непосредственно связана с низким финансированием.

Таким образом, наиболее эффективными мерами, направленными на динамичное развитие сферы среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, являются:

– создание новых, учитывающих все нюансы, образовательных программ;

– разработка алгоритма преемственности между образовательными учреждениями (школа-колледж) для того, чтобы лица с ОВЗ смогли беспрепятственно и непрерывно получать образование;

– развитие дистанционного обучения как вспомогательного элемента в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– повышение квалификации педагогов и преподавателей, внедрение образовательных модулей, курсов, факультативов по вопросам инклюзивного образования;

– обязательное взаимодействие образовательных организаций с потенциальными работодателями и центрами занятости, так как по данным международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) всего 13–15 % выпускников с ограниченными возможностями здоровья средних профессиональных учреждений заняты на рынке труда [5].

Подводя итоги, можем сказать, что в настоящее время одним из приоритетов социальной политики является гармоничная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Но развитие инклюзивного образования должно происходить постепенно, размеренно, основываясь на продуманном планировании и с применением комплексного подхода в его реализации. Ведь стремительное внедрение всех мер не позволит обеспечить полноценную инклюзию детям с ОВЗ, но и может неблагоприятно отразиться на качестве образования в целом.

Литература:

  1. Кучмаева О. Масштабы и распространенность инклюзивного образования для несовершеннолетних в столице: возможности количественной оценки. Экономика, Статистика и Информатика. М. 2014. № 5. с. 145
  2. Мамыкина В. Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: основные проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования в Оренбургской области». Оренбург. 2017. с. 315
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст. 2 [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/33
  4. Inclusive education for learners with disabilities // Petitions. European Agency, 2017. Policy Department C: Citizens Rights and Constitutional Affairs. URL: http://www.europarl.europa.eu/supporting-analyses
  5. Left Out? Obstacles to education for people with disabilities in Russia. Department of Public Policy / Children’s Rights Protection. 2015. Режим доступа: URL: https://www.hrw.org/report/2015/09/01/left-out/obstacles-education-people-disabilities-russia
  6. Уровень инвалидизации в России / ГИС Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/cn/statistics/population/disabilities
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Сведения об инвалидах-студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/folder/13398
  8. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М. НИУ ВШЭ. 2018. с. 20
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, профессиональное образование, лицо, обучение лиц, программа, ребенок, Российская Федерация, Россия, РФ.


Ключевые слова

инклюзивное образование, среднее профессиональное образование, СПО, ОВЗ, лицо с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-педагогическая комиссия, ПМПК

Похожие статьи

Инклюзивное образование в России

В статье рассматривается инклюзивное образование в России как переход всей системы обучения на высшую ступень развития. Разработаны мероприятия для решения проблем доступности профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательн...

Уровень готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования

В статье раскрывается тема инклюзивного образования в России, производится сравнение специальной и инклюзивной моделей обучения, анализируется процесс совершенствования законодательства в области образования детей с ограниченными возможностями здоров...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье представлено понятие инклюзивного образования в ДОУ, вопросы организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в группе со здоровыми сверстниками. Теоретически обосновывается процесс образования лично...

Психолого-педагогическая подготовка в системе профессионально-педагогического образования

В данной статье рассмотрена современная система профессионального образования. Педагог профессионального обучения получает специфическое системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую, отрасл...

Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения

В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования

В статье представлена характеристика реализуемой в ходе инновационной деятельности модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования, реализуемой в рамках ...

Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы

В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с нарушением зрения представлено нормативно-правовое обеспечение организации внутренней системы оценки качества образования.

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей

В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональным образованием, профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей. Автором поднимается проблема необходимости мотивации и стимули...

Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла

В связи с тем, что понятие инклюзивного образования приобрело широкое распространение, те учащиеся, которые раньше были переданы на обеспечение специализированных школ, теперь могут быть включены в общий образовательный поток. Однако достаточно часто...

Похожие статьи

Инклюзивное образование в России

В статье рассматривается инклюзивное образование в России как переход всей системы обучения на высшую ступень развития. Разработаны мероприятия для решения проблем доступности профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательн...

Уровень готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования

В статье раскрывается тема инклюзивного образования в России, производится сравнение специальной и инклюзивной моделей обучения, анализируется процесс совершенствования законодательства в области образования детей с ограниченными возможностями здоров...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье представлено понятие инклюзивного образования в ДОУ, вопросы организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в группе со здоровыми сверстниками. Теоретически обосновывается процесс образования лично...

Психолого-педагогическая подготовка в системе профессионально-педагогического образования

В данной статье рассмотрена современная система профессионального образования. Педагог профессионального обучения получает специфическое системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую, отрасл...

Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения

В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования

В статье представлена характеристика реализуемой в ходе инновационной деятельности модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования, реализуемой в рамках ...

Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы

В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с нарушением зрения представлено нормативно-правовое обеспечение организации внутренней системы оценки качества образования.

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей

В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональным образованием, профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей. Автором поднимается проблема необходимости мотивации и стимули...

Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла

В связи с тем, что понятие инклюзивного образования приобрело широкое распространение, те учащиеся, которые раньше были переданы на обеспечение специализированных школ, теперь могут быть включены в общий образовательный поток. Однако достаточно часто...

Задать вопрос