Встатье раскрывается понятие «инклюзивное образование»; анализируется его состояние в системе среднего профессионального образования; описываются основные проблемы в области подготовки специалистов среднего звена с ОВЗ; обозначаются меры, направленные на динамичное развитие сферы среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, СПО, инклюзивное образование, лицо с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, психолого-медико-педагогическая комиссия, ПМПК.
В настоящее время одним из наиболее значимых и перспективных направлений в системе образования стало развитие инклюзивного образования. Со стороны государства уделяется значительное внимание данному направлению, принят ряд нормативно — правовых документов, но несмотря на это в практической деятельности остаются вопросы, требующие незамедлительного решения.
Понятие «инклюзивное образование» закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3].
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в РФ:
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Несмотря на то, что понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья» является в нашей стране общепринятым, необходимо понимать, что к ограниченным возможностям относят не только физическую утрату, но и психологическую, утрата способности осуществлять бытовую, социальную и иные виды деятельности. В зависимости от степени возможности здоровья могут быть временными или постоянными [1].
Одной из задач, которые ставит перед собой государство и общество, является создание условий для общедоступного и качественного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь важнейшее условие социализации таких детей — образование. Рассмотрение инклюзивного образования в системе СПО для нас принципиально важно, так как зачастую именно получение несложной профессии дает шанс людям с ограниченными возможностями здоровья благополучно интегрироваться в общество, ощущать себя необходимым не только близким, но и обществу в целом.
Имеющиеся статистические данные о численности, обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья представлены внутренним учетом различных ведомств, в чьих полномочиях предоставление помощи детям с нарушением здоровья. На данный момент, статус человека с ограниченными возможностями здоровья может быть определен психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). В государственной статистической системе РФ также существуют данные о количестве лиц с ОВЗ, однако, только о тех, кто получает образование в отдельных учебных заведениях.
По данным Европейского агентства инклюзивного образования, на 2017 год зарегистрировано от 1,5 % до 17,5 % лиц обучающегося возраста с ограниченными возможностями здоровья в более чем тридцати странах. Так, в Германии — 5 %, Норвегии — 8 %, Литве — 12 %. Усредненный показатель по Европе — 4,5 % [4].
Россия не является исключением, на сегодняшний день статус человека с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность в частности, имеет 2,4 % детей, что составляет почти 651 тыс. человек [6].
Рассмотрим некоторые показатели инклюзивного образования в системе СПО в России. Согласно федеральной службе государственной статистики с 2015 по 2019 год число студентов с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам СПО увеличилось с 5268 до 8913 тыс. человек. Ниже приведена таблица, где подробно указано количество лиц с ОВЗ по программам СПО. Все данные приведены по государственным (муниципальным) организациям. Более полной и достоверной статистики, касающейся лиц с ОВЗ и обучающихся по образовательным программам СПО, к сожалению, не существует. Но, благодаря имеющимся данным, мы можем сделать заключение: количество детей с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, с 2010 года по настоящее время возрастает, и что важно, возрастает количество обучающихся, что еще раз доказывает необходимость и важность среднего профессионального образования для детей с ограниченными возможностями. Именно получение профессии дает им шанс включиться в социум и чувствовать себя полезным.
Таблица 1
Сведения об инвалидах— студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам (на начало учебного года, человек) [7]
|
2010/ 2011 |
2011/2012 |
2012/2013 |
2013/ 2014 |
2014/ 2015 |
2015/ 2016 |
2016/ 2017 |
2017/ 2018 |
2018/ 2019 |
||
Образовательные программы среднего профессионального образования (СПО) |
|
||||||||||
Принято студентов |
5447 |
4993 |
5185 |
4456 |
4308 |
5268 |
8244 |
8287 |
8913 |
||
Численность студентов |
14400 |
13548 |
14306 |
12359 |
12369 |
14788 |
21482 |
22935 |
25004 |
||
Выпуск специалистов |
3374 |
3265 |
3099 |
2533 |
2475 |
2895 |
4711 |
4791 |
4968 |
||
Инклюзивное образование базируется на своих принципах, которые заключаются в доступности образования, обеспечении физической возможности лиц с ОВЗ (пандусы, транспорт, подъемники, лифты), разработка специальных учебных программ, образовательных методик, позволяющих учитывать индивидуальные способности.
Политика инклюзивного образования имеет цель изменение социальных институтов, так чтобы существовали условия для включения любого индивида в образовательный процесс, обеспечивающие равенство прав и способность к самостоятельности.
Несмотря на принятие нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, следует сказать о проблемах, с которыми сталкиваются средние профессиональные учреждения, организовывающие обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы;
Данная проблема касается недостаточной оснащенности образовательного процесса, несмотря на то, что существуют указания разработки и реализации адаптированных образовательных программ, ФГОС предусматривают обучения лиц с ОВЗ, увеличивая срок обучения не более чем на один год. Однако, не уточняются временные нормативы на все виды учебной работы, что затрудняет расчет нагрузки преподавателя; не раскрыт вопрос порядка организации учебного процесса студентов с ОВЗ и не имеющих ограничений по здоровью в одной группе.
- Неподготовленность преподавателя;
Работа со студентами инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья носит сложный, порой затруднительный характер. Отсутствия необходимого уровня владения методами и способами работы с особыми студентами, знаний о характере и потребностях лиц с ОВЗ, эмоциональные и психологические барьеры педагога.
- Недостаточное оснащение образовательных организаций;
Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимы специальные технические и программные средства, такими являются звукоусиливающая аппаратура, предназначенная для слабослышащих; устройства воспроизведения звука и информации; видеоувеличители, позволяющие слабовидящим студентам прочитать плоскопечатный текст, видеть рисунки, иллюстрации, увеличивая их в необходимое количество раз, настраивая масштаб, контрастность; различные устройства для лиц с нарушениями двигательных функций, джойстики, альтернативные мыши.
- Недостаточное финансирование инклюзивного образования.
Данная проблема касается не только инклюзивного образования, но и всего образования в целом. Среднее финансирование инклюзивного образования по России за последние годы составляет 336,330 млн. рублей. Данная сумма распределяется по следующим сегментам: разработка и реализация адаптированных образовательных программ — около 60,560 млн. рублей; подготовка и повышение квалификации педагогов — 13,407 млн. рублей; проведение различных мероприятий для детей с ОВЗ (олимпиады, спартакиады, конкурсы и тд.) — 14,272 млн. рублей [8]. Говоря о подушевном финансировании, государство выделяет около 63 тыс. рублей в год на одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, этих средств катастрофически не хватает: многим студентам с ОВЗ необходимы профильные педагоги (дефектологи, тьюторы, логопеды и другие), помимо имеющихся в образовательном учреждении. Поэтому вышеупомянутая проблема недостаточного оснащения образовательных организаций непосредственно связана с низким финансированием.
Таким образом, наиболее эффективными мерами, направленными на динамичное развитие сферы среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, являются:
– создание новых, учитывающих все нюансы, образовательных программ;
– разработка алгоритма преемственности между образовательными учреждениями (школа-колледж) для того, чтобы лица с ОВЗ смогли беспрепятственно и непрерывно получать образование;
– развитие дистанционного обучения как вспомогательного элемента в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– повышение квалификации педагогов и преподавателей, внедрение образовательных модулей, курсов, факультативов по вопросам инклюзивного образования;
– обязательное взаимодействие образовательных организаций с потенциальными работодателями и центрами занятости, так как по данным международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) всего 13–15 % выпускников с ограниченными возможностями здоровья средних профессиональных учреждений заняты на рынке труда [5].
Подводя итоги, можем сказать, что в настоящее время одним из приоритетов социальной политики является гармоничная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Но развитие инклюзивного образования должно происходить постепенно, размеренно, основываясь на продуманном планировании и с применением комплексного подхода в его реализации. Ведь стремительное внедрение всех мер не позволит обеспечить полноценную инклюзию детям с ОВЗ, но и может неблагоприятно отразиться на качестве образования в целом.
Литература:
- Кучмаева О. Масштабы и распространенность инклюзивного образования для несовершеннолетних в столице: возможности количественной оценки. Экономика, Статистика и Информатика. М. 2014. № 5. с. 145
- Мамыкина В. Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: основные проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования в Оренбургской области». Оренбург. 2017. с. 315
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст. 2 [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/33
- Inclusive education for learners with disabilities // Petitions. European Agency, 2017. Policy Department C: Citizens Rights and Constitutional Affairs. URL: http://www.europarl.europa.eu/supporting-analyses
- Left Out? Obstacles to education for people with disabilities in Russia. Department of Public Policy / Children’s Rights Protection. 2015. Режим доступа: URL: https://www.hrw.org/report/2015/09/01/left-out/obstacles-education-people-disabilities-russia
- Уровень инвалидизации в России / ГИС Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/cn/statistics/population/disabilities
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Сведения об инвалидах-студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/folder/13398
- Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М. НИУ ВШЭ. 2018. с. 20