В статье рассмотрен один из самых распространенных типов должностных преступлений в отечественной практике государственного управления. Уделено внимание основным компонентам данного преступления, то есть объекту, субъекту правонарушений. Проанализированы специфические признаки и их влияние на квалификацию преступлений данного типа.
Ключевые слова: должностное лицо, государственная служба, служебные полномочия, делегирование полномочий.
Рассматриваемый в данной статье состав преступного деяния относится к группе преступлений, нарушающих принципы конституционного строя страны. Последние годы довольно часто проводятся мероприятия, направленные на уничтожение взяточничества, коррупции, причем данное негативное явление проникло во все уровни государственной власти. Можно отметить, что важным средством антикоррупционной политики выступает конкретность нормативно-правовых актов, издаваемых в отрасли уголовного права, более четкий порядок определения ответственности за преступные деяния, относимые к злоупотреблению должностными полномочиями. Это свидетельствует о важности изучаемой темы, ее как теоретической, так и практической значимости, поскольку в работе проанализированы проблемные моменты квалификации этого вида преступлений.
В соответствии с ч. 2 ст. 285 Уголовного Кодекса РФ данное преступное деяние квалифицируется как реализация преступных замыслов должностным лицом, имеющим пост государственного служащего России, а также председателя администрации муниципального образования. Таковые граждане относятся к должностным лицам, при этом они занимают ответственные посты. Правовая характеристика должностных лиц указанных категорий приведена в ст. 285 (особенно примечаниях к ней), а также в ст. 1 Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [2, c.410].
Максимально возможная мера наказания за подобное преступное деяние применятся не в отношении всех должностных лиц, а исключительно для председателей муниципалитетов.
В качестве должностных лиц, относительно которых может применяться уголовная ответственность по данному преступлению, являются должностные лица органов государственного управления России, закрепленные конституционно, при этом статус их утвержден общегосударственными законами и определяет реализацию возложенных конкретных функций по управлению государством, то есть к таковым относятся:
– Президент государства;
– Глава Правительства;
– Главы палат Федерального Собрания;
– депутаты различного уровня;
– министры ведомств федерального уровня;
– Генеральный прокурор России;
– Глава Центрального банка России;
– Глава Счетной палаты России;
– судьи различного уровня;
– Чрезвычайный и Полномочный Посол России
– прочие должностные лица, состав которых определен ст. 285 Уголовного Кодекса, а также ст. 1 Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3, c.512].
Как утверждает ст. 285 Уголовного Кодекса под гражданами, занимающими должности в сфере управления государством представляются посты на различном уровне, то есть главы республик, губернаторы, главы других субъектов, главы учреждений законодательной и исполнительной власти по субъектам Федерации, депутаты различных представительных органов, должности, входящие в состав правительства.
Учитывая круг возложенных прав и обязательств в качестве термина «главы органов местной власти» понимается как глава муниципалитета, так и глава местного административного корпуса [6, c.168].
Наиболее часто встречаемым видом преступлений из группы должностных деяний как в отечественной, так и мировой практике, является злоупотребление должностными преступлениями, меры пресечения которого определены в ст. 285 УК РФ. В соответствии с данным документом, под таковым преступлением понимается «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» [1, c.357].
Степень наносимого ущерба от данного преступления заключается в нанесении вреда механизму функционирования системы государственной власти на всех ее уровнях, включая муниципальное образование и местное.
Собственно объекты преступлений, связанных с превышением должностных полномочий и злоупотребления служебным положением мало отличаются. Объект рассматриваемого типа преступлений выражается в совокупности отношений, создающих предпосылки для стабильной работы конкретного направления централизованной власти, определенного государственного учреждения, федеральной организации, учреждения, отвечающего за управление силовыми структурами страны, армейскими частями, военизированными службами в России.
Негативные последствия, представляющие собой определенную опасность для общества, наступающие вследствие превышения должностных полномочий, представляют собой значительные нарушения прав и законных свобод как физических, так и юридических лиц, охраняемых законодательно. Причиняемый ущерб при совершении подобных нарушений бывает как материальным, так и нематериальным.
Отличия среди указываемых обоих типов преступлений состоят в методах, приемах, посредством которых наносится ущерб объекту злодеяния.
Отмечается значительная разница между статьями 285 и 286 УК в наступлении ответственности, в соответствии с положениями по последней статье виновное лицо становится ответственным при совершении активных деяний, значительно превышающих объем отведенных ему полномочий, в результате чего были в различной степени нарушены права и законные интересы физических и юридических лиц, а также национальные интересы государства, оговоркой является то, что должностное лицо на момент совершения злодеяния должно осознавать что своими поступками превышает круг возложенных на него полномочий.
В общем виде превышение должностных полномочий определяется в таких деяниях, выполняемых должностным лицом при выполнении своей работы:
– имеют отношение к компетенциям иной должности, как правило, равной или расположенной выше по иерархической лестнице;
– могут иметь место исключительно при наступлении специальных предпосылок, перечень которых указан в нормативно — правовых актах (использование огнестрельного оружия или специальных приемов борьбы при задержании преступника, например);
– выполняются конкретно одним должностным лицом, хотя предусматриваются только в групповом порядке или же только после соответствующего разрешения высшего руководства;
– категорически запрещены при любых обстоятельствах.
Учитывая положения действующей статьи 286 Уголовного Кодекса на процесс квалификации данного преступления мотив никаким образом не влияет.
В соответствии с действующим законодательством субъектом рассматриваемого вида преступлений можно назвать определенное физическое лицо в конкретном возрасте, предусмотренном уголовными правовыми нормами, поступки которого привели к опасному для общества действию, включающего в себя все компоненты злодеяния. Также в связи с особым характером превышения должностными полномочиями на законодательном уровне введено определение специального субъекта, то есть объекта, имеющего специализированные права.
Термин «должностное лицо» в качестве субъекта рассматриваемого типа преступлений подробно рассмотрен в главе 30 действующего Уголовного Кодекса, а именно в приложении 1 к статье 285 [4, c.12]. Исходя из правовых норм должностным лицом принято считать тех лиц, которые постоянно или же временно имеют статус носителя государственной власти, при этом реализуя организационные, распорядительные, административно-управленческие, финансово-хозяйственные функции в федеральных учреждениях, муниципальных организациях, различных структурных единицах в армейских частях, органах правопорядка, защиты национальной безопасности [5].
Подобное определение дает возможность отделить следующие компоненты, формирующие основу должностного лица: особенности возложенных служебных полномочий и функций; нормативно-правовая основа делегирования данных полномочий и функций; отраслевая причастность учреждения, в пределах которого реализовывал функции субъект преступления. В то же время важнейшим критерием можно назвать специфические признаки реализуемых функций.
Выделение в законодательном порядке особенностей службы дает возможность выделить группу лиц, именуемых должностными, при этом не допускается двусмысленность в понимании субъекта подобных правонарушений. Подобный критерий дает возможность отграничить отдельных граждан, исполняющих свои функции в федеральных и муниципальных организациях, однако исполняющих при этом функции технического и вспомогательного характера [2, c.410].
Литература:
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А. В. Бриллиантова. — М.: Проспект, 2014
- Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1. Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М.: Юрист, 2014
- Лебедев М. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: Юрист, 2014
- Малиновский И. Б. Коррупция и уголовный закон / И. Б. Милиновский // Российский следователь. — 2015. — № 15. — С. 12
- Романов В. Н. Субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями / В. Н. Романов // Уголовное право. — 2015. — № 1. — С. 33
- Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. — М.: Юристъ, 2015