Понятие и роль регионов во внешнеэкономической деятельности государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 12.01.2020

Статья просмотрена: 2284 раза

Библиографическое описание:

Сергеева, Е. А. Понятие и роль регионов во внешнеэкономической деятельности государства / Е. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66253/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассматривает понятие и роль регионов во внешнеэкономической деятельности страны.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность регионов, внешнеэкономические связи, субъекты.

Увеличение взаимозависимости экономик различных государств, активизация интеграционных процессов обуславливает объективную необходимость интернационализации хозяйственной жизни национальных экономик, отказ от автаркии. В этой связи особое внимание должно уделяться хозяйственной деятельности международных производственных и научно-технических коопераций, которые будут способствовать укреплению внешнеторгового оборота и раскрытию потенциала внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) страны.

ВЭД — функция государства, направленная на заключение экономических отношений посредством обмена материально-техническими ценностями с другими странами и их экономическими субъектами [8, с. 15]. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» ВЭД включает в себя транснациональный обмен товарами, работами, услугами, а также результатами интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на нее, осуществляемый в процессе внешнеторговой деятельности. Таким образом, ВЭД определяет практическую реализацию деятельности государства в сфере экономики за пределами внутренней торговли.

Следует отметить, что уровень вовлеченности государства в хозяйственные международные связи влияет на его общее экономическое развитие, поэтому как справедливо отмечает Л. А. Беляева важно идентифицировать позицию ВЭД в национальной экономике с целью количественной и качественной модификации социально-экономического развития [3, с. 41]. Результативность влияния ВЭД на развитие национальной экономики определяется применением стратегических подходов.

Комплекс целенаправленных стратегических подходов, используемых для достижения страной своих экономических интересов на мировой арене, является внешнеэкономической стратегией государства. Посредством внешнеэкономической стратегии формируются наиболее оптимальные пути интегрирования страны в систему мирохозяйственных связей, повышается конкурентоспособность национальной экономики на мировой арене. Таким образом, грамотно спланированная внешнеэкономическая стратегия способствует развитию национальной экономики, однако для достижения наибольшего эффекта государству необходима постоянная диверсификация внешнеэкономических связей.

Инструментом, обеспечивающим взаимосвязь мировой и национальной экономических систем, выступают внешнеэкономические связи, представляющие собой совокупность форм международного сотрудничества государств и их субъектов в экономической сфере. Несмотря на то, что субъекты, являясь неотъемлемой частью государства, не обладают достаточной самостоятельностью, применение принципа субсидиарности (делегирование властных полномочий «сверху вниз») наделяет их определенной автономностью для принятия внешнеэкономических решений. Так, например, в Российской Федерации (далее — РФ) за субъектами конституционно закреплено право на осуществление международных экономических связей.

Осуществление субъектами РФ своих полномочий в рамках ВЭД во многом стало возможно благодаря постсоветской либерализации процессов ведения международных экономических отношений. До принятия Конституции РФ организация ВЭД находилась исключительно в ведении государства. Впоследствии произошли кардинальные изменения, и появилась двухуровневая модель управления вида «федерация-регионы». Право на реализацию международных и внешнеэкономических связей конституционно закрепляется за субъектами РФ.

Исходя из пункта «л» статьи 71 Конституции РФ объектом исключительного ведения РФ являются ее внешнеэкономические отношения [1]. Согласно пункту «о» статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и ее регионов находится организация международного экономического сотрудничества субъектов, а также выполнение международных договоров РФ. Иными словами, положения Конституции РФ предоставляют возможность субгосударственным акторам принимать участие в международных связях, то есть осуществлять парадипломатию [6, с. 28].

Дальнейшее развитие конституционное право субъектов на осуществление международных и внешнеэкономических связей получило в положениях Федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Указанный нормативный правовой акт детализировал права российских регионов по осуществлению торговых отношений с иностранными партнерами. Аналогичные изменения, позволяющие субъектам Российской Федерации самостоятельно реализовывать ВЭД, были внесены и в другие федеральные законы. Например, в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный закон от 8 февраля 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности» и другие.

Расширение нормативно-правовой базы на федеральном уровне предопределило имплементацию соответствующих норм в законы регионов, что также поспособствовало переориентации внешнеэкономических связей на уровень субъектов.

В этих условиях российские регионы становятся активными участниками процесса интеграции РФ в мировую экономику. Увеличении роли регионов в ведении ВЭД помимо прочего обуславливается невозможностью принятия в едином центре оптимальных решений по всем возникающим в конкретном субъекте вопросам, связанным с осуществлением мирохозяйственных связей [4, с. 830].

Исходя из вышеизложенного, вопросы взаимоотношений государства и субъектов в части реализации ВЭД требуют детального рассмотрения. В частности, по нашему мнению, рассмотрение обозначенных вопросов целесообразно начать с уточнения понятия «регион».

Существуют различные подходы к трактовке данного определения. Так, например, территориальный подход интерпретирует регион лишь с точки зрения локализованного территориального образования государства, ограниченного административными границами [9, с. 147]. В тоже время приверженцы экономического подхода определяют данное понятие как территорию жизнедеятельности населения, приоритетом которого является достижение производственно-экономических целей [11, с. 213]. С точки зрения автора, целесообразно рассматривать регион как симбиоз двух указанных подходов, в этой связи предлагается следующее определение понятия регион — территориальное образование, в пределах которого осуществляются экономические процессы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения, обусловленные местом региона в системе общественного разделения труда.

В рамках рассматриваемой темы необходимо также дать определение региона как субъекта ВЭД. Как непосредственный участник ВЭД регион — это обособленная административно-территориальная единица, наделенная конституционными правами по осуществлению в рамках полномочий внешнеэкономических связей и международных взаимодействий, направленных на повышение конкурентоспособности и устойчивого развития национальной экономики.

Рассматривая влияние ВЭД на социально-экономическое развитие страны в целом, следует также отметить ее воздействие на качественные и структурные положительные изменения в экономке субъектов. Интенсификация и диверсификация международных экономических связей позволяет регионам получать дополнительное финансирование. Также повышается социально-экономическая развитость регионов, способствующая их инвестиционной привлекательности для иностранных партнеров.

Вместе с тем, нельзя не отметить реализация административно-территориальными единицами данных преимуществ создает экономическую дифференциацию [5, с. 168], способствует появлению межрегиональной конкуренции, которая в свою очередь не оказывает положительного эффекта на национальную экономику в целом. Преследование субъектами личных интересов в осуществлении ВЭД, создает риск нарушения целостности российской экономики.

В этой связи результат и дивиденды от ВЭД регионов должны быть прозрачны для экономики страны, поэтому необходимо четкое определение внешнеэкономического статуса каждого субъекта РФ. В настоящей статье под внешнеэкономическим статусом субъекта понимаются результаты осуществления его внешнеэкономических функций, а также совокупность текущих и стратегических показателей ВЭД региона.

Текущие показатели — это численное выражение результатов ВЭД субъектов за определенный период времени. Среди количественных показателей, формирующих внешнеэкономический статус, можно выделить следующие: объем и структура экспорта; объем и структура импорта; внешнеторговый оборот; доля иностранных инвестиций в экономике региона.

В отличие от текущих стратегические показатели определяют не количественные, а качественные характеристики ВЭД региона. Среди таковых выделяют внешнеэкономический потенциал и внешнеэкономический имидж субъекта.

Внешнеэкономический потенциал — совокупность внутренних и внешних ресурсов региона, задействованных в осуществлении ВЭД, обеспечивающих социально-экономическое развитие территории и повышение ее конкурентных преимуществ [7, с. 30].

В широком смысле внешнеэкономический имидж региона — это совокупность мнений о конкретном регионе, формируемых во внешней среде. В узком смысле это субъективное представление о территории, направленное на повышение конкурентоспособности, генерируемое непосредственно или опосредованно на основании особенностей рассматриваемого региона [10, с. 48]. Среди особенностей конкретного региона, формирующих его внешнеэкономический имидж, представляется возможным выделить следующие: темпы экономического роста; инвестиционная привлекательность в целом, в частности занимаемое место в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов РФ; географическое положение региона, близость границ иностранных партнеров; уровень и качество жизни населения, обеспеченность рабочими местами; политическая и экономическая стабильность, отсутствие социальных конфликтов; уровень научно-технического прогресса в регионе; частота упоминаний о регионе в СМИ.

Грамотно выстроенный имидж региона способствует его продвижению не только на общегосударственном, но и на внешнеэкономическом уровне. Кроме того, хорошая репутация позволяет территории расширить партнерские отношения, привлекать инвестиции, увеличивать рынок производителей. В настоящее время основой развития международных и внешнеэкономических связей региона выступают его инвестиционная привлекательность и положительная репутация в иностранных государствах.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что приобретение регионами экономической самостоятельности позволило им стать полноценным участниками международных и внешнеэкономических отношений. Занимаемое место субъекта в ВЭД страны определяет его внешнеэкономический статус, который включает ряд критериев, направленных на увеличение конкурентоспособности и привлечение иностранных инвестиций. В настоящее время наблюдается тенденция повышения интереса иностранных инвесторов к региональной экономике, однако следует отметить, что по отношению к российским регионам данный интерес весьма сдержан ввиду экономической напряженности, обусловленной применением по отношению к РФ внешнеторговых ограничений. В этой связи вопрос реализации субъектами ВЭД в условиях геополитических вызовов требует детального рассмотрения.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 2019. — 64 с.
  2. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Беляева Л. А. Роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в развитии национальной экономики на современном этапе // Вестник науки и образования. 2018. № 14–1 (50). — С. 41–44.
  4. Линецкий А. Ф., Тарасов А. Г., Ковалев В. Е. Роль регионов во внешнеторговой деятельности России в условиях новых геополитических вызовов // Экономика региона. 2017. № 3. — С. 827–838.
  5. Мидов А. З. Дифференциация регионов России по уровню стратегических конкурентных преимуществ: методологические подходы и стратегический анализ // Управленческое консультирование. 2018. № 7 (115). — С. 165–173.
  6. Михайленко Е. Б., Вербицкая Т. В. Участие субъектов Российской Федерации в осуществлении международной деятельности: вопросы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 4. — С. 26–30.
  7. Подшувейт О. В. Внешнеэкономический потенциал региона как фактор конкурентного развития территории: Дис. канд. географич. наук. — СПб., 2017. — 170 с.
  8. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для бакалавриата и магистратуры. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Юрайт», 2014. — 731 с.
  9. Савельев А. В. Обзор подходов к определению понятия «регион» // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013 № 6 (84). — С. 146–148.
  10. Тарасова А. Г. Влияние имиджа региона на его конкурентное взаимодействие // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XI-XII междунар. науч.-практ. конф. № 6–7 (8) — Новосибирск: СибАК, 2018. — С. 45–50.
  11. Черкасов П. С. Регион как социально-экономическая система // ПСЭ. 2013. № 2 (46). — С. 212–214.
Основные термины (генерируются автоматически): национальная экономика, связь, регион, Российская Федерация, субъект, внешнеэкономический статус, РФ, внешнеторговая деятельность, внешнеторговый оборот, внешнеэкономический потенциал.


Ключевые слова

внешнеэкономические связи, субъекты, внешнеэкономическая деятельность регионов

Похожие статьи

Роль государственного регулирования для внешнеэкономической деятельности и деятельности рынка

В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.

Роль государства в реализации внешнеэкономической функции

В статье рассматривается реализация внешнеэкономической функции государства посредством применения особого механизма. Определена роль государства в реализации внешнеэкономической функции, которая представляет собой сложную систему регулирования, подд...

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы регулирования

В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Компетенция субъектов Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности

В статье автор оценивает, насколько самостоятельны регионы в области внешнеэкономической деятельности.

Риски во внешнеэкономической деятельности предприятий

В статье рассматриваются риски и их виды при внешнеэкономической деятельности предприятий. Разработана последовательность выбора способа транспортировки и перевозчика. Рассмотрены способы сокращения непроизводственных затрат при экспортных поставках.

Инвестиционная деятельность в России

В данной статье мы рассмотрим немаловажную составляющую совершенно любой предпринимательской деятельность предприятия — инвестиции. Нам необходимо подробно разобрать роль инвестиций в экономике страны.

Факторы внешнеэкономической конкурентоспособности региона

В статье исследуются факторы, определяющие состояние внешнеэкономической конкурентоспособности региона, также оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Проблемы правового регулирования в сфере туризма

В настоящей статье автор определяет проблемы правового регулирования в сфере туризма, возможные причины их возникновения и делает вывод о возможных способах решения.

Субъекты таможенных правоотношений

В данной статье будут рассмотрены субъекты таможенных правоотношений, и выделены их особенности. Данный вопрос является важным при исследовании таможенных отношений, поскольку их участники обладают особенным статусом.

Место России в системе международной торговли

Рассмотрена роль России в международной торговле, основные тенденции, определены основные факторы влияния.

Похожие статьи

Роль государственного регулирования для внешнеэкономической деятельности и деятельности рынка

В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.

Роль государства в реализации внешнеэкономической функции

В статье рассматривается реализация внешнеэкономической функции государства посредством применения особого механизма. Определена роль государства в реализации внешнеэкономической функции, которая представляет собой сложную систему регулирования, подд...

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы регулирования

В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Компетенция субъектов Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности

В статье автор оценивает, насколько самостоятельны регионы в области внешнеэкономической деятельности.

Риски во внешнеэкономической деятельности предприятий

В статье рассматриваются риски и их виды при внешнеэкономической деятельности предприятий. Разработана последовательность выбора способа транспортировки и перевозчика. Рассмотрены способы сокращения непроизводственных затрат при экспортных поставках.

Инвестиционная деятельность в России

В данной статье мы рассмотрим немаловажную составляющую совершенно любой предпринимательской деятельность предприятия — инвестиции. Нам необходимо подробно разобрать роль инвестиций в экономике страны.

Факторы внешнеэкономической конкурентоспособности региона

В статье исследуются факторы, определяющие состояние внешнеэкономической конкурентоспособности региона, также оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Проблемы правового регулирования в сфере туризма

В настоящей статье автор определяет проблемы правового регулирования в сфере туризма, возможные причины их возникновения и делает вывод о возможных способах решения.

Субъекты таможенных правоотношений

В данной статье будут рассмотрены субъекты таможенных правоотношений, и выделены их особенности. Данный вопрос является важным при исследовании таможенных отношений, поскольку их участники обладают особенным статусом.

Место России в системе международной торговли

Рассмотрена роль России в международной торговле, основные тенденции, определены основные факторы влияния.

Задать вопрос