Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 14.01.2020

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Черенцова, И. В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики / И. В. Черенцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 424-428. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66260/ (дата обращения: 19.12.2024).



Основной задачей общеобразовательной школы в исправительной колонии является повышение уровня знаний осужденных, организация их систематической учёбы, формирование постоянной потребности добывать самостоятельно знания. Задача преподавателей — найти наиболее действенные формы и средства педагогического воздействия на осужденных и нацелить их на изжитие пороков прошлого, пробудить у них стремление к овладению знаниями, привить трудолюбие, дисциплинированность, умение преодолевать трудности. Первостепенная роль здесь принадлежит качеству обучения. Если уроки проводятся неинтересно, без огонька, то они не вызывают у осуждённых жажду познания и творчества, наоборот, отбивают охоту учиться. Всё это вынуждает творчески работающих преподавателей искать новые средства и методы обучения, которые способствуют развитию интереса к предмету, а также открывают широкие возможности для внедрения на уроках различных педагогических технологий на всех ступенях обучения. Необходимость учёта индивидуальных особенностей обучающихся ставит перед преподавателем вопрос: как это всё организовать, какой из методов обучения и методических приёмов окажется наиболее эффективным на данном уроке?

В своей статье мне хочется поделиться опытом организации и проведения урока алгебры в форме дидактической игры «Экипаж» в 10 классе. Тема урока: «Решение показательных уравнений».

Что такое дидактическая игра? Дидактическая игра — это один из методов, благодаря которому знания, полученные в процессе урока, будут усваиваться обучающимися намного лучше. Дети начинают играть с малых лет, и с возрастом игры для них становятся всё более сложными и осмысленными. С помощью игры во время урока обучающиеся могут опробовать для себя новые социальные роли, могут продумывать определённую модель поведения в нестандартной ситуации. Игра для них является очень хорошим способом интеграции теоретических и практических элементов образования, знаний и умений. Реализация игровой деятельности на уроке происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Фрагмент урока:

2. Постановка цели изадачи. Сегодня у нас необычный урок: урок — дидактическая игра «Экипаж» по теме: «Решение показательных уравнений». На этом уроке вы должны повторить и закрепить умения и навыки решения показательных уравнений разных типов.

3. Правила игры. Вы знаете, что на самолётах и кораблях состав служащих называют экипажем. В «экипажи» мы и будем сегодня играть. Сформируем четыре группы и распределим роли: самый знающий и мудрый — командир, самый знающий после командира — штурман, остальные пилоты. В каждой группе командиры экипажей (командиры и штурманы были подготовлены заранее) повторят с членами своего экипажа основные моменты темы, штурманы проведут устную работу, затем экипажи работают по индивидуальным карточкам — заданиям. Работу всех членов экипажа оценивает командир. Затем подготовленный экипаж пойдёт «защищать» полученные знания. На столе у меня находится экран открытого учёта знаний для выставления оценок за работу экипажей, а также картонные жетоны для определения того, кто и как из экипажа будет отвечать, защищая свои знания и самооценку. Жетоны разделены на три группы. Группа I — командирские жетоны: они зелёные, их 8 штук, на них надписи; из них по одному выбирает каждый командир экипажа. Группа II — жетоны экипажные красные: их по количеству членов экипажа; тот, кому достался жетон «Смелый», отвечает. Группа III — жетоны экипажные голубые: их 8; из них все члены экипажа выбирают себе по одному; те, кто вытянул жетон «Умница», отвечают; те же, кому достались «чистые», ответов не дают, но обязаны помогать «Умницам». Экипаж, который должен отвечать, выходит к доске. Командир подает преподавателю список членов экипажа с выставленными оценками за работу (самооценки) и выбирает себе один из разложенных чистой стороной вверх командирских жетонов. Начинается проверка знаний. Всем известно, что в ходе её отметка членам экипажа будет выставлена по самооценке с коррекцией по результату, полученному защищающимся обучающимся. В ходе игры мы определим, какой из экипажей оказался лучшим в усвоении данной темы. Всем экипажам желаю успешной работы!

Командирские жетоны (зелёные)

Вызов (члена экипажа для ответа вызывает преподаватель)

Делегат (экипаж сам определяет, кто будет защищать их знания)

Доброволец — преподаватель сам выбирает одного из добровольцев (а в сознательном экипаже ими должны быть все)

Доверие означает, что в экран ЭОУЗ всем поставят их самооценки без проверки

Все, все — отвечают по очереди все члены экипажа

Экзаменатор — репетитор — обучающиеся отправляются к другому экипажу (куда укажет преподаватель) подготовить его к ответу и проверить с выставлением оценок.

Из серии «Смелый», предписывающий всем членам экипажа тянуть жетоны из серии «Смелый», кому достанется, тот и отвечает.

Из серии «Умница» означает, что все товарищи по экипажу должны тянуть себе жетоны из голубых экипажных жетонов, кому достанется, тот и отвечает.

Экипажные жетоны серии «Смелый» (красные)

Смелый

Смелый

Экипажные жетоны серии «Умница» (голубые)

Умница

Умница

Умница

Умница

Отличительной особенностью дидактической игры является усложнение учебных задач, которые предполагают повторение теоретического материала и выполнение устных упражнений под руководством командира и штурмана экипажа. Следующий фрагмент урока:

1) Командиры получают карточки-задания:

1. Какое уравнение называется показательным?

(Уравнение вида = b, где a, называется показательным)

2. Из приведённых ниже уравнений выберите показательные:

1) 4 — x + 2 = 0; 2) ; 3) ( = 9; 4) — 6 = 0;

5) ( — 1 = x; 6) = 72; 7) (; 8)

(Ответ: 2, 3, 4, 6, 8)

2. На чём основано решение показательных уравнений?

(Ответ: решение показательных уравнений часто сводится к решению уравнения = , где a Это уравнение решается с помощью свойства степени: степени с одинаковым основанием a равны тогда и только тогда, когда равны их пказатели)

3. Назовите основные методы решения показательных уравнений?

(Ответ:1) Приравнивание показателей; 2) Вынесение общего множителя за скобки; 3) Введение новой переменной; 4) Использование однородности; 5) Функционально — графический)

4. Для каждого показательного уравнения выберите способ решения:

(Ответ: 2) (однородное, решается делением правой и левой частей уравнения на выражение, стоящее либо в правой, либо в левой части);

3) ( = 9 (приравнивание показателей);

4) — 6 = 0 (введение новой переменной);

6) = 72 (вынесение общего множителя за скобки);

8) (функционально — графический))

5. Расскажите о свойствах показательной функции, сделайте чертёж.

(Показательная функция y = является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если aубывающей, если 0 )

http://900igr.net/datai/algebra/Vidy-funktsij/0011-001-Pokazatelnaja-funktsija.png

3) Штурманы получают карточки— задания:

1. Приведите степень к одному основанию: а) (Ответ:

а) ; б) )

2. Представьте в виде корня из числа выражения: а) ; б) (Ответ:

а) ; б) )

3. Преобразовать выражение: а)

(Ответ: а); б))

4. Решите уравнение: а) = 81; б) = -11 (Ответ: а) x =

б) x= = — )

5. Сравните числа: а) и ; б) и (Ответ: а) ; б) )

Следующий фрагмент урока — это основная часть урока, групповая, которая предполагает решение показательных уравнений разных типов. Во время работы обучающиеся могут помогать друг другу.

4) Задания для четырёх экипажей разных вариантов:

I вариант

II вариант

а) ( =

а) ( =

б) = 5

б) = 3

в) 2-3-2 = 0

в) 2--9 = 0

г) -6+ 5 = 0

г) -6-27 = 0

д) ( =

д) ( =

е) 2- = 15

е) - = 75

III вариант

IV вариант

а) ( =

а) ( =

б) = 4

б) = 64

в) 3-14-5 = 0

в) - = 24

г) -14- 32 = 0

г) -4+3 = 0

д) ( =

д) ( =

е) - = 120

е) + = 0

Благодаря взаимодействию с другими членами экипажа у обучающихся развиваются коммуникативные компетенции, формируется коллегиальность, проявляются лидерские качества, способность прислушиваться к отличному от своего мнения, умение доказывать свою точку зрения. Дидактическая игра решает не только определённые дидактические задачи: повторение и закрепление изученного материала, отработка учебных умений и навыков, но и способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Увлечённые игрой обучающиеся легче усваивают программный материал, процесс обучения становится для них интереснее, создаёт бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Таким образом, дидактическая игра является важным средством активизации процесса обучения. Насколько интересно пройдёт урок зависит не только от обучающихся, но и от самого преподавателя, который должен обладать психологической компетентностью, чтобы во время такого урока вовремя увидеть негативные моменты и умело устранить их. Преподаватель должен уметь анализировать поведение обучающихся, уметь контролировать взаимоотношения в классе. Поскольку дидактическая игра является мощным интерактивным методом обучения, при котором осуществляется взаимодействие обучающихся между собой, позволяющее реализовать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыслительной деятельности, то педагогу необходимо быть не просто учителем, а ещё и хорошим психологом. На таком уроке преподаватель и обучающиеся являются равными участниками образовательного процесса, а в некоторых случаях преподаватель выступает в роли наблюдателя, предоставляя тем самым проявить обучающимся свои личностные качества, эрудицию, организаторские способности. Преподаватель создаёт условия для проявления инициативы со стороны обучающихся. В такой ситуации обучающиеся привыкают работать самостоятельно, учатся анализировать, сопоставлять и делать выводы на основе полученной информации. При подведении итога урока важно поблагодарить всех участников игры, отметить их сплочённость, взаимовыручку, желание прийти на помощь членам экипажа.

В заключении хочется сказать, что дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Данная игровая технология значительно повышает познавательный интерес обучающихся к математике, формирует положительную мотивацию к обучению, развивает произвольное внимание, увеличивает работоспособность, формирует умение работать в команде. Урок с применением игровых технологий становится более ярким, эмоционально насыщенным. В настоящее время, в условиях Федерального образовательного стандарта перед преподавателем стоит чётко регламентированный перечень компетенций, которыми должен обладать обучающийся по окончании школы. Современный рынок труда нуждается в людях, способных обучаться, переучиваться, находить выход в нестандартной ситуации; в людях, которые научатся сами планировать и осуществлять контроль над своими действиями, соотносить свои действия и результат. ФГОС предписывает преподавателям использовать системно — деятельный подход в обучении, т. е. научить обучающихся «учиться», поэтому в данной ситуации самым эффективным методом для реализации всего этого является дидактическая игра.

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, член экипажа, обучающийся, III, жетон, Ответ, преподаватель, уравнение, урок, экипаж.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Дидактические игры как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся

Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии

Дидактические игры как фактор повышения интереса учащихся к графической деятельности и черчению

Игровые технологии на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Дидактические игры как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся

Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии

Дидактические игры как фактор повышения интереса учащихся к графической деятельности и черчению

Игровые технологии на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Задать вопрос