Основной задачей общеобразовательной школы в исправительной колонии является повышение уровня знаний осужденных, организация их систематической учёбы, формирование постоянной потребности добывать самостоятельно знания. Задача преподавателей — найти наиболее действенные формы и средства педагогического воздействия на осужденных и нацелить их на изжитие пороков прошлого, пробудить у них стремление к овладению знаниями, привить трудолюбие, дисциплинированность, умение преодолевать трудности. Первостепенная роль здесь принадлежит качеству обучения. Если уроки проводятся неинтересно, без огонька, то они не вызывают у осуждённых жажду познания и творчества, наоборот, отбивают охоту учиться. Всё это вынуждает творчески работающих преподавателей искать новые средства и методы обучения, которые способствуют развитию интереса к предмету, а также открывают широкие возможности для внедрения на уроках различных педагогических технологий на всех ступенях обучения. Необходимость учёта индивидуальных особенностей обучающихся ставит перед преподавателем вопрос: как это всё организовать, какой из методов обучения и методических приёмов окажется наиболее эффективным на данном уроке?
В своей статье мне хочется поделиться опытом организации и проведения урока алгебры в форме дидактической игры «Экипаж» в 10 классе. Тема урока: «Решение показательных уравнений».
Что такое дидактическая игра? Дидактическая игра — это один из методов, благодаря которому знания, полученные в процессе урока, будут усваиваться обучающимися намного лучше. Дети начинают играть с малых лет, и с возрастом игры для них становятся всё более сложными и осмысленными. С помощью игры во время урока обучающиеся могут опробовать для себя новые социальные роли, могут продумывать определённую модель поведения в нестандартной ситуации. Игра для них является очень хорошим способом интеграции теоретических и практических элементов образования, знаний и умений. Реализация игровой деятельности на уроке происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Фрагмент урока:
2. Постановка цели изадачи. Сегодня у нас необычный урок: урок — дидактическая игра «Экипаж» по теме: «Решение показательных уравнений». На этом уроке вы должны повторить и закрепить умения и навыки решения показательных уравнений разных типов.
3. Правила игры. Вы знаете, что на самолётах и кораблях состав служащих называют экипажем. В «экипажи» мы и будем сегодня играть. Сформируем четыре группы и распределим роли: самый знающий и мудрый — командир, самый знающий после командира — штурман, остальные пилоты. В каждой группе командиры экипажей (командиры и штурманы были подготовлены заранее) повторят с членами своего экипажа основные моменты темы, штурманы проведут устную работу, затем экипажи работают по индивидуальным карточкам — заданиям. Работу всех членов экипажа оценивает командир. Затем подготовленный экипаж пойдёт «защищать» полученные знания. На столе у меня находится экран открытого учёта знаний для выставления оценок за работу экипажей, а также картонные жетоны для определения того, кто и как из экипажа будет отвечать, защищая свои знания и самооценку. Жетоны разделены на три группы. Группа I — командирские жетоны: они зелёные, их 8 штук, на них надписи; из них по одному выбирает каждый командир экипажа. Группа II — жетоны экипажные красные: их по количеству членов экипажа; тот, кому достался жетон «Смелый», отвечает. Группа III — жетоны экипажные голубые: их 8; из них все члены экипажа выбирают себе по одному; те, кто вытянул жетон «Умница», отвечают; те же, кому достались «чистые», ответов не дают, но обязаны помогать «Умницам». Экипаж, который должен отвечать, выходит к доске. Командир подает преподавателю список членов экипажа с выставленными оценками за работу (самооценки) и выбирает себе один из разложенных чистой стороной вверх командирских жетонов. Начинается проверка знаний. Всем известно, что в ходе её отметка членам экипажа будет выставлена по самооценке с коррекцией по результату, полученному защищающимся обучающимся. В ходе игры мы определим, какой из экипажей оказался лучшим в усвоении данной темы. Всем экипажам желаю успешной работы!
Командирские жетоны (зелёные)
Вызов (члена экипажа для ответа вызывает преподаватель) |
Делегат — (экипаж сам определяет, кто будет защищать их знания) |
Доброволец — преподаватель сам выбирает одного из добровольцев (а в сознательном экипаже ими должны быть все) |
Доверие — означает, что в экран ЭОУЗ всем поставят их самооценки без проверки |
Все, все — отвечают по очереди все члены экипажа |
Экзаменатор — репетитор — обучающиеся отправляются к другому экипажу (куда укажет преподаватель) подготовить его к ответу и проверить с выставлением оценок. |
Из серии «Смелый», предписывающий всем членам экипажа тянуть жетоны из серии «Смелый», кому достанется, тот и отвечает. |
Из серии «Умница» означает, что все товарищи по экипажу должны тянуть себе жетоны из голубых экипажных жетонов, кому достанется, тот и отвечает. |
Экипажные жетоны серии «Смелый» (красные)
Смелый |
Смелый |
Экипажные жетоны серии «Умница» (голубые)
Умница |
Умница |
||
Умница |
Умница |
Отличительной особенностью дидактической игры является усложнение учебных задач, которые предполагают повторение теоретического материала и выполнение устных упражнений под руководством командира и штурмана экипажа. Следующий фрагмент урока:
1) Командиры получают карточки-задания:
1. Какое уравнение называется показательным? (Уравнение вида = b, где a, называется показательным) |
2. Из приведённых ниже уравнений выберите показательные: 1) 4 — x + 2 = 0; 2) ; 3) ( = 9; 4) — 6 = 0; 5) ( — 1 = x; 6) = 72; 7) (; 8) (Ответ: 2, 3, 4, 6, 8) |
2. На чём основано решение показательных уравнений? (Ответ: решение показательных уравнений часто сводится к решению уравнения = , где a Это уравнение решается с помощью свойства степени: степени с одинаковым основанием a равны тогда и только тогда, когда равны их пказатели) |
3. Назовите основные методы решения показательных уравнений? (Ответ:1) Приравнивание показателей; 2) Вынесение общего множителя за скобки; 3) Введение новой переменной; 4) Использование однородности; 5) Функционально — графический) |
4. Для каждого показательного уравнения выберите способ решения: (Ответ: 2) (однородное, решается делением правой и левой частей уравнения на выражение, стоящее либо в правой, либо в левой части); 3) ( = 9 (приравнивание показателей); 4) — 6 = 0 (введение новой переменной); 6) = 72 (вынесение общего множителя за скобки); 8) (функционально — графический)) |
5. Расскажите о свойствах показательной функции, сделайте чертёж. (Показательная функция y = является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если aубывающей, если 0 )
|
3) Штурманы получают карточки— задания:
1. Приведите степень к одному основанию: а) (Ответ: а) ; б) ) |
2. Представьте в виде корня из числа выражения: а) ; б) (Ответ: а) ; б) ) |
3. Преобразовать выражение: а) |
(Ответ: а); б)) |
4. Решите уравнение: а) = 81; б) = -11 (Ответ: а) x = б) x= = — ) |
5. Сравните числа: а) и ; б) и (Ответ: а) ; б) ) |
Следующий фрагмент урока — это основная часть урока, групповая, которая предполагает решение показательных уравнений разных типов. Во время работы обучающиеся могут помогать друг другу.
4) Задания для четырёх экипажей разных вариантов:
I вариант |
II вариант |
а) ( = |
а) ( = |
б) = 5 |
б) = 3 |
в) 2-3-2 = 0 |
в) 2--9 = 0 |
г) -6+ 5 = 0 |
г) -6-27 = 0 |
д) ( = |
д) ( = |
е) 2- = 15 |
е) - = 75 |
III вариант |
IV вариант |
а) ( = |
а) ( = |
б) = 4 |
б) = 64 |
в) 3-14-5 = 0 |
в) - = 24 |
г) -14- 32 = 0 |
г) -4+3 = 0 |
д) ( = |
д) ( = |
е) - = 120 |
е) + = 0 |
Благодаря взаимодействию с другими членами экипажа у обучающихся развиваются коммуникативные компетенции, формируется коллегиальность, проявляются лидерские качества, способность прислушиваться к отличному от своего мнения, умение доказывать свою точку зрения. Дидактическая игра решает не только определённые дидактические задачи: повторение и закрепление изученного материала, отработка учебных умений и навыков, но и способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Увлечённые игрой обучающиеся легче усваивают программный материал, процесс обучения становится для них интереснее, создаёт бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Таким образом, дидактическая игра является важным средством активизации процесса обучения. Насколько интересно пройдёт урок зависит не только от обучающихся, но и от самого преподавателя, который должен обладать психологической компетентностью, чтобы во время такого урока вовремя увидеть негативные моменты и умело устранить их. Преподаватель должен уметь анализировать поведение обучающихся, уметь контролировать взаимоотношения в классе. Поскольку дидактическая игра является мощным интерактивным методом обучения, при котором осуществляется взаимодействие обучающихся между собой, позволяющее реализовать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыслительной деятельности, то педагогу необходимо быть не просто учителем, а ещё и хорошим психологом. На таком уроке преподаватель и обучающиеся являются равными участниками образовательного процесса, а в некоторых случаях преподаватель выступает в роли наблюдателя, предоставляя тем самым проявить обучающимся свои личностные качества, эрудицию, организаторские способности. Преподаватель создаёт условия для проявления инициативы со стороны обучающихся. В такой ситуации обучающиеся привыкают работать самостоятельно, учатся анализировать, сопоставлять и делать выводы на основе полученной информации. При подведении итога урока важно поблагодарить всех участников игры, отметить их сплочённость, взаимовыручку, желание прийти на помощь членам экипажа.
В заключении хочется сказать, что дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Данная игровая технология значительно повышает познавательный интерес обучающихся к математике, формирует положительную мотивацию к обучению, развивает произвольное внимание, увеличивает работоспособность, формирует умение работать в команде. Урок с применением игровых технологий становится более ярким, эмоционально насыщенным. В настоящее время, в условиях Федерального образовательного стандарта перед преподавателем стоит чётко регламентированный перечень компетенций, которыми должен обладать обучающийся по окончании школы. Современный рынок труда нуждается в людях, способных обучаться, переучиваться, находить выход в нестандартной ситуации; в людях, которые научатся сами планировать и осуществлять контроль над своими действиями, соотносить свои действия и результат. ФГОС предписывает преподавателям использовать системно — деятельный подход в обучении, т. е. научить обучающихся «учиться», поэтому в данной ситуации самым эффективным методом для реализации всего этого является дидактическая игра.