Рубрики как инструмент формирующего оценивания на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 13.01.2020

Статья просмотрена: 1569 раз

Библиографическое описание:

Рослякова, Е. Ю. Рубрики как инструмент формирующего оценивания на уроках иностранного языка / Е. Ю. Рослякова, А. Н. Чечина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66261/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современное общество выдвигает новые требования к выпускникам школы. Для успешной самореализации в любой сфере общества молодым людям необходимо обладать высокими профессиональными и социальными компетенциями, быть готовыми брать на себя ответственность за себя и других. Школьное образование играет при этом немаловажную роль. Меняются роли ученика и педагога. Активный характер обучения, индивидуализация и вариативность позволяют удовлетворять запросы учащихся, поставив в центр образовательного процесса самого ученика. Учитель, в свою очередь, становится тьютором, консультантом, главная задача которого — обеспечить условия для развития способностей учащихся и улучшения качества образования. В связи с этим, значительные изменения происходят в системе оценивания. Ученик становится активным участником процесса оценивания и использует результаты для корректировки своей индивидуальной образовательной траектории. Оценивание становится механизмом, который позволяет совершенствовать процесс преподавания учителем, с одной стороны, и мотивирует учащихся активно участвовать в своем учении. В связи с этим, на уроках иностранного языка необходимо применять формы и методы оценивания, которые способствуют повышению качества обучения, а именно, формирующего оценивания. [5]

Согласно М. А. Пинской формирующее оценивание имеет следующие характеристики:

– центрировано на ученике;

– направляется учителем;

– формирует учебный процесс;

– определено контекстом;

– непрерывно;

– коренится в качественном преподавании. [5]

Одним из приемов оценивания, который соответствует перечисленным характеристикам и показывает свою эффективность на уроках иностранного языка, являются оценочные рубрики.

Рубрики — это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и учебные достижения. [5] Рубрики позволяют сделать оценивание понятным для учеников: в критериях четко определяются достижения, которые ожидаются. Они могут быть использованы для оценивания различных форм речевой деятельности: устных высказываний, письменной речи, работы с текстом, оценки кроссворда и т. д. Кроме того, учащиеся имеют возможность принимать участие в обсуждении рубрик. Каждая рубрика имеет определенные критерии и переводится в баллы. Рубрики представляют собой таблицы и позволяют ученику и учителю определить важные моменты для обучения:

– на каком уровне находится ученик в настоящий момент;

– чего не хватает, чтобы достичь образцового уровня;

– какой следующий шаг предстоит сделать, чтобы улучшить результат.

Использование рубрик обоснованно для развития умений самооценки и взаимооценки учащихся. Являясь активным участником оценивания, ученик глубже «погружается» в изучаемый материал, повышается мотивация, появляется вера в успех.

Если говорить о возможных проблемах данного инструмента оценивания, то на наш взгляд, это описание достижений и определение критериев. Чтобы избежать спорных ситуаций, они должны быть максимально четкими и не подразумевать двоякого толкования. Вторая проблема, на которую необходимо обратить внимание, это регулярность использования рубрик. Как и любое оценивание, рубрики эффективны, если используются систематически, на постоянной основе.

Ниже приведены примеры использования рубрик на уроках иностранного языка.

Пример 1.

Лист оценки кроссворда

Тема: Профессии.

Класс: 7

Задание: составить кроссворд на тему «Профессии».

Критерий

Высокий (3 б.)

Средний (2 б.)

Низкий (1 б.)

Содержание

Соответствует заданной теме, содержит не менее 15 определений, формулировки лаконичны,не вызывают затруднений.

Соответствует теме, содержит не менее 15 определений, но некоторые формулировки вызывают затруднения.

Соответствует теме частично, содержит менее 15 определений, некоторые формулировки вызывают затруднения.

Грамотность в определении терминов

Определения сформулированы грамотно, допускается 1 ошибка.

В формулировке определений допущено 2–3 ошибки.

Допущено значительное количество ошибок (4–5).

Оформление

Оформлен аккуратно, содержит иллюстрации, соблюдаются все правила составления кроссворда.

Оформлен аккуратно, имеются недочеты в составлении кроссворда.

Оформлен небрежно, без соблюдения правил составления кроссворда.

Шкала перевода баллов в отметку:

8–9 баллов — отлично

6–7 баллов — хорошо

4–5 баллов — удовлетворительно

Пример 2.

Лист оценки письменной работы (описание фотографии)

Тема: Семья.

Класс: 7

Задание: описать семейную фотографию.

Критерий

Высокий (3 б.)

Средний (2 б.)

Низкий (1 балл)

Содержание

Содержание полностью соответствует заданной теме (объём не менее 60–80 слов)

Содержание частично соответствует коммуникативной задаче. Аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью(объём не менее 80–60 слов)

Содержание частично соответствует коммуникативной задаче. Не все аспекты, указанные в задании, раскрыты (объём менее 80–60 слов)

Лексическое оформление речи

Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно, используется разнообразная лексика, изученные речевые образцы.

Высказывание в основном логично; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи, используется разнообразная лексика, изученные речевые образцы. Возможно наличие 2–3 негрубых ошибок.

Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, допущено 4–5 ошибок.

Грамматическое оформление речи

Использованы различные грамматические структуры; задействованы простые и сложные предложения, допускается 1 ошибка.

Допущен ряд ошибок, не затрудняющий понимание высказывания; простые предложения составлены грамматически правильно, допущено 2–3 ошибки.

Использованы однообразные грамматические структуры. Простые предложения содержат многочисленные грамматические ошибки, не затрудняющие понимание высказывания.

Орфографическое оформление речи

При написании не допущены пунктуационные ошибки.

При написании допущены 1–2 пунктуационные ошибки

и ряд орфографических ошибок, не влияющие на понимание высказывания.

При написании допущены многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки, затрудняющие понимание высказывания

Таким образом, оценочные рубрики соответствуют требованиям современной системы оценки, являются действенным инструментом повышения мотивации учащихся, способствуют развитию умений само- и взаимооценки.

Литература:

  1. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе. Журнал «Человек и образование», № 1 (38), 2014.
  2. Витковский А., Пинская М. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. — М., 2014.
  3. Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 128 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
  4. Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. — Нарва, 2012. — 50с.
  5. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М. А. Пинская. — М.: Логос, 2010. — 264 с.
  6. Thomas Stern. Förderliche Leistungsbewertung. — Wien,2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, понимание высказывания, иностранный язык, логическая связь, балл, использование рубрик, использование средств, коммуникативная задача, разнообразная лексика, формирующее оценивание.


Похожие статьи

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на уроках РКИ

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Эффективное применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка

Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Метод проектов на уроках иностранного языка

Похожие статьи

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на уроках РКИ

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Эффективное применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка

Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Метод проектов на уроках иностранного языка

Задать вопрос