Современное общество выдвигает новые требования к выпускникам школы. Для успешной самореализации в любой сфере общества молодым людям необходимо обладать высокими профессиональными и социальными компетенциями, быть готовыми брать на себя ответственность за себя и других. Школьное образование играет при этом немаловажную роль. Меняются роли ученика и педагога. Активный характер обучения, индивидуализация и вариативность позволяют удовлетворять запросы учащихся, поставив в центр образовательного процесса самого ученика. Учитель, в свою очередь, становится тьютором, консультантом, главная задача которого — обеспечить условия для развития способностей учащихся и улучшения качества образования. В связи с этим, значительные изменения происходят в системе оценивания. Ученик становится активным участником процесса оценивания и использует результаты для корректировки своей индивидуальной образовательной траектории. Оценивание становится механизмом, который позволяет совершенствовать процесс преподавания учителем, с одной стороны, и мотивирует учащихся активно участвовать в своем учении. В связи с этим, на уроках иностранного языка необходимо применять формы и методы оценивания, которые способствуют повышению качества обучения, а именно, формирующего оценивания. [5]
Согласно М. А. Пинской формирующее оценивание имеет следующие характеристики:
– центрировано на ученике;
– направляется учителем;
– формирует учебный процесс;
– определено контекстом;
– непрерывно;
– коренится в качественном преподавании. [5]
Одним из приемов оценивания, который соответствует перечисленным характеристикам и показывает свою эффективность на уроках иностранного языка, являются оценочные рубрики.
Рубрики — это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и учебные достижения. [5] Рубрики позволяют сделать оценивание понятным для учеников: в критериях четко определяются достижения, которые ожидаются. Они могут быть использованы для оценивания различных форм речевой деятельности: устных высказываний, письменной речи, работы с текстом, оценки кроссворда и т. д. Кроме того, учащиеся имеют возможность принимать участие в обсуждении рубрик. Каждая рубрика имеет определенные критерии и переводится в баллы. Рубрики представляют собой таблицы и позволяют ученику и учителю определить важные моменты для обучения:
– на каком уровне находится ученик в настоящий момент;
– чего не хватает, чтобы достичь образцового уровня;
– какой следующий шаг предстоит сделать, чтобы улучшить результат.
Использование рубрик обоснованно для развития умений самооценки и взаимооценки учащихся. Являясь активным участником оценивания, ученик глубже «погружается» в изучаемый материал, повышается мотивация, появляется вера в успех.
Если говорить о возможных проблемах данного инструмента оценивания, то на наш взгляд, это описание достижений и определение критериев. Чтобы избежать спорных ситуаций, они должны быть максимально четкими и не подразумевать двоякого толкования. Вторая проблема, на которую необходимо обратить внимание, это регулярность использования рубрик. Как и любое оценивание, рубрики эффективны, если используются систематически, на постоянной основе.
Ниже приведены примеры использования рубрик на уроках иностранного языка.
Пример 1.
Лист оценки кроссворда
Тема: Профессии.
Класс: 7
Задание: составить кроссворд на тему «Профессии».
Критерий |
Высокий (3 б.) |
Средний (2 б.) |
Низкий (1 б.) |
Содержание |
Соответствует заданной теме, содержит не менее 15 определений, формулировки лаконичны,не вызывают затруднений. |
Соответствует теме, содержит не менее 15 определений, но некоторые формулировки вызывают затруднения. |
Соответствует теме частично, содержит менее 15 определений, некоторые формулировки вызывают затруднения. |
Грамотность в определении терминов |
Определения сформулированы грамотно, допускается 1 ошибка. |
В формулировке определений допущено 2–3 ошибки. |
Допущено значительное количество ошибок (4–5). |
Оформление |
Оформлен аккуратно, содержит иллюстрации, соблюдаются все правила составления кроссворда. |
Оформлен аккуратно, имеются недочеты в составлении кроссворда. |
Оформлен небрежно, без соблюдения правил составления кроссворда. |
Шкала перевода баллов в отметку:
8–9 баллов — отлично
6–7 баллов — хорошо
4–5 баллов — удовлетворительно
Пример 2.
Лист оценки письменной работы (описание фотографии)
Тема: Семья.
Класс: 7
Задание: описать семейную фотографию.
Критерий |
Высокий (3 б.) |
Средний (2 б.) |
Низкий (1 балл) |
Содержание |
Содержание полностью соответствует заданной теме (объём не менее 60–80 слов) |
Содержание частично соответствует коммуникативной задаче. Аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью(объём не менее 80–60 слов) |
Содержание частично соответствует коммуникативной задаче. Не все аспекты, указанные в задании, раскрыты (объём менее 80–60 слов) |
Лексическое оформление речи |
Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно, используется разнообразная лексика, изученные речевые образцы. |
Высказывание в основном логично; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи, используется разнообразная лексика, изученные речевые образцы. Возможно наличие 2–3 негрубых ошибок. |
Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, допущено 4–5 ошибок. |
Грамматическое оформление речи |
Использованы различные грамматические структуры; задействованы простые и сложные предложения, допускается 1 ошибка. |
Допущен ряд ошибок, не затрудняющий понимание высказывания; простые предложения составлены грамматически правильно, допущено 2–3 ошибки. |
Использованы однообразные грамматические структуры. Простые предложения содержат многочисленные грамматические ошибки, не затрудняющие понимание высказывания. |
Орфографическое оформление речи |
При написании не допущены пунктуационные ошибки. |
При написании допущены 1–2 пунктуационные ошибки и ряд орфографических ошибок, не влияющие на понимание высказывания. |
При написании допущены многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки, затрудняющие понимание высказывания |
Таким образом, оценочные рубрики соответствуют требованиям современной системы оценки, являются действенным инструментом повышения мотивации учащихся, способствуют развитию умений само- и взаимооценки.
Литература:
- Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе. Журнал «Человек и образование», № 1 (38), 2014.
- Витковский А., Пинская М. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. — М., 2014.
- Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 128 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
- Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. — Нарва, 2012. — 50с.
- Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М. А. Пинская. — М.: Логос, 2010. — 264 с.
- Thomas Stern. Förderliche Leistungsbewertung. — Wien,2010.