В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования по вопросам дальнейшего изучения и исследования факторов развития молодых хореографических коллективов. Автором сделаны выводы относительно понимания особенностей становления командообразования как фактора успешного развития коллектива.
Ключевые слова: тимбилдинг, командообразование, хореографический коллектив, факторы развития, развитие хореографического коллектива.
Постановка проблемы. В настоящее время часто применяется такой метод поддержания социально-психологического климата в коллективе и сплочения команды как тимбилдинг. Однако несмотря на широкую популярность данного метода многие руководители неправильно трактуют термин «тимбилдинг». Вот как комментирует понимание термина Брюс Хониг, исполнительный директор Honig IdeaGuides: «Тимбилдинг изначально представляет собой создание команды, которая будет состоять из сотрудников, работающих в одной компании, для достижения одних целей. Однако часто, организаторы путают значение Team building с совместным проведением времени где-нибудь в кафе или другом развлекательном заведении» [1]. Следствием непонимания сущности тимбилдинга является не эффективное использование потенциала данного метода.
Основу тимбилдинга составляют две стадии: тимскилс (Team Skills от англ. — «командные навыки») и тимспирит (Team Spirit от англ. -«командный дух»), являющиеся важными этапами в развитии командных эффектов в организации [2].
Развитие командных эффектов в коллективе:
− Team Spirit. Развитие неформальных отношений, основанных на яркой совместной истории и усиливающих осознание и принятие философии организации, позволяет сформировать сильную организационную культуру.
− Team Skills. Внедрение командного духа должно начинаться с управленческой команды, которая транслирует принципы и навыки командной работы на всю глубину структуры.
− Уровни подчинения. Руководитель коллектива потом педагоги коллектива, затем воспитанники коллектива.
Анализ последних исследований. В ходе изучения термина в теории менеджмента сложилось две точки зрения. Первая представляет тимбилдинг как процесс построения команды, основываясь при этом на разработанных в психологии и менеджменте направлениях, а именно — организационной динамике, организационном развитии, групповой динамике и психологии группы. Вторая точка зрения основана на том, что тимбилдинг является альтернативным направлением в обучении и развитии персонала и группы, так как участники учатся посредством опыта и активного взаимодействия. И концепция тимбилдинга трактуется как базовое направление Experiential Education и Active Learning [3, c. 11].
Актуальность. Хореографический коллектив — это не просто «какое-то» объединение людей, любящих хореографию и занимающихся ею профессионально. Это объединение людей, которое базируется на общей идее, этике и творчестве, оно непосредственно связано с такими понятиями как взаимопомощь, взаимовыручка, товарищество и дружба. И главной общей идеей такого коллектива является возможность реализовать свой творческий потенциал и творческие желания, развития духовно и профессионально. Поэтому важно создать идеальную модель современного образования использую все возможные реально работающие методики. Мир развивается с непомерной скоростью, в том числе и в хореография, так почему мы должны воспитывать и учить детей по-старому, когда нам доступны невероятные ресурсы, которые могут улучшить нашу систему образования, хотя бы на этапе небольших коллективов дополнительного образования.
Задачами нашей методики будет не просто обучение воспитанников работе в команде. Особенностью тимбилдинга является именно обучение работе в группе, знание своей роли в коллективе, командное решение вопросов, развитие умения использования ресурсов каждого участника команды, умение взаимодействовать и находить общий язык с другими участниками коллектива:
− Создание и поддержание дружеских отношений в коллективе;
− Адаптация новых воспитанников в коллективе;
− Снятие психологического напряжения и конфликтов;
− Повышение уровня доверия и взаимопомощи в коллективе;
− Повышение уровня личной ответственности за результат;
− Повышение командного духа.
Научная новизна. Новизной будет являться то, что мы в свое обучение скрестим уже работающие во всем мире упражнения по командообразованию и обучение хореографии на примере детей. Это даст нам возможность сплотить коллектив и направить энергию на высокий результат.
Цель. Хореографический коллектив, разумеется, как и любой другой коллектив имеет определенные особенности организации и взаимодействия с педагогом (в других областях роль «педагога» так или иначе присутствует). В первую очередь особенностями «управления» и развития коллектива предстают такие понятия как, психологическая мотивация участников, зависимости друг от друга, присутствии общего интереса коллектива в целом. Все это требует формирования какого-либо особого уровня взаимоотношений, которое мы будем создавать для одной группы коллектива, в которой будут строиться отношения педагог-друг, а не педагог-учитель, целью чего и является командообразование [4, c. 54].
Критерии:
- Взаимоотношения между воспитанниками;
- Взаимоотношение между педагогом и воспитанником;
- Дисциплина;
- Методы преподавания;
- Взаимопомощь;
- Выступления;
- Пример из жизни: Концерт, один и детей понимает, что забыл пояс для костюма;
Группа, где отношения «Педагог-друг»:
- Все дети одной группы общаются друг с другом нет разделения на группы;
- Воспитанники воспринимают педагога как друга, с которым можно общаться за пределами танцевального класса;
- Педагогу легче управлять дисциплиной потому, он может просто «по-дружески» попросить, например, вести себя тише;
- Педагог ставит цель укрепить команду через дружеские взаимоотношения и через новые методы преподавания включая командообразование благодаря чему в будущем ему будет легче достигать поставленных целей;
- У сплоченной группы дети охотно подсказывают, помогают и одалживают, например, резинку для волос и расческу;
- Сплоченным детям легче освоить синхронность в танце, или же подойти к педагогу с какой-либо проблемой;
- Воспитанник, не боясь, подходит к педагогу и сообщает о проблеме, педагог-друг, разговаривая с группой, пытается помочь и выйти из ситуации путем поиска запасного пояса или сделать похожий из подручных средств.
Группа, где отношения «Педагог-учитель»:
- Группа детей делится на подгруппы;
- Воспитанники относятся как к простому педагогу;
- Воспитанники не всегда с первого раза слушают педагога, для этого ему нужно стать для них авторитетом;
- У педагога одна цель достичь результата путем обычных методик;
- В обычной группе дети, иногда, просто стесняются просить у коллег помощь;
- В обычных группах дети бояться подходить к педагогу с проблемой (не обязательно личного характера);
- Воспитанник скорее всего побоится подойти и сказать педагогу и будет ждать конца выступления, когда хореограф заметит и отругает; Или же воспитанник подойдет и расскажет о проблеме, но в ответ не получит помощи от педагога.
Выводы исследования. Хореографический коллектив — это сплочённая команда, которая существует для комплексной работы и благодаря ей. Цель существования такого коллектива выполнение общего труда по достижению поставленной цели перед коллективом, созданию базиса для дальнейшей творческой и профессиональной работы, наращиванию потенциала коллектива. И все это должно видеться через призму хорошо и верно сформированной команды. Главной задачей руководителя является достижение того или иного прежде всего профессионального результата. Однако важно учитывать, что руководитель является также и идейным, творческим вдохновителем. Это много больше, чем «менеджер», коим он бы являлся, если бы не эти нюансы. Также руководителем определяются отличительные черты коллектива, и он же отвечает за их формирование [5, c. 87].
Чаще всего, однако стоит заметить, что отношения в хореографическом коллективе представляют собой дружеские и строятся в первую очередь на дружбе. Тем не менее, именно эта обычная, поверхностная в своем начале, дружба и приводит к формированию коллектива в целом [2, c. 66–67]. Формируется командный дух с малого: педагог привлекает участников коллектива к решению каких-либо задач, участии в составлении планов и будущего курса коллектива, тем самым демонстрируя, что участник не только взаимозаменяемая часть команды, но и личность, мнение которого важно и имеет вес.
Разумеется, хореографический коллектив должен развиваться в первую очередь с технической и профессиональной стороны. Однако без сохранения дружественной атмосферы, взаимопомощи и взаимовыручки — это просто невозможно. При различных ссорах и конфликтах внутри коллектива, которые неминуемы — о раскрытии потенциала и качественных выступлений нет и никакой речи, каким бы физически или технически не был развит коллектив. Именно поэтому командообразование, которое ложиться на плечи руководителя коллектива так важно.
Итак, согласно данным концепциям мы не можем рассматривать тимбилдинг как просто метод поддержания социально-психологического климата.
Литература:
- Уточнение понятия Teambuilding. Командообразование в четырех подсказках. / Сообщество профессионалов в области управления персоналом «HR. RU Управление персоналом» [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://hrru.com/2010/01/utochnenie-ponyatiya-teambuilding-komandoobrazovan ie-vchetyrex-podskazkax/, свободный. — Загл. с экрана.
- Ленская И. Ю. Преимущества использования командного менеджмента и особенности применения тимбилдинга в процессе стабилизации персонала современных организаций // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, № 1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. С экрана. Яз. рус., англ.
- Исхакова М. Г. Тимбилдинг: раскрытие ресурсов организации и личности. — СПб.: Речь, 2010. — 256 с.
- Суминова, Т. Н. Психологические технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Т. Н. Суминова. — М.: МГУКИ, 2017. — 104 с.
- Новикова, Г. Н. Менеджмент творческо-производственной деятельности (технологии, ресурсы): учебное пособие / Г. Н. Новикова. — М.: МГУКИ, 2014. — 438 c.