В статье определяется история, понятие и функции супервизии в социальной работе, приводится классификация направлений.
Ключевые слова: супервизия, социальная работа, социальный работник, супервизор, профессиональное выгорание.
Социальная работа в России является молодой отраслью, не имеющей под собой на данный момент устойчивого фундамента теории и технологии. Современное состояние характеризуется узкой практической направленностью, низким профессионализмом кадров, отсутствием достаточного образования и сопровождения специалистов в данной области.
Социальная работа рассматривается более как часть практической деятельности государства, нежели как профессия. В связи с этим появляется ряд проблем определенного рода: недостаточная компетентность кадров, неэффективность трудового процесса, незаинтересованность специалистов в своей профессии, быстрое профессиональное выгорание.
Данные проблемы можно решить внедрением определенных технологий, одна из которых — супервизия.
Одной из первых проблемами обучения социальных работников основами супервизии начала заниматься американский психолог Вирджиния Робинсон. Она исследовала феномен перенесения специалистами личного опыта на контакты с клиентами [4].
Понятие «supervision» с английского языка переводится как «надзор, наблюдение, надсмотр, руководство». В социальной работе этот термин предполагает наличие профессионала-супервизора, который является одновременно наблюдателем «сверху» и опытным работником, знающим гораздо больше и глубже, чем социальный работник или студент, оказывает ему помощь в его профессиональной деятельности.
«Супервизия — это последовательный процесс корректирующего консультирования и обучения, ориентированный на активизацию личностного и профессионального потенциала специалиста» [4, с. 336].
Супервизия предполагает, что «опытное и профессионально компетентное лицо (супервизор) предлагает профессионально неопытному лицу (супервизируемому) возможности обучения в форме консультаций, инструкций или контроля, связанных со специфическими профессиональными задачами, с целью расширения или углубления личной, социальной и профессиональной компетенции» [1, с. 58].
В процессе свободного обмена знаниями и опытом, супервизор старается создать особую атмосферу взаимопонимания, ощущение безопасности, так называемую «заповедную зону». Такое открытое взаимодействие способствует свободному обсуждению и совместному решению профессиональных проблем, осмыслению и принятию чувств (в том числе и негативных), приобретению новых знаний и формированию позитивного отношения к своей профессии и профессиональному сообществу [3].
«Главное в деятельности супервизора — умение так организовать работу в коллективе, чтобы каждый независимый сотрудник был способен максимально реализоваться в работе» [2, с. 336].
Супервизором выступает специально обученный сотрудник социальной службы. Важно, чтобы роль супервизора в социальной работе выполнял именно специалист, также имеющий образование специалиста по социальной работе, чтобы не возникало таких явлений, как непонимание тех или иных аспектов деятельности, «вражда профессий» и т. д.
Американский ученый Альфред Кадушин выделяет три основные функции супервизии в социальной работе:
1) Образовательная (обучающая), которая подразумевает развитие профессиональных умений, навыков и способностей супервизируемого;
2) Поддерживающая, которая направлена на помощь в противодействии стрессам, потерянности, негативным чувствам, которые впоследствии складываются в синдром профессионального выгорания, на оценку и поддержку работника как личности;
3) Направляющая (административная), которая обеспечивает контроль деятельности социального работника [4].
Кроме основных выделяют также ряд традиционных функций супервизии:
– Консультирующая — исследование вопросов, возникающих у специалиста в ходе его работы;
– Оценочная (экспертная) — контроль достижения целей, отслеживание прогресса супервизируемого, помощь в оценке своих сильных и слабых сторон, оценка профессионализма;
– Менеджерская («менеджмент случая») — супервизия целой команды смежных специалистов, работающих с трудным клиентом, согласование профессиональных действий, осуществление общего руководства, ведение случая [5].
В связи с функциями можно выделить 3 типа или направления супервизии в социальной работе:
1. Административная супервизия — это «содействие результативной деятельности сообщества и организации через оказание поддержки работнику и совершенствование его профессиональных знаний и навыков» [4, с. 343].
В административной супервизии упор делается на организационные моменты. Супервизор в данном случае должен быть наделен административными функциями и обладать административными навыками. Он должен понимать цели и задачи организации, потребности ее сотрудников и клиентов, на основе знания целей осуществлять поэтапное планирование деятельности организации и отдельных сотрудников.
Также супервизор должен осуществлять мониторинг и оценку деятельности социальных работников. Мониторинг осуществляется по таким параметрам, как обеспечение обратной связи, условия, способствующие мотивации к работе, эффективность предоставления услуг клиентам.
2.Обучающая супервизия — это «систематизированный процесс формирования профессиональной компетенции, в основе которого лежит серия процедур, направленных на развитие профессионализации социального работника, как будущего, так и уже действующего в системе социальных служб» [4, с. 348].
Это важнейший компонент профессионализации, применяемый как в обучении студентов, так и для специалистов с целью их дальнейшего профессионального роста. Супервизируемый здесь выступает в роли ученика, а супервизор — в роли его наставника.
В основу обучающей супервизии должны быть положены принципы андрогогики (обучения взрослых).
Обучающая супервизия направлена на передачу опыта и знаний, формирование необходимых навыков и компетенций, поэтому часто ее путают с наставничеством, однако это лишь вид обучающей супервизии.
3.Поддерживающая супервизия — не только часть административной или образовательной супервизии, а целая система поддержки профессионала, система помощи, которая осуществляется в результате выстраивания индивидуальных и групповых отношений. В этой стезе исследователи (Кадушин, Мансон, Остин) рассматривают супервизию как «ресурс помощи профессионалу в ситуации эмоциональной напряженности, стресса, позволяющий мобилизовать энергию для эффективного выполнения работы» [4, с. 354].
Как и педагог, врач, и все профессии типа «человек-человек», профессия социального работника относится к наиболее подверженным быстрому профессиональному и эмоциональному выгоранию.
Проблема профессионального выгорания специалистов социальной работы в России имеют глубокие корни. Среди важнейших факторов высоких показателей такие как:
– Несоответствие между ожиданиями клиентов и ресурсами социальных служб и социальных работников;
– Большое количество «трудных» клиентов;
– Размытость границ профессиональной компетенции работников (отсутствие четких регламентов функций, излишнее межведомственное взаимодействие);
– Недостаточность заинтересованности власти и административных органов в личности социальных работников;
– Низкая престижность профессии и низкий уровень заработной платы;
– Рост объема оказываемых услуг на одного специалиста из-за сокращения работников наряду с увеличением услугополучателей и т. д.
Все это непосредственно ведет к эмоциональному и физическому истощению работников социальных служб — т. е. профессиональному выгоранию. Поддерживающая супервизия призвана решить проблему активного профессионального выгорания сотрудников.
Социальный работник — прежде всего человек, и он остается им даже тогда, когда приходит на работу. Он не может быть хладнокровен и стабилен, как машина. Но мало кто из руководства социальных служб готов видеть в своих сотрудниках людей, а не машины. Социальные работники вынуждены обучаться всему прямо во время деятельности, разговаривать о своих проблемах с семьей, часто не иметь поддержки от коллег и начальства.
Социальная работа должна быть гуманна не только к клиентам, но и к самим социальным работникам.
Литература:
1. Коновалова Л. А. Роль супервизии в профессиональном становлении психолога-консультанта // Психологические аспекты профессионального становления: сб. материалов Всерос. межвуз. Науч. Конф.. — М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2009. — С. 58–67.
2. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. В. И. Жукова. — М.: РГСУ, 2008. — 412 с.
3. Страбахина Т. Н., Яковлева И. В. Супервизия как технология обучения и психологической поддержки в помогающих профессиях // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 1. — С. 126–130.
4. Фирсов М. В. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 557 с.
5. Чечурова, Ю. Ю. Супервизия в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Ю. Ю. Чечурова; М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджет. образов. учреждение высш. образования «Тверской государственный технический университет». — Тверь: ТГТУ, 2018. — 79 с.