Технологии супервизии в социальных учреждениях: функции и направления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 13.01.2020

Статья просмотрена: 3894 раза

Библиографическое описание:

Кокорева, Ю. В. Технологии супервизии в социальных учреждениях: функции и направления / Ю. В. Кокорева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66265/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье определяется история, понятие и функции супервизии в социальной работе, приводится классификация направлений.

Ключевые слова: супервизия, социальная работа, социальный работник, супервизор, профессиональное выгорание.

Социальная работа в России является молодой отраслью, не имеющей под собой на данный момент устойчивого фундамента теории и технологии. Современное состояние характеризуется узкой практической направленностью, низким профессионализмом кадров, отсутствием достаточного образования и сопровождения специалистов в данной области.

Социальная работа рассматривается более как часть практической деятельности государства, нежели как профессия. В связи с этим появляется ряд проблем определенного рода: недостаточная компетентность кадров, неэффективность трудового процесса, незаинтересованность специалистов в своей профессии, быстрое профессиональное выгорание.

Данные проблемы можно решить внедрением определенных технологий, одна из которых — супервизия.

Одной из первых проблемами обучения социальных работников основами супервизии начала заниматься американский психолог Вирджиния Робинсон. Она исследовала феномен перенесения специалистами личного опыта на контакты с клиентами [4].

Понятие «supervision» с английского языка переводится как «надзор, наблюдение, надсмотр, руководство». В социальной работе этот термин предполагает наличие профессионала-супервизора, который является одновременно наблюдателем «сверху» и опытным работником, знающим гораздо больше и глубже, чем социальный работник или студент, оказывает ему помощь в его профессиональной деятельности.

«Супервизия — это последовательный процесс корректирующего консультирования и обучения, ориентированный на активизацию личностного и профессионального потенциала специалиста» [4, с. 336].

Супервизия предполагает, что «опытное и профессионально компетентное лицо (супервизор) предлагает профессионально неопытному лицу (супервизируемому) возможности обучения в форме консультаций, инструкций или контроля, связанных со специфическими профессиональными задачами, с целью расширения или углубления личной, социальной и профессиональной компетенции» [1, с. 58].

В процессе свободного обмена знаниями и опытом, супервизор старается создать особую атмосферу взаимопонимания, ощущение безопасности, так называемую «заповедную зону». Такое открытое взаимодействие способствует свободному обсуждению и совместному решению профессиональных проблем, осмыслению и принятию чувств (в том числе и негативных), приобретению новых знаний и формированию позитивного отношения к своей профессии и профессиональному сообществу [3].

«Главное в деятельности супервизора — умение так организовать работу в коллективе, чтобы каждый независимый сотрудник был способен максимально реализоваться в работе» [2, с. 336].

Супервизором выступает специально обученный сотрудник социальной службы. Важно, чтобы роль супервизора в социальной работе выполнял именно специалист, также имеющий образование специалиста по социальной работе, чтобы не возникало таких явлений, как непонимание тех или иных аспектов деятельности, «вражда профессий» и т. д.

Американский ученый Альфред Кадушин выделяет три основные функции супервизии в социальной работе:

1) Образовательная (обучающая), которая подразумевает развитие профессиональных умений, навыков и способностей супервизируемого;

2) Поддерживающая, которая направлена на помощь в противодействии стрессам, потерянности, негативным чувствам, которые впоследствии складываются в синдром профессионального выгорания, на оценку и поддержку работника как личности;

3) Направляющая (административная), которая обеспечивает контроль деятельности социального работника [4].

Кроме основных выделяют также ряд традиционных функций супервизии:

– Консультирующая — исследование вопросов, возникающих у специалиста в ходе его работы;

– Оценочная (экспертная) — контроль достижения целей, отслеживание прогресса супервизируемого, помощь в оценке своих сильных и слабых сторон, оценка профессионализма;

– Менеджерская («менеджмент случая») — супервизия целой команды смежных специалистов, работающих с трудным клиентом, согласование профессиональных действий, осуществление общего руководства, ведение случая [5].

В связи с функциями можно выделить 3 типа или направления супервизии в социальной работе:

1. Административная супервизия — это «содействие результативной деятельности сообщества и организации через оказание поддержки работнику и совершенствование его профессиональных знаний и навыков» [4, с. 343].

В административной супервизии упор делается на организационные моменты. Супервизор в данном случае должен быть наделен административными функциями и обладать административными навыками. Он должен понимать цели и задачи организации, потребности ее сотрудников и клиентов, на основе знания целей осуществлять поэтапное планирование деятельности организации и отдельных сотрудников.

Также супервизор должен осуществлять мониторинг и оценку деятельности социальных работников. Мониторинг осуществляется по таким параметрам, как обеспечение обратной связи, условия, способствующие мотивации к работе, эффективность предоставления услуг клиентам.

2.Обучающая супервизия — это «систематизированный процесс формирования профессиональной компетенции, в основе которого лежит серия процедур, направленных на развитие профессионализации социального работника, как будущего, так и уже действующего в системе социальных служб» [4, с. 348].

Это важнейший компонент профессионализации, применяемый как в обучении студентов, так и для специалистов с целью их дальнейшего профессионального роста. Супервизируемый здесь выступает в роли ученика, а супервизор — в роли его наставника.

В основу обучающей супервизии должны быть положены принципы андрогогики (обучения взрослых).

Обучающая супервизия направлена на передачу опыта и знаний, формирование необходимых навыков и компетенций, поэтому часто ее путают с наставничеством, однако это лишь вид обучающей супервизии.

3.Поддерживающая супервизия — не только часть административной или образовательной супервизии, а целая система поддержки профессионала, система помощи, которая осуществляется в результате выстраивания индивидуальных и групповых отношений. В этой стезе исследователи (Кадушин, Мансон, Остин) рассматривают супервизию как «ресурс помощи профессионалу в ситуации эмоциональной напряженности, стресса, позволяющий мобилизовать энергию для эффективного выполнения работы» [4, с. 354].

Как и педагог, врач, и все профессии типа «человек-человек», профессия социального работника относится к наиболее подверженным быстрому профессиональному и эмоциональному выгоранию.

Проблема профессионального выгорания специалистов социальной работы в России имеют глубокие корни. Среди важнейших факторов высоких показателей такие как:

– Несоответствие между ожиданиями клиентов и ресурсами социальных служб и социальных работников;

– Большое количество «трудных» клиентов;

– Размытость границ профессиональной компетенции работников (отсутствие четких регламентов функций, излишнее межведомственное взаимодействие);

– Недостаточность заинтересованности власти и административных органов в личности социальных работников;

– Низкая престижность профессии и низкий уровень заработной платы;

– Рост объема оказываемых услуг на одного специалиста из-за сокращения работников наряду с увеличением услугополучателей и т. д.

Все это непосредственно ведет к эмоциональному и физическому истощению работников социальных служб — т. е. профессиональному выгоранию. Поддерживающая супервизия призвана решить проблему активного профессионального выгорания сотрудников.

Социальный работник — прежде всего человек, и он остается им даже тогда, когда приходит на работу. Он не может быть хладнокровен и стабилен, как машина. Но мало кто из руководства социальных служб готов видеть в своих сотрудниках людей, а не машины. Социальные работники вынуждены обучаться всему прямо во время деятельности, разговаривать о своих проблемах с семьей, часто не иметь поддержки от коллег и начальства.

Социальная работа должна быть гуманна не только к клиентам, но и к самим социальным работникам.

Литература:

1. Коновалова Л. А. Роль супервизии в профессиональном становлении психолога-консультанта // Психологические аспекты профессионального становления: сб. материалов Всерос. межвуз. Науч. Конф.. — М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2009. — С. 58–67.

2. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. В. И. Жукова. — М.: РГСУ, 2008. — 412 с.

3. Страбахина Т. Н., Яковлева И. В. Супервизия как технология обучения и психологической поддержки в помогающих профессиях // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 1. — С. 126–130.

4. Фирсов М. В. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 557 с.

5. Чечурова, Ю. Ю. Супервизия в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Ю. Ю. Чечурова; М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджет. образов. учреждение высш. образования «Тверской государственный технический университет». — Тверь: ТГТУ, 2018. — 79 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, социальный работник, профессиональное выгорание, клиент, проблема, профессиональная компетенция, работа, работник, Россия, специалист.


Похожие статьи

Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики

В статье определяется история, понятие профессионального выгорания, приводится классификация и описание основных моделей, а также классификация основных причин, приводящих к профессиональному выгоранию.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Медиация как технология социальной работы

В статье рассматриваются возможности применения медиации как технологии при разрешении конфликтов в социальной работе. Автор излагает свое видение данной процедуры в рамках классификации технологий социальной работы.

Различия между мотивацией и стимулированием персонала предприятия

В данной статье рассматривается сущность понятий мотивация и стимулирование персонала, анализируются типичные ошибки, связанные с трактованные этих понятий. После сравнения понятий приводится ряд отличий между мотивацией и стимуляцией.

Понятие манипуляции в общении

В статье рассмотрен термин «манипуляция» в понимании различных авторов. Также выделены виды, причины, признаки манипулятивных воздействий и их критерии эффективности.

Геймификация как способ стимулирования персонала

В статье рассмотрен метод геймификации, как способ стимулирования персонала, обозначены способы его внедрения в рабочую среду, примеры геймификации, ее позитивные и негативные стороны.

Особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов (на материале констатирующего эксперимента)

В статье авторы пытаются определить особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов.

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Влияние ценностных ориентиров на мотивацию профессиональной деятельности студентов-парикмахеров

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций мотивации в психологии.

Похожие статьи

Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики

В статье определяется история, понятие профессионального выгорания, приводится классификация и описание основных моделей, а также классификация основных причин, приводящих к профессиональному выгоранию.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Медиация как технология социальной работы

В статье рассматриваются возможности применения медиации как технологии при разрешении конфликтов в социальной работе. Автор излагает свое видение данной процедуры в рамках классификации технологий социальной работы.

Различия между мотивацией и стимулированием персонала предприятия

В данной статье рассматривается сущность понятий мотивация и стимулирование персонала, анализируются типичные ошибки, связанные с трактованные этих понятий. После сравнения понятий приводится ряд отличий между мотивацией и стимуляцией.

Понятие манипуляции в общении

В статье рассмотрен термин «манипуляция» в понимании различных авторов. Также выделены виды, причины, признаки манипулятивных воздействий и их критерии эффективности.

Геймификация как способ стимулирования персонала

В статье рассмотрен метод геймификации, как способ стимулирования персонала, обозначены способы его внедрения в рабочую среду, примеры геймификации, ее позитивные и негативные стороны.

Особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов (на материале констатирующего эксперимента)

В статье авторы пытаются определить особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов.

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Влияние ценностных ориентиров на мотивацию профессиональной деятельности студентов-парикмахеров

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций мотивации в психологии.

Задать вопрос