В статье дается характеристика нормативно-правовых и локальных актов регламентирующих гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а так же перечня социальных гарантий, на которые могут рассчитывать сотрудники при прекращении службы.
Ключевые слова: гарантии социальной защиты, прекращение службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выплаты, пособия, компенсации.
Одной из приоритетных задач реформирования уголовно-исполнительной системы России согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. [4], является обеспечение должного уровня социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Реализация мер по соблюдению социальных гарантий, предусмотренных для сотрудников системы действующим законодательством должно осуществляться с учетом необходимости интеграции России в Европейское правовое пространство, соблюдения международных стандартов, а также обеспечения престижа службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Основным нормативно-правовым актом, призванным решить поставленные перед уголовно-исполнительной системой задачи в сфере обеспечения социальных гарантий сотрудников, был и остается Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон «О социальных гарантиях») [2], в соответствии с которым, было принято несколько подзаконных актов, касающихся выплат на санаторно-курортное лечение, подъемного пособия и суточных при переезде на новое место службы в другой населенный пункт, выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением обязанностей, жилищного обеспечения и других.
При этом следует признать, что кадровая ситуация в органах уголовно-исполнительной системы России складывается далеко не лучшим образом. Это в большинстве своем можно объяснить и недостаточной нормативно-правовой обеспеченностью регулирования служебных правоотношений, и слабой социально-правовой защищенностью в том числе, и в значительной степени возросшими физическими и морально-психологическими нагрузками на личный состав.
О неудовлетворительности современного состояния кадрового состава уголовно-исполнительной системы России говорит число уволенных сотрудников, которое значительно выше, чем принятых на службу. Для выхода из сложившейся напряженной кадровой ситуации в системе необходимо обновление нормативно-правовой базы, регулирующей служебные отношения.
Так, в свете реформирования уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации был принят и уже вступил в законную силу (01.08.2018) Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон «О службе в уголовно-исполнительной системе России») [3], которым урегулированы правовые, организационные, социальные и финансово-экономические основы прохождения, а так же прекращения службы в уголовно-исполнительной системе. Следует отметить, что нормы касающиеся гарантий социальной защиты сотрудников системы вышеназванного Закона практически дублируют положения Закона «О социальных гарантиях».
Гарантиям социальной защиты сотрудника системы посвящена глава 9 Закона «О службе в уголовно-исполнительной системе России». Условно их можно разделить на законодательно установленные государством социальные гарантии, направленные на повышение и укрепление социального статуса сотрудники при прохождении службы и направленные на обеспечение социальной защищенности сотрудников при прекращении ими службы в органах уголовно-исполнительной системы России.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы обеспечиваются следующими социальными гарантиями:
– льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (1 месяц службы за 1,5 месяца), право на пенсию за выслугу лет наступает независимо от возраста уже после 14 лет службы в уголовно-исполнительной системе;
– выдача форменного обмундирования;
– возможность получения (безвозмездно) высшего образования впервые в образовательных организациях ФСИН России, обучения в адъюнктуре, докторантуре;
– бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных медицинских учреждениях;
– очередной ежегодный отпуск — от 30 календарных дней;
– ежегодно при уходе сотрудника в очередной отпуск оказывается материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания;
– денежное довольствие, которое состоит из оклада денежного содержания (должностной оклад плюс оклад по специальному званию), а также различных премий и надбавок.
Увольнение со службы сотрудников уголовно-исполнительной системы в Законе «О службе в уголовно-исполнительной системе России» именуется как прекращение службы, и представляет собой правовой институт, который включает в себя основания, порядок и условия прекращения службы для сотрудников уголовно-исполнительной системы в России. Основания, порядок и условия прекращения службы регламентированы главой 12 Закона «О службе в уголовно-исполнительной системе России» [3].
При определении основания для увольнения сотрудника учитываются его возраст, состояние здоровья, работоспособность, выслуга лет для назначения пенсии, отношение к службе, а также льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые в зависимости от оснований увольнения в соответствии с Законом «О службе в уголовно-исполнительной системе России» и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, с его согласия указывается та из них, которая дает право на получение наибольших гарантий и компенсаций.
Так на какие социальные гарантии (выплаты, пособия, иное) имеет право сотрудник уволившийся из уголовно-исполнительной системы? Здесь следует отметить, что служба в органах уголовно-исполнительной системы имеет массу особенностей и своих специфических моментов. При уходе на пенсию, по выслуге лет, по болезни и иным основаниям законодательством установлено обеспечение увольняющегося единовременным пособием и иными выплатами. Чем больше составляет срок службы в органах уголовно-исполнительной системы, тем больший размер денежных выплат полагается при расчете.
Увольняющемуся из системы выплачивают:
– остаток (полный расчет) по заработной плате и по всем видам довольствия;
– компенсацию за неиспользованные дни отпуска.
Кроме этого, в зависимости от основания, по которому сотрудник уходит из службы, а также от стажа службы положены иные выплаты.
Так, в соответствии с п. 7 ст. 3 Закона «О социальных гарантиях», сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы [2].
Кроме того, согласно пп. 5 и 6 ст. 70 Закона «О службе в уголовно-исполнительной системе России», гражданину, уволенному со службы в уголовно-исполнительной системе по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1, пп. 8, 11 или 12 ч. 2 либо п. 1 ч. 3 ст. 84 указанного Закона, стаж службы в уголовно-исполнительной системе засчитывается в непрерывный стаж службы для исчисления надбавки за выслугу лет и предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
Гражданину, проходившему службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, при поступлении на работу в указанных районах и местностях после увольнения со службы по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1, пп. 8, 11 или 12 ч. 2 либо п. 1 ч. 3 ст. 84 вышеуказанного Закона независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения со службы и днем приема на работу стаж службы в указанных районах и местностях засчитывается в общий стаж работы для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 69 Закона «О службе в уголовно-исполнительной системе России», обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Законом «О социальных гарантиях» и иными федеральными законами [3].
Решение жилищных вопросов очередников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных вопросов по месту службы, осуществляется по следующим направлениям: выдача государственных жилищных сертификатов (далее — ГЖС), а так же предоставление сотрудникам и гражданам единовременной социальной выплаты (далее — ЕСВ).
Порядок выдачи ГЖС в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации установлен приказом ФСИН России от 02.03.2018 № 181 «Об установлении Порядка и сроков формирования списков граждан — участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты, а также оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе» [6].
Предоставление сотрудникам и гражданам ЕСВ предусмотрено Законом «О социальных гарантиях сотрудникам», и предоставляется сотрудникам и гражданам в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369) [5].
При этом следует иметь в виду, что право на получение ГЖС имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, во-первых, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а во-вторых, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исследование в данном направлении показывает, что на практике, в организации работы по социально-правовой защите сотрудников системы существуют определенные недостатки, которые возможно решить путем внесения в определенные нормативные правовые и подзаконные акты изменений.
К примеру, с проблемой обеспечения жильем сталкивается с одной стороны немало молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы и с другой уже ушедших на пенсию.
Из системного толкования вышеназванных актов следует, что правом на получение как ГЖС, так и ЕСВ обладают только те сотрудники системы, которые отслужили 10 и более лет. Кроме того, при уходе на пенсию, даже при стаже службы в органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, можно не получить ни ГЖС, ни ЕСВ, если сотрудник во время службы в первом случае, не был признан нуждающимся в жилье, а во втором случае, во время не встал на учет.
Решением указанной проблемы в отношении молодых сотрудников отслуживших 5 лет в органах системы может стать льготное ипотечное кредитование. В случае получения сотрудником при исполнении служебных обязанностей травмы или инвалидности, а так же в случае гибели сотрудника уже приобретшего жилье за счет средств льготного ипотечного кредита, гашение задолженности должно взять на себя государство за счет средств бюджета. Для сотрудников отслуживших 10 лет должна быть предусмотрена автоматическая постановка на учет для получения ЕСВ.
Для дальнейшего развития и совершенствования социальной сферы уголовно-исполнительной системы требуется устранить пробелы в действующем законодательстве регламентирующем гарантии социальной защиты, как действующих сотрудников, так и уволившихся. Кроме того, к решению социальных проблем следует привлечь и органы субъектов Федерации.
При таких изменениях в законодательстве возрастет стимул для поступления и дальнейшего прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы России, значительно повысится авторитет как самой службы, так и государства в обеспечении защиты лиц проходивших службу, тем самым достигнув наименьших кадровых потерь.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. (ред. от 05.02.2014) // Российская газета. — 1993. — 25дек.; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 6. — Ст. 548.
- О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2019 года).
- О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: федер. закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред. от 01.10.2019) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2019 года).
- Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.: распоряж. Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2019 года).
- О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации (вместе с «Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации»): пост. Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (ред. от 15.11.2019) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2019 года).
- Об установлении Порядка и сроков формирования списков граждан — участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством: приказ ФСИН России от 02.03.2018 № 181 // URL: http:// www.fsin.rf (дата обращения 10.12.2019 года).